Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Крылатые слова

Содержание

А Васька слушает да ест Цитата из басни И.А.Крылова "Кот и повар" (1813). Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.
Крылатые слова А Васька слушает да ест Цитата из басни И.А.Крылова А впрочем, он дойдет до степеней известныхЦитата из комедии А.С.Грибоедова А судьи кто? Цитата из комедии А.С.Грибоедова Авгиевы конюшни В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?Цитата из комедии Н.В.Гоголя Ариаднина нить Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из Ахиллесова пята В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых сильных Ба! знакомые все лица Цитата из комедии А.С.Грибоедова Базаров. Базаровщина По имени Базарова, героя романа И.С.Тургенева Бальзаковский возрастВыражение возникло после выхода романа французского писателя Оноре Бальзака (1799-1850) Беден, как Лазарь. Петь ЛазаряВыражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21), из Белая ворона Выражение это, как обозначение редкого, резко отличного от остальных человека, Блудный сын Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука,15,11-32), в В России две напасти... Выражение это, характеризующее царскую Россию в период торжества В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и Вавилонское столпотворение Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне Вавилонское столпотворениеВыражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, Вкушать от древа познания добра и зла Выражение возникло из библейского мифа Во всех ты, Душенька, нарядах хорошаЦитата из поэмы И.Ф.Богдановича (1743-1803) Вот приедет барин - барин нас рассудитЦитата из стихотворения Н.А.Некрасова Все дороги ведут в Рим Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную речь, Герой не моего романа Цитата из комедии А.С.Грибоедова Глас вопиющего в пустыне Выражение из Библии (Исаия, 40,3; цитируется: Матф., 3, Гордиев узел По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел избрать Дамоклов меч Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении Двадцать два несчастья Так в пьесе А.П.Чехова Дом построить на пескеВыражение возникло из евангельской притчи о Драконовские законы [меры, наказания] Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, Золотой дождь Выражение употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение. Возникло из греческих И дым отечества нам сладок и приятен Цитата из комедии А.С.Грибоедова Козел отпущения [искупления] Библейское выражение (Левит,16,21-22), возникшее из описания существовавшего у древних Лишние люди. Лишний человек Выражения эти вошли в литературную речь после появления Фонарь Диогена Греческий писатель III в. н. э. Диоген Лаэртский в 4-й Чтение - вот лучшее учение Цитат из письма А. С. Пушкина к Ярмарка тщеславия Выражение из книги английского писателя Джона Бэньяна (1628-1688) Крылатые слова Выражение это восходит к Гомеру (см.
Слайды презентации

Слайд 2 А Васька слушает да ест
Цитата из басни И.А.Крылова

А Васька слушает да ест Цитата из басни И.А.Крылова

"Кот и повар" (1813). Употребляется в значении: один говорит,

а другой не обращает на него никакого внимания.


Слайд 3 А впрочем, он дойдет до степеней известных
Цитата из

А впрочем, он дойдет до степеней известныхЦитата из комедии А.С.Грибоедова

комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (1824), д.1, явл.7, слова

Чацкого: А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Цитируется в применении к тем, кто угодничает перед кем-нибудь для достижения своих корыстных целей.


Слайд 4 А судьи кто?
Цитата из комедии А.С.Грибоедова "Горе от

А судьи кто? Цитата из комедии А.С.Грибоедова

ума" (1824), д.2, явл.5, слова Чацкого: А судьи кто?

- За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма.


Слайд 5 Авгиевы конюшни
В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные

Авгиевы конюшни В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия,

конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет

не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение "авгиевы конюшни" применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих больших усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в древности


Слайд 6 Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
Цитата

Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?Цитата из комедии Н.В.Гоголя

из комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" (1836), д.1, явл.1, слова Городничего

об учителе: "Он ученая голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушаю его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?" Последняя фраза получила крылатость в значении: зачем же переходить меру.


Слайд 7 Ариаднина нить
Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ,

Ариаднина нить Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти

помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло

из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий. Метаморфозы, 8, 172; Героиды,10, 103).


