Слайд 2
Музыка и речь неразделимы
Задачи образовательной области
«Речевое развитие»:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуков аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 3
Основные задачи образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование
элементарных представлений о видах искусства;
развитие восприятия музыки;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Слайд 4
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА:
- ПРОЯВЛЕНИЕ
ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ВСЕГДА БЫЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫМИ ПО СВОЕЙ СУТИ: СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ, ПЕНИЕ, МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ИГРЫ, ТАНЦЫ, ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ТВОРЧЕСТВО ВО ВСЕХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И, ВНЕ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ, КАЖДЫЙ ИЗ ЭТИХ ВИДОВ РАЗВИВАЕТ РЕЧЬ.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования
Слайд 5
Восприятие (слушание музыки)
При прослушивании музыкальных произведений у детей расширяется
кругозор, идёт активное обогащение словарного запаса: дети узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная, игривая, отрывистая, плавная, спокойная, громкая, тихая и т.д.) и форму музыкального произведения и его жанр. В данном разделе я использую разные музыкальные пособия: «Мир музыкальных образов», «Где живёт музыка», «В мире музыки», «Портреты русских композиторов» и др. пособия, решая основные задачи по восприятию музыкальных произведений.
Слайд 6
Иллюстративный материал по слушанию музыки:
Слайд 7
Иллюстративный материал по слушанию музыки:
Слайд 8
Иллюстративный материал по слушанию музыки:
Слайд 9
Пение
При постановке певческого голоса дошкольника,
решаются такие речевые задачи:
совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно
совершенствуется и речь дошкольника);
культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность);
формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи);
развитие ладового чувства, музыкальной интонации(открывает способность к речевым интонациям).
Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
Слайд 10
Вокальное упражнение для развития голоса «Две
тетери»
Наглядные пособия с движущимися деталями, которые позволяют изменить мелодическую
линию и способствуют развитию музыкально-слуховых представлений
Слайд 11
Методическое пособие «Баба Яга»
Детям очень нравятся
развивающие игры с голосом. В этих играх непроизвольно формируется
звукообразование, развивается интонационный и фонематический слух.
Слайд 12
Речевые игры
Речевое музицирование необходимо, так как
музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом и
речью.
Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические песенки рифмовки (упражнения), которые необходимо пропевать. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.
Слайд 14
Пальчиковые игры
Способствуют развитию речи
ребёнка, двигательных качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят
к письму). Формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества . Их можно применять во время слушания, пения или как подвижную игру.
Слайд 16
Танцевальные движения
При разучивании танцевальных движений используются подговорки.
Например: «Скок, скок, скок, скок, вот какой у нас
подскок. Ножку выше поднимаем и носочек к полу тянем», «Ножка ножку выбивает, пятка пятку догоняет» и т.д.
Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова. Чем чётче произносить текст, тем лучше двигаются дети. Такой приём помогает постичь речевую культуру, способствует координации.
Слайд 17
Танец мухоморов
(«Праздник Осени» в средней группе)
Слайд 18
Игра на детских музыкальных инструментах
Метод,
помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания
о характере музыкального произведения (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использование ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, а речевой слух составляет основы слуха музыкального.
Слайд 20
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности
повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи:
помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа – всё это помогает добиваться положительных результатов в развитии речи ребёнка.
Слайд 21
Праздник Осени в средней группе