Слайд 2
Италия эпохи Возраждения
Арена борьбы Франции, Испании, Св. Римской
Империи
Милан (Сфорца), Флоренция (Медичи), Венеция, Неаполитанское к-во, Рим
Эпоха кондотьеров—предводителей
наемных отрядов
В Италии нет ни единого централизованного государства, ни жесткой феодальной иерархии, ни освященной династической традиции. Все это актуализирует проблему сохранения власти и функционирования государства
Италия превратилась в лёгкую добычу для иностранных завоевателей
Слайд 3
Чезаре Борджиа
1475-1507
Сын папы Римского Александра VI
Кардинал, герцог,
генерал-капитан войск Церкви.
Стремился объеденить центральную и северную Италию вокруг
Рима в 1499-1503
После смерти отца в 1503 г утрачивает влияние
Служил одним из примеров для образа Государя
Слайд 4
Италия при Макиавелли и Борджиа
Слайд 5
Политический идеал Макиавелли—Древний республиканский Рим: сильное государство, влиявшее
на других и сохранившее порядок. В нем за каждым
сохранялась доля власти.
Республика—лучшая форма правления
Но республика не возможна, если в народе нет добродетели
Макиавелли противопоставляет Рим современной ему Италии. Он описывает способы создания государства в условиях, когда добродетель не развита. Выход в единовластном авторитаризме
Для Макиавелли политика—проблема господства и подчинения, властные отношения. В предшествующей традиции—вопрос морали и блага
Слайд 6
Частный интерес индивидуумов заменяет общее благо
Политика—искусство достижения и
удержания власти, а главное средство—насилие
Власть: специфическая область, требующая
от государя соблюдение ряда правил
Проблема «свободы воли»: правитель не может полагаться лишь на удачу, но должен прилагать усилия для обретения и удержания власти
Слайд 7
Цель оправдывает средства: по факту, о делах правителей
судят по успеху. Пусть государь заботится о победе и
о сохранении гос-ва, тогда все средства будут считаться достойными
Т.е. ради успеха можно применять любые средства
Насилие—не универсальное, но функциональное средство, ограничивая его пределами необходимого
Правитель должен быть и человеком, и зверем, управляя законом и силой. И быть львом и лисицей: хитрость и сила.
Все меняется в зависимости от обстаятельств
Слайд 8
Lo Stato у Макиавелли
Существовало множество традиционных терминов для
обозначения гос-ва: полис, res publica, монархия, царство, империя.. Макиавелли
водит новый термин STATO для обозначения большого централизованного государства с четкими границами. Если в Средневековье феодальная система, то Stato фактически подводит к национальному государству
Слайд 11
на lо stato никогда не работают, ему не
помогают, не служат, его не почитают, им не восхищаются,
его не боятся, не любят; к нему что-то присоединяют, на него нападают, им владеют, его захватывают, оккупируют, приобретают, удерживают, его теряют»
Оно является призом в борьбе за него, оно — «инертная масса», а не политическая единица, готовая к действию.
Слайд 12
Государство
State. Lo Stato. Etat—STATUS
Государство, господарь: аналог dominus—господин, хозяин
(домен).
Государь всея Руси—хозяин, имеющий личную связь со всеми подданными.
Государственные дела=государевы. Чиновник-носитель частицы государя
У Макиавелли lo stato это imperium т.е. глава свободных людей
В н. XVI в. в Италии и в н. XVII в. в Англии lo stato и state стали обозначать аппарат управления, независимый как от правителя, так и от управляемых
Слайд 13
Макиавелли и современность
К Макиавелли применяют современные стереотипы: реалист,
наставник тиранов, предвозвестник идеи объединения Италии.
«Государь» это типовое руководство,
эмпиризм и гуманизм
Слайд 14
Утописты
Утопия — «место, которого нет»
Описание идеального общества: социальный
или технократический фактор
Платон
Т. Кампанелла, Т. Мор
Фурье, Сен-Симон
Слайд 15
Основные черты утопий
Отсутствие (неприятие) динамики, изменений
Общество основано на
рациональных началах, что делает его идеальным
Схематизм, жесткий характер общественных
связей
Отсутствие внутренних конфликтов
Единомыслие
Изолированность от мира
Гуманизм и тоталитаризм: даже самая гуманистическая идеальная модель является слишком жесткой для проявления свободы воли человеком
Слайд 16
Томас Мор
1478-1535
Английский философ, юрист и политик
Противник Реформации
Лорд-канцлер 1529-1532
Казнен
за отказ перейти в англиканство и принести присягу Генриху
VIII
В 1935 канонизирован
Слайд 17
Утопия
«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная
о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»
1516
Утопический коммунизм
1 часть критика социально-экономических порядков: рабочее зак-во, религиозные войны, огораживание
2-описание идеального государства
Слайд 18
Правит монарх-философ
Обязательный всеобщий (6 часов) ручной труд
Отсутствие научно-техн
прогресса
Отсутствие частной собственности приводит к исчезновению преступлений и пороков
На
черных работах-черные рабы
Демократия, монарх выборный. Женское равноправие. Но главная роль у интеллигенции
Религиозная терпимость (кроме атеизма)
Слайд 19
Томмазо Кампанелла
(Джованни Доменико )
1568-1639
Священник и авантюрист, один
из лидеров антииспанского движения
За ересь 27 лет провел в
заключении
«Город солнца»
Работа написана под влиянием «Утопии» Т. Мора
Слайд 20
Город Солнца
Утопический коммунизм
Отсутствие собственности приведет к исчезновению пороков
Всеобщее
равенство и духовно-интеллектуальная аристократия
В отличие от Платона нет кастовой
замкнутости
Всеобщее образование
Семья ведет к собственности и должна быть уничтожена
Селекционно-астрологический подход к продолжению рода
Смертная казнь за косметику и моду