Слайд 8 Ахиллесова пята
В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один

Ахиллесова пята В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) - один из самых

из самых сильных и храбрых героев; он воспет в

"Илиаде" Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение "ахиллесова (или ахиллова) пята" употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

Слайд 9 Ба! знакомые все лица
Цитата из комедии А.С.Грибоедова "Горе

Ба! знакомые все лица Цитата из комедии А.С.Грибоедова

от ума" (1824), д.4, явл.14, слова Фамусова.


Слайд 10 Базаров. Базаровщина
По имени Базарова, героя романа И.С.Тургенева "Отцы

Базаров. Базаровщина По имени Базарова, героя романа И.С.Тургенева

и дети" (1862), так называют тех представителей разночинно-демократической интеллигенции

60-х годов XIX в., которые, вступив в резкую идеологическую борьбу с либерально-дворянской интеллигенцией предшествующего поколения, полемически заостряли проявления своего материалистического миросозерцания. Крайности их мировоззрения (узкий практицизм, грубый материализм, отрицание искусства и т.п.) обозначают словом "базаровщина".


Слайд 11 Бальзаковский возраст
Выражение возникло после выхода романа французского писателя

Бальзаковский возрастВыражение возникло после выхода романа французского писателя Оноре Бальзака (1799-1850)

Оноре Бальзака (1799-1850) "Тридцатилетняя женщина" (1831); употребляется как шутливая

характеристика женщин в возрасте 30-40 лет. В этом же значении отсюда возникли выражения: "Бальзаковская женщина", "Бальзаковская героиня".
 


Слайд 12 Беден, как Лазарь. Петь Лазаря
Выражение возникло из Евангелия

Беден, как Лазарь. Петь ЛазаряВыражение возникло из Евангелия (Лука, 16, 20-21),

(Лука, 16, 20-21), из притчи о нищем Лазаре, который

лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими со стола его. В старину нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели "духовные стихи" и особенно часто "стих о бедном Лазаре", созданный на сюжет евангельской притчи. Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. Отсюда пошли выражения "петь Лазаря", "прикидываться Лазарем", употребляется в значении: жаловаться на судьбу, плакаться, клянчить, притворяться бедняком, несчастным.


Слайд 13 Белая ворона
Выражение это, как обозначение редкого, резко отличного

Белая ворона Выражение это, как обозначение редкого, резко отличного от остальных

от остальных человека, дано в 7-й сатире римского поэта

Ювенала (середина 1 в.- после 127 г. н.э.): Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает.
 


Слайд 14 Блудный сын
Выражение возникло из евангельской притчи о блудном

Блудный сын Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне (Лука,15,11-32),

сыне (Лука,15,11-32), в которой рассказывается о том, как некий

человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему; отец сжалился над ним, обнял его поцеловал; и сын сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: "Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Выражение "блудный сын" значит: сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.
 


Слайд 15 В России две напасти...
Выражение это, характеризующее царскую Россию

В России две напасти... Выражение это, характеризующее царскую Россию в период

в период торжества реакции при Александре III, принадлежат В.А.Гиляровскому

(1853-1935). Н.Д.Телешов вспоминает: "Гиляй" щедро расточал направо и налево экспромты по всякому поводу, иногда очень ловко и остроумно укладывая в два или четыре стиха ответ на целые тирады, только что услышанные. Когда только что появилась толстовская пьеса "Власть тьмы", Гиляй сострил: В России две напасти: Внизу - власть тьмы, А наверху - тьма власти.


Слайд 16 В человеке должно быть все прекрасно: и лицо,

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда,

и одежда, и душа, и мысли
Цитата из пьесы А.П.Чехова

"Дядя Ваня" (1897); эти слова произносит доктор Астров (д.2). Часто цитируется только первая половина фразы.
 


Слайд 17 Вавилонское столпотворение
Выражение возникло из библейского мифа о попытке

Вавилонское столпотворение Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в

построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть

неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог "смешал язык их", они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку (Бытие, 11,1-9). Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха.


