Слайд 2
ТЕКСТ – от лат.textus -«ткань», «словесное единство»
ТЕКСТ – ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически
и расположенных в определенной последовательности.
Слайд 3
Наименьшая единица текста- предложение
Единица текста,
состоящая из нескольких предложений - абзац
Слайд 4
1.Тематическое единство предложений.
2.Смысловое единство предложений.
3.Способы связи между предложениями.
4.Стиль
речи.
5.Тип текста(речи).
6.Текст можно озаглавить.
7.Текст можно поделить на абзацы
(
микротемы)
Основные особенности текста
Слайд 5
Тема текста - это то общее,
что объединяет предложения в текст, это то, о чём
или о ком говорится в этом тексте.
Можно задать вопрос: о чем говорится в
тексте?
ИДЕЯ, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА – это то, к чему призывает этот текст, чему учит, ради чего он написан, это его вывод, жизненный урок.
Можно задать вопрос: чему учит текст?
С какой целью автор написал текст?
ПОМНИТЕ!
Слайд 6
ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ) ТЕКСТА – это название
произведения или отдельных его частей.
Заглавие отражает либо
тему,
либо основную мысль текста. Заглавие помогает предположить, что будет в тексте, спрогнозировать возможное развитие событий, понять идейный смысл текста.
Слайд 7
Между предложениями в тексте существует смысловая связь.
Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом,
но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
Смысловые отношения между предложениями различны:
а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого;
б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д.
Любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Слайд 8
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ
(ЦЕПНАЯ)
ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В ТЕКСТЕ
Слайд 9
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Все предложения в тексте
(кроме первого) делятся на части:
Д («ДАННОЕ») - повторяющаяся часть
предложения (из предыдущего предложения);связывает между собой предложения
Н («НОВОЕ») - информация, которую добавили; новое сообщение; развивает мысль в тексте
Слайд 10
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ
(ЦЕПНАЯ) СВЯЗЬ
«НОВОЕ» становится «ДАННЫМ»
в следующем предложении.
Последующее связано с предыдущим.
Предложения «сцепляются».
1.
2.
3.
Вокруг города раскинулись леса.
В лесах попадались озера с огромными
соснами по берегам,
Сосны все время тихонько шумели.
Слайд 11
СРЕДСТВА ЦЕПНОЙ СВЯЗИ:
повтор ключевого слова,
замена
его синонимом,
синонимическим оборотом, местоимением,
повтор того или
иного члена предложения;
однокоренные слова;
семантические соответствия или ассоциаций;
Перифразы.
Слайд 12
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
«ДАННОЕ» - одинаково во всех предложениях. Все
предложения связаны с первым. Предложения сопоставляются, противопоставляются...
1.
2.
3.
4.
Леса оздоравливают землю.
Они
не только исполинские
лаборатории, дающие кислород.
Они поглощают пыль и ядовитые газы.
Их справедливо называют «легкими города».
Слайд 13
СРЕДСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ:
- СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
(одинаковый порядок слов, одинаковые
грамматические формы)
- ВВОДНЫЕ слова (во-первых, во-вторых, наконец)
- наречия МЕСТА
(справа, слева, впереди, там)
- наречия ВРЕМЕНИ (сначала, потом) и др.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.)
Слайд 14
Задание: Рассмотрим отрывок из рассказа
В. Белова «На вокзале»: прочитайте текст и определите типы
связи предложений в нём.
Слайд 15
«Зимою не то что летом: вокзалы маленьких
станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются
они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, народу совсем нету. Зал ожидания небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутится на полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал:
— Жук, ну ты и жук!
Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. (...)
И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше. (...)»
Слайд 16
Тип связи предложений в этом отрывке —Лексический повтор:
зал ожидания... даже с котом — кот еще
не стар — Пашка угостил кота рыбной головкой.
К лексическому повтору здесь можно отнести Маша Моховка — она — ее.
