2. Функции социологии.
3. О. Конт – основоположник социологии.
FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты и т. д.
2. Уровень специальных социологических исследований (теории среднего уровня) (социология семьи, социология труда, социология молодежи и т.д.)
3. Прикладная социология. Исследование актуальных проблем, имеющих непосредственную прикладную, практическую ценность (эмпирическая социология).
Предмет – это различные стороны, механизмы и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.
Объект шире, чем предмет, он многопредметен.
1. Принцип объективности означает исследование объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития, изучение всей системы фактов и положительных и отрицательных.
2. Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций.
3. Системный подход – способ научного познания, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в непрерывном единстве с целым.
Социология изучает в человеке социально-типическое.
2. Функции социологии.
Прикладная функция.
Эта функция социологии проявляется в проведении социологических исследований, которые дают информацию для осуществления социального контроля над общественными процессами.
4. Прогностическая функция социологии.
Выражается и в том, что она способна выработать научно- обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
6. Идеологическая функция.
Результаты исследований могут быть использованы в интересах различных социальных групп для достижения ими определенных социальных целей.
7. Гуманистическая функция социологии.
Социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, способствует совершенствованию общественных отношений.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
О. КОНТА. ЭВОЛЮЦИОНИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА
ПЛАН:
1. О. КОНТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУКИ СОЦИОЛОГИИ. ПОЗИТИВИЗМ О.КОНТА.
Основателем социологии считается французский философ Огюст Конт (1798 - 1857). Он ввел в научный оборот сам термин «социология». Его основными произведениями являются «Курс позитивной философии»
(1830 - 1842) и «Система позитивной политики», или социологический трактат об основах религии человечества» (1851 - 1854).
Понятие «позитивного» (или «положительного») употребляется в произведениях Конта в разных значениях: методологическом, мировоззренческом, идеологическом, практически-политическом, этическом и т.д.
При подобной ориентации исследовательского взгляда речь должна идти в первую очередь об определении таких словосочетаний как «позитивное знание», «позитивное мышление», «позитивная наука».
Позитивное знание есть знание научное.
Наблюдение за этими фактами показывает, что они образуют в пространственном и временном измерениях определенные типовые сочетания. Именно эти сочетания (или связи) во всем их многообразии и должны описываться наукой.
Представление эмпирических соотношений как отношений между переменными приводит, в конечном счете, к формулировке научных законов.
Знание этих законов является единственной надежной основой для объяснения процессов и состояний, фиксируемых нами в качестве фрагментов окружающей нас действительности.
Такое «реальное» эмпирическое знание помогает человеку осваивать мир, причем не, только в интеллектуальном, но и в практическом смысле
2. ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ.
ТРИ СТАДИИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
В своем понимании закономерностей развития природы и общества Конт исходил из закона о трех состояниях (стадиях) нашего знания. «Закон трех стадий», выдвинутый О. Контом, гласит, что развитие общества представляет собой переход от одной стадии общественного сознания к другой: от теологической к метафизической и позитивной.
По утверждению Конта, наше знание последовательно проходит через три разных теоретических состояния:
На первой стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил.
Первая (теологическая) фаза этого процесса описывается в содержательном плане как эпоха господства религиозного типа мировосприятия.
О. Конт выделяет три подэтапа в рассматриваемой стадии:
фетишизм,
политеизм
монотеизм
Фетишизм как мировоззрение, которое базируется на комплексе верований, обожествляющих и олицетворяющих космические силы, отдельные объекты живой и неживой природы.
С течением времени такие воззрения, усложнились, преобразуются в иерархически упорядоченную, структурно организованную модель политеистической «картины мира».
Высший этап теологической стадии - католическое общество.
Монотеизм способствовал созданию гармонического социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов.
Совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы,
здесь порядок становится тормозом прогресса.
На метафизической стадии происходит разрушение старых устоев. «Метафизический дух» есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка.
Для достижения порядка и дисциплины, нормализации социальной целостности обществу нужна новая интегрирующая идеология, формирующаяся по мере развития научного (позитивного) знания.
В форме метафизического мышления обращение к сверхъестественным силам заменяется силой абстракции, место Бога занимает разум; метафизика, подобно теологии, пытается объяснить внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но умозрительная часть оказывается чрезвычайно преувеличенной вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать.
Научная (позитивная) стадия начинается с 1800 года. Ее суть заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Позитивное мышление направлено на познание законов с помощью разума и наблюдения.
Человеческая мысль акцентирует свое внимание не на сверхъестественном и не на объяснении с помощью абстрактных сущностей, а только на законах, представляющих собой наблюдаемые связи явлений.
Следует стремиться не к абсолютному познанию, а к познанию отношений между отдельными явлениями, общими фактами (законами), число которых становится все меньше благодаря прогрессирующему позитивному исследованию.
Сведение всех явлений к одному единственному закону - это идеал позитивной науки.
Это современное общество О. Конт назвал индустриальным.