Слайд 18 Вавилонское столпотворение
Выражение возникло из библейского мифа о попытке

Вавилонское столпотворениеВыражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне

построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть

неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог "смешал язык их", они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку (Бытие, 11,1-9). Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха.


Слайд 19 Вкушать от древа познания добра и зла
Выражение возникло

Вкушать от древа познания добра и зла Выражение возникло из библейского

из библейского мифа о произраставшем в раю дереве познания

добра и зла, вкушать плоды которого Адаму было запрещено богом под страхом смерти. Но змий-искуситель убедил Еву, что вкусившие плодов этого дерева не умрут, но будут "как боги, знающие добро и зло". Ева нарушила запрет и побудила Адама сделать то же. За неповиновение богу они были изгнаны из рая (Бытие,3). Выражение употребляется в значении: приобретать знания, постигать смысл разнообразных явлений.


Слайд 20 Во всех ты, Душенька, нарядах хороша
Цитата из поэмы

Во всех ты, Душенька, нарядах хорошаЦитата из поэмы И.Ф.Богдановича (1743-1803)

И.Ф.Богдановича (1743-1803) "Душенька" (1778): Во всех ты, Душенька, нарядах хороша: По

образу ль какой царицы ты одета, Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша, Во всех ты чудо света. Эта цитата поставлена эпиграфом к повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".
 


Слайд 21 Вот приедет барин - барин нас рассудит
Цитата из

Вот приедет барин - барин нас рассудитЦитата из стихотворения Н.А.Некрасова

стихотворения Н.А.Некрасова "Забытая деревня" (1856): "Вот приедет барин - барин

нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу", - думает старушка.


Слайд 22 Все дороги ведут в Рим
Средневековая поговорка, вошедшая в

Все дороги ведут в Рим Средневековая поговорка, вошедшая в нашу литературную

нашу литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621-1695) "Третейский

судья, брат милосердия и пустынник".


Слайд 23 Герой не моего романа
Цитата из комедии А.С.Грибоедова "Горе

Герой не моего романа Цитата из комедии А.С.Грибоедова

от ума" (1824),д.3,явл.1: Чацкий Но Скалозуб? Вот загляденье! За армию стоит горой, И

прямизною стана, Лицом и голосом - герой… Софья Не моего романа. Выражение это употребляется в значении: не в моем вкусе.


Слайд 24 Глас вопиющего в пустыне
Выражение из Библии (Исаия, 40,3;

Глас вопиющего в пустыне Выражение из Библии (Исаия, 40,3; цитируется: Матф.,

цитируется: Матф., 3, 3; Марк, 1,3; Иоанн, 1,23), употребляется

в значении: напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без внимания, без ответа.
 


Слайд 25 Гордиев узел
По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым

Гордиев узел По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел

оракул повелел избрать царем того, кто первый встретится им

с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царем. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса и к дышлу ее прикрепил ярмо, завязав чрезвычайно запутанный узел. По предсказанию оракула, сумевший распутать узел должен стать властителем всей Азии. Александр Македонский рассек его мечом. Отсюда и возникло выражение "гордиев узел", означающее всякое запутанное сплетение обстоятельств; "разрубить гордиев узел" - разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения насильственным, прямолинейным способом.
 


Слайд 26 Дамоклов меч
Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном

Дамоклов меч Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного Цицероном в сочинении

в сочинении "Тускуланские беседы". Дамокл, один из приближенных сиракузского

тирана Дионисия Старшего (432 - 367 гг. до н. э.), стал завистливо говорить о нем, как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это - эмблема тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение "дамоклов меч" получило значение нависшей, угрожающей опасности.


Слайд 27 Двадцать два несчастья
Так в пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад"

Двадцать два несчастья Так в пьесе А.П.Чехова

(1903) называют конторщика Епиходова, с которым ежедневно случается какая-нибудь

комическая неприятность. Выражение это применяется к неудачникам, к людям, с которыми постоянно случается какое-нибудь несчастье

Слайд 28 Дом построить на песке
Выражение возникло из евангельской притчи

Дом построить на пескеВыражение возникло из евангельской притчи о

о "человеке безрассудном", построившем "дом свой на песке". Вскоре,

когда пошел дождь и подул ветер, дом разрушился (Матф.,7,26-27). Выражение это употребляется, когда говорится о чем-нибудь непрочном, необоснованном.