Грамматический повтор: попил — перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения.
Семантические и ассоциативные связи в этом тексте: вокзалы пустые — поездов мало — народу совсем нету; вокзалы чистые — никто не сорит шелуху семечек».
Слайд 17
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Разговорный
(говорится о последовательных действиях)
Описание Книжные:
(говорится об одновременных признаках)
Рассуждение художественный
( говорится о причинах свойств или явлений)
научный
официально-деловой
публицистический
Типы речи Стили речи
СТИЛИ РЕЧИ
В зависимости от задач речи стили делятся на две группы:
-разговорный
-книжные (научный,художественный, публицистический, официально-деловой).
Каждый из стилей имеет свои характерные особенности.
Слайд 22
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Разговорный стиль представлен как в устной,
так и в письменной форме – записками, частными письмами.
Сфера разговорного стиля речи – сфера бытовых отношений.
Цель: общение, обмен мыслями.
Общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения.
Слайд 23
В квартире Голиковых зазвонил телефон:
- Але! Мишк, это
ты? Нет? Позовите мне Мишку. Быстрей!
- Что стряслось?
- Хочу
узнать: у него задачка с ответом сошлась?
- А кто это говорит?
- Санька.
- Скажи, Саня, - шепотом спросила бабушка Голиковых, - в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?
- Не, - опешил Саня, но сейчас же нашёлся: - А чё тут такого?
(А. Суконцев)
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного
языка. Он применяется в устной и письменной речи.
Основная функция – доказательное изложение научной информации. Научная речь – это монологическая речь. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Основной тип речи: рассуждение и описание.
Слайд 25
Важным средством логической организации связного текста является его
членение на абзацы. Абзац – это отрезок письменного текста
от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выражением законченности части целого, отдельным звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затрудняет её восприятие. (Б. Н. Головин)
Слайд 26
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Публицистический стиль
– это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, который
используется в агитационных целях. Основная функция – воздействие (агитация, пропаганда).
Цель: воздействие на слушателей или читателей.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, образностью, оценочностью, призывностью.
Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Слайд 27
Самая большая ценность народа – его язык. Язык,
на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо
понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. (Д. С. Лихачёв)
Слайд 28
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ
употребляется в сфере
правовых отношений, служебных, производственных.
Основная функция – точная передача
деловой информации. Он используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг.
Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, стандартизованностью и стереотипностью построения текста. Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности.
Деловое письмо
Членами
биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операции с ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи.
Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществления операций с ценными бумагами.
Слайд 30
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Стиль
художественной литературы – это стиль художественных произведений: рассказов, повестей,
романов, пьес и т.д. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью.
Цель: воздействие на слушателей или читателей произведений.
Слайд 31
Солнце уже спускалось за лес; оно бросало несколько
чуть-чуть тёплых лучей… Потом лучи гасли один за другим;
последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух.
(И. С. Тургенев)
ТИПЫ РЕЧИ
Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления,
животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование,
описание,
рассуждение.
Слайд 33
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются
события в определённой последовательности.
Повествовательный текст бывает в форме разговорного
и художественного стилей.
Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.
Слайд 34
Так прошло около часа. Месяц светил в окно,
и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг
на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.
(М. Ю. Лермонтов)
Слайд 35
ОПИСАНИЕ
Описание – смысловой тип текста, в котором
описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описательный текст может быть
в форме любого стиля.
Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
общее представление о предмете;
- описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
- авторская оценка, вывод, заключение.
Слайд 36
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех
шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в
пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытие беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. (И. Бунин)
Слайд 37
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором
утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Текст-рассуждение бывает в
форме научного стиля и его разновидностей. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.
Рассуждение строится по следующему плану:
- тезис (высказывается какая-то мысль);
- аргументы, доказывающие его;
- вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.
Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
Слайд 38
Странная это вещь – книга. Есть в ней,
мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот
вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.
Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума?