такой сложной синтаксической конструкции, как период.
Период – двучастная
конструкция. Одна из ее частей – протазис – состоит, как правило, из нескольких синтаксических параллельных конструкций и сопровождается повышением интонации, другая часть – аподозис – представляет общий член ко всем частям протазиса и сопровождается понижением интонации, он обычно состоит из одной части.
ПРИМЕР:
Властолюбие: перед взором его человек пресмыкается, гнется и становится ниже змеи и свиньи; Властолюбие: оно же заманчиво поднимается к чистым и одиноким и вверх к самодовлеющим вершинам, пылая, как любовь, заманчиво рисующая пурпурные блаженства на земных небесах. Властолюбие: но кто назовет его любием, когда высокое стремится вниз к власти! (Ф.Ницше)
Бывают и такие периоды, в которых протазис состоит из одной части, а аподозис – из нескольких:
ПРИМЕР:
Среди человеческих стремлений стремление к мудрости совершеннее, возвышеннее, полезнее и приятнее всех. Совершеннее потому, что человек, со всем рвением устремляющийся к мудрости, уже становится обладателем некоторой части истинного блаженства; как говорит Мудрец: «Блажен человек, который снискал мудрость». Возвышеннее потому, что именно через него человек более всего уподобляется Богу, создавшему «все в премудрости»; а так как подобие – причина любви, то стремление к мудрости более всего связывает его с Богом дружбой, почему и сказано в Книге Премудрости, что мудрость – «неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом, посредством даров учения».Полезнее потому, что через мудрость входят в царство бессмертия, ибо «желание премудрости возводит к царству». А приятнее потому, что «в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость» (Фома Аквинский)