Слайд 29 Драконовские законы [меры, наказания]
Так называют непомерно суровые законы

Драконовские законы [меры, наказания] Так называют непомерно суровые законы по имени

по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики (VII в.

до н.э.). В ряду наказаний, определяемых его законами, видное место будто бы занимала смертная казнь, которой карался, например, такой проступок, как кража овощей. Существовало предание, что законы эти были написаны кровью (Плутарх. Солон). В литературной речи выражение "драконовские законы", "драконовские меры, наказания" укрепились в значении суровых, жестоких законов.
 


Слайд 30 Золотой дождь
Выражение употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение.

Золотой дождь Выражение употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение. Возникло из

Возникло из греческих мифов о Зевсе. Пленившись красотой Данаи,

дочери аргосского царя Акрисия, Зевс явился к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее. Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих художников (Тициан, Корреджо, Ван-Дейк и др.).


Слайд 31 И дым отечества нам сладок и приятен
Цитата из

И дым отечества нам сладок и приятен Цитата из комедии А.С.Грибоедова

комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (1824), д.1,явл.7, слова Чацкого,

вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит: Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен. Последний стих у Грибоедова - не вполне точная цитата из стихотворения Г.Р.Державина "Арфа" (1798): Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен.


Слайд 32 Козел отпущения [искупления]
Библейское выражение (Левит,16,21-22), возникшее из описания

Козел отпущения [искупления] Библейское выражение (Левит,16,21-22), возникшее из описания существовавшего у

существовавшего у древних евреев особого обряда возложения грехов всего

народа на живого козла; в день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню. Выражение употребляется в значении: человек, на которого постоянно сваливают чужую вину, несущий ответственность за других.


Слайд 33 Лишние люди. Лишний человек
Выражения эти вошли в литературную

Лишние люди. Лишний человек Выражения эти вошли в литературную речь после

речь после появления "Дневника лишнего человека" (1850) И.С.Тургенева. В

русской литературе XIX в. "лишние люди" - типы дворян, порвавших с крепостнической идеологией, находящихся в разладе со своей средой, полных лучших стремлений, но не сумевших найти применения своим силам в общественной жизни; позже выражение "лишние люди" стало употребляться в значении: люди, не находящие по разным причинам применения своим знаниям, не принимающие участия в общественной жизни.


Слайд 34 Фонарь Диогена
Греческий писатель III в. н. э. Диоген

Фонарь Диогена Греческий писатель III в. н. э. Диоген Лаэртский в

Лаэртский в 4-й книге своего сочинения "Жизнь, учение и

мнения знаменитых философов" рассказывает, что греческий философ Диоген (IV в до. н. э.) однажды зажег днем фонарь и, расхаживая с ним, говорил: "Я ищу человека". Возникшее отсюда выражение "искать с фонарем Диогена" употребляется в значении: упорно, но тщетно стремиться найти кого или что-либо.


Слайд 35 Чтение - вот лучшее учение
Цитат из письма А.

Чтение - вот лучшее учение Цитат из письма А. С. Пушкина

С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г.,

опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью - в 1858 г.


Слайд 36 Ярмарка тщеславия
Выражение из книги английского писателя Джона Бэньяна

Ярмарка тщеславия Выражение из книги английского писателя Джона Бэньяна (1628-1688)

(1628-1688) "Путешествие пилигрима"; пилигрим проходит через город, о котором

говорит: "Имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия". Английский романист Теккерей (1811-1863) взял выражение "ярмарка тщеславия" как заглавие для своего сатирического романа (1848), в котором изобразил нравы буржуазного общества. Выражение это употребляется как характеристика общественной среды, основным стимулом деятельности которой является тщеславие и карьеризм.

  • Имя файла: krylatye-slova.pptx
  • Количество просмотров: 121
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Аудит в pwc