Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры

Содержание

Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного,
Русский язык  и культура речи Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры  Фигура – обобщенное название стилистических Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий. Наиболее четко выраженная Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный с античных Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной или Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы.Ты все, что Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.   В грамматике риторический вопрос Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще всего Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце Как видно, словесных средств художественной изобразительности имеется немало. Почти в каждом произведении
Слайды презентации

Слайд 2 Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры
Фигура –

Стилистические возможности русского синтаксиса. Стилистические фигуры Фигура – обобщенное название стилистических

обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличии

от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. Фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.



Слайд 3 Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале

Анафора – повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк

предложений, стихотворных строк или строф.


Только в мире и есть,

что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
(Фет)



Слайд 4 Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и

Антитеза – стилистический прием контраста, противопоставлений явлений и понятий. Наиболее четко

понятий.
Наиболее четко выраженная и простая по строению антитеза

основывается на употреблении антонимов:

Я царь – я раб, я червь – я бог!
(Державин)

Но противопоставление может быть выражено и описательно:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
(Лермонтов)

Слайд 5 Градация – стилистический прием расположения слов и выражений,

Градация – стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств

а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей

(нисходящей) значимости.

Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травою морскою….
(Пушкин)

Примеры нисходящей градации:

Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
(Лермонтов)


Слайд 6 Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению

Оксюморон – стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью

слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия,

представления.


И невозможное возможно,
Дорога долгая легка.
(Блок)

Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникает праведная Русь.
(Волошин)

… С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
(Есенин)



Слайд 7 Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический

Острота. Такая фигура представляет собой вполне четкий стилистический прием, известный с

прием, известный с античных времен.



С пятилетнего

возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кабеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла…
(«Капитанская дочка» А. С. Пушкин)

Слайд 8 Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных

Параллелизм – стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк

фраз, стихотворных строк или строф.


Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу

на прошлое с тоской.
(Лермонтов)

Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархат на смуглых плечах.
(Блок)

Слайд 9 Повторение – стилистический прием, который строится на повторении

Повторение – стилистический прием, который строится на повторении слова, выражения, песенной

слова, выражения, песенной или стихотворной строки с целью привлечь

к ним особое внимание.




Мы в поле были, По межам ходит
Венки развили, Да житушко родит, –
Венки развили «Уроди, Боже,
И жито глядели. Жито густое,
А святой Илья Жито густое,
По межам ходит, Колосистое,
Ядренистое!»


Слайд 10 Рефрен – повторение строки или нескольких строк в

Рефрен – повторение строки или нескольких строк в конце строфы.Ты все,

конце строфы.




Ты все, что сердцу мило,
С чем я сжился

умом;
Ты мне любовь и сила, –
Спи безмятежным сном!
Ты мне любовь и сила,
И свет в пути моем.

Слайд 11 Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.
В грамматике

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.  В грамматике риторический вопрос

риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но

заключающее в себе не вопрос, а сообщение.
Что ты значишь скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?

Риторическое восклицание усиливают в сообщении выражение чувства:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
(Мятлев)
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественно изображения.
Земля – владычица! К тебе чело склонил я.
(В. Соловьев)

Слайд 12 Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность

Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять,

догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во

внезапно прерванном высказывании.






Я не люблю, о Русь, твоей несменной
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!


Слайд 13 Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо

Эллипсис – фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения (чаще

члена предложения (чаще всего глагола) который подразумевается из контекста.
Я

за свечкой – свечка в печку,
Я за книжку – та бежать
И вприпрыжку под кровать.
(Чуковский)

Несколько примеров из «Белы» Лермонтова:…
Чуть зазевался, того я гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке.

Слайд 14 Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в

или словосочетания в конце стихотворной строчки.




Степям и дорогам
Не кончен

счет;
Камням и порогам
Не найден счет.
(Э. Багрицкий)

  • Имя файла: stilisticheskie-vozmozhnosti-russkogo-sintaksisa-stilisticheskie-figury.pptx
  • Количество просмотров: 196
  • Количество скачиваний: 2