В новом обществе есть и отрицательные моменты, поэтому задача науки состоит в том, чтобы максимально содействовать очищению этого общества от отрицательных сторон.
Решающее значение О. Конт придавал научной организации труда, непрерывному росту богатства и концентрации рабочих на фабриках. Противоречия между рабочими и предпринимателями имели для него второстепенное значение. Конфликт и противоречия он рассматривал как результат плохой организации индустриального общества, которая может быть улучшена путем реформ.
Управление он рассматривал как искусство пользования научной теорией для практических целей.
О. Конт верил в возможность изменения социальных процессов путем человеческой деятельности.
3. О. КОНТ О КЛАССИФИКАЦИИ НАУК.
В первую очередь предметом интереса для позитивного научного мышления будут становиться явления физического мира, и лишь затем ориентированный подобным образом исследовательский взгляд переключится на изучение иных областей эмпирической действительности, в частности, сфер жизни и духа
В свою классификацию он включает только обобщающие науки — т. е. только те, которые имеют своей основной целью открытие и последующую формулировку научных законов.
В список таких особо привилегированных дисциплин попадает шесть наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социальная физика (или социология).
Пять из них (со второй по шестую) являются собственно эмпирическими или предметно ориентированными, изучающими конкретные области универсума наблюдаемого опыта, одна же (первая по счету) выступает в качестве универсальной формально-инструментальной, логико-методологической основы всех остальных, как бы надстраивающихся над ней.
Социология в данной классификации предстает перед нами как
«вершина научного знания», как самая сложная и одновременно самая конкретная наука, как наука, предполагающая в качестве необходимой предпосылки для собственного актуального существования наличие высочайшего уровня развития всех прочих предшествующих ей в логическом и хронологическом отношении областей научного знания
Введение в лексический обиход термина «социология» было продиктовано рядом причин, по большей части внешнего свойства:
Конт хотел отмежеваться от иных (более специальных, также имевших хождение в его время) трактовок термина «социальная физика».
Он не хотел, что бы его сравнивали ни с Сен-Симоном, ни с Кетле, ни с кем-либо еще из авторов, которые разыгрывали теоретико-методологические партии, сходные с его собственной.
Он желал быть во всем сам по себе, хотел утверждать свою позицию как уникальную, оригинальную и новаторскую.
4. О. КОНТ О НАУКАХ АБСТРАКТНЫХ И КОНКРЕТНЫХ, О СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА).
Конт разделил всю сферу знаний на науки теоретические, к которым он отнес социологию, и практические. Науки в собственном смысле слова он разделил на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки имеют целью открытие законов, которые управляют разными классами явлений. Науки конкретные, или частные, состоят в приложении этих законов к действительной истории различных существующих предметов.
Развитие общества подчиняется тем же законам, что и природа.
Конт выделяет в структуре социологического знания
два основных раздела — социальную статику и социальную динамику.
Статический и динамический аспекты в изучении общества суть
«две стороны одной медали»: логически и эмпирически полноценное исследование реалий социальной жизни, претендующее на комплексность и единство подхода, должно непременно содержать познавательные устремления, ориентированные в обоих указанных направлениях.
Социальная статика и социальная динамика — это, прежде всего, области знания, научные сферы, имеющие свой особый предмет исследования.
Социальная статика - это раздел социологии, изучающий условия существования и законы функционирования общественной системы; теорию общественного порядка, организации, гармоническое взаимодействие всех частей общества как целостного организма.
Социальная статика изучает условия социальной стабильности.
Она интересуется именно тем сегментом социальной теории, который впоследствии получит название «гоббсовой проблемы». Речь здесь идет о первичной формулировке одного из ключевых вопросов всей системы социологического знания — вопроса «как общество поддерживает свое единство?».
В этом отношении принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, составляет основной закон социальной статики.
В системе воззрений Конта социальной динамике приписывается особая по своей значимости и важности роль: она должна стать позитивистской теорией истории, новой версией концепции общественного развития.
5. ПОРЯДОК И ПРОГРЕСС В СОЦИОЛОГИИ
О. КОНТА.
Общество есть двуединая реальность, «двуликое существо», закон жизни которого определяется принципом «порядка и прогресса». Динамическому состоянию общества соответствует понятие «прогресс».
Порядок становится неизменным условием прогресса, между тем как прогресс составляет беспрерывную цель порядка.
Порядок без прогресса означает застой, прогресс без порядка означает хаос.
Единственно конструктивной, по его мнению, является следующая позиция: изменения должны воспроизводить и медленно преобразовывать порядок; порядок же, в свою очередь, должен предрасполагать к такого рода позитивным трансформациям.
Вместе с тем, проблема социальной статики и динамики не сводится к одной лишь мировоззренческой смысловой составляющей
С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.
С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.
Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институциализации социологии как науки.
Социология Герберта Спенсера – это эволюция, т. е. «переход от состояния относительной неопределенности, несвязности, однородности к состоянию относительной определенности, связности, многогранности», была для Спенсера универсальным процессом, объясняющим как «самые ранние изменения, которые, как предполагается, испытала вселенная в целом... так и те последние изменения, которые прослеживаются в обществе и в продуктах социальной жизни».
«Не может быть полного принятия социологии как науки, пока сохраняется убеждение, что социальный порядок не следует закону природы».
Для Спенсера аксиоматично, что в конечном итоге все аспекты вселенной, органические или неорганические, социальные или несоциальные, являются субъектом законов эволюции. Его социологические изыскания, однако, концентрируются на параллелях между органической и социальной эволюциями, несходствах в структуре и эволюции органических и социальных единиц.
Спенсер имеет в виду в данном случае — если использовать простой пример, — что если бы люди вдруг выросли до размеров слона, то только значительные изменения конструкций тела позволили бы им продолжать существование как жизнеспособных организмов.
Рост, структура и дифференциация общества может идти двумя путями, «которые иногда развиваются отдельно, иногда совместно»:
рост населения «за счет простого умножения единиц»,
объединение ранее не связанных единиц «в союзы групп и союзы групп групп».
На раннем этапе социальной эволюции регулирующие центры в основном были нужны для осуществления действий, касающихся внешней среды, «противников и добычи». В дальнейшем, когда усложнение функций уже не допускает спонтанного приспособления составляющих частей друг к другу, такие системы управления берут на себя груз внутренней регуляции и социального контроля.
«В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система....При формировании более прочного сообщества... появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры, высшие центры начинают расширяться и усложняться».
Строгость и масштабы внутреннего управления и контроля являлись для Спенсера основным признаком различения между типами обществ.
В своей классификации этих типов он также использовал другой критерий — уровень эволюционной сложности. Эти два способа определения социальных типов были связаны и все же в значительной степени независимы друг от друга, что создавало определенные трудности для составления общей схемы.
Пытаясь классифицировать типы обществ с точки зрения стадий развития, Спенсер расположил их в следующем порядке:
простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности.
Простые общества Спенсер, в свою очередь, разделил на имеющие руководителя, с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством.
Общества сложные и двойной сложности также классифицируются с точки зрения сложности их политической организации.
Помимо данной классификации обществ по степени сложности Спенсер предложил другую основу для проведения различий между типами обществ.
Здесь в фокусе рассмотрения находится тип внутренней регуляции обществ. Так, для проведения различий между воинствующим и индустриальным обществами Спенсер использовал в качестве критерия различия социальной организации, возникшие в результате различий в формах социальной регуляции.
При мирных отношениях существует относительно слабая и расплывчатая система внутренней регуляции; при воинствующих отношениях возникает принудительный и централизованный контроль.
Сотрудничество, за счет которого поддерживается жизнь в военном обществе, является принудительным сотрудничеством... так же как и в организме человека внешние органы полностью зависят от центральной нервной системы».
Общество индустриального типа, наоборот, основывается на добровольном сотрудничестве и индивидуальном самоограничении.
Оно «характеризуется во всем той же индивидуальной свободой, которую подразумевает любая коммерческая сделка.
Если классификация общества по возрастанию сложности развития придала системе Спенсера вполне оптимистическое изображение,
то воинственно-индустриальная классификация привела его к менее радостным взглядам на будущее человечества.
Спенсер ни в коей мере не был, как он часто отмечал, неизменным последователем идеи непрерывного однолинейного прогресса. Это становится еще более очевидным, когда мы рассматриваем его общую схему эволюции.
Но в своих зрелых произведениях Спенсер, возможно, под влиянием разочарований в связи с «коллективистским» курсом, который приняло английское общество к концу XIX в., признает, что, хотя эволюция человечества в целом остается уверенной, определенные общества могут не только прогрессировать, но и отступать вспять.
Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится несомненно более гибкой, хотя и теряет свою цельность.
«Таким образом, среди других ошибочных концепций возникает еще одна серьезная ошибка, что различные формы общества, представленные у дикарей и в цивилизованных расах в мире, являются не чем иным, как различными этапами эволюции одной формы; истина же заключается в том, что социальные типы, так же как и индивидуальные организмы, не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам».
Спенсер страстно утверждал, что социологи обязаны убедить людей, что общество должно быть свободно от вмешательства правительств и реформаторов. «Один известный ученый, — писал Спенсер, — утверждал, что если Вы начинаете вмешиваться в порядок, установленный Природой, невозможно предположить, каковы будут результаты».
Единственной властью, которую Спенсер был готов предоставить государству, была защита прав индивида и коллективная защита от внешних противников. Государство обязано не только охранять каждого гражданина от посягательств его соседей, но и защищать его, наряду с обществом в целом, от иностранной агрессии. Все остальное должно быть предоставлено свободной инициативе индивидов, вступающих друг с другом в соглашения
Он утверждал, что чрезмерная плодовитость стимулирует большую активность, потому что, чем больше становится людей, тем большая изобретательность необходима для того, чтобы выжить.
Спенсер утверждал, что общий уровень интеллекта поднимется до такой степени, что в борьбе за существование выживут лишь те, интеллект которых превосходит интеллект других.