Слайд 2
Зарождение педагогических идей о физическом воспитании
Проводниками нового взгляда на место человека в обществе, его
духовное и физическое воспитание были гуманисты. Их основная идея заключалась в том, что нельзя рассматривать физическое воспитание только как средство военной подготовки, оно должно служить также средством укрепления здоровья и развития физических сил. Это прогрессивная идея.
Среди гуманистов были не только врачи, писатели, философы, но и чистые практики.
Наиболее известными пионерами физического воспитания в Италии стали Пьетро Паоло Верджерио, Гварино де Верона, Витторино да Фельтре. Мысли о физическом воспитании излагали итальянцы Энеа Сильвио Пикколомини, Мефео Верджио, Джакопо Садолетти, Иероним Меркуриалис, Томмазо Кампанелла.
Созвучные идеи об элементах физической культуры высказывали представители западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский, Хуан Луис Вивес, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иохим Камерариус.
Слайд 3
Они отвергали отношение к телу как
к тюрьме души; в их теории и практике воспитания
наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами отводилось место различным играм (лапта, кегли и др.) и танцам;
они воскресили и распространяли опыт методик физического воспитания древности;под влиянием их деятельности в педагогике оформились эстетический идеал гармонично развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;
они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке силы и средств природы и удовольствия, которое доставляют эти занятия благодаря эстетическим впечатлениям;они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека; они впервые обратили внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также на необходимость компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий.
Недостатки их идей: они подразделяли игры на достойные и недостойные свободных граждан, исходя не из действия этих игр, а из традиций; они пренебрежительно относились к физической культуре женщин; большинство из них считали грехом состязания между детьми.
В целом пионеры физического воспитания эпохи Возрождения своей деятельностью создали предпосылки для того, чтобы элементы физической культуры вошли в содержание педагогики.
Слайд 4
Развитие науки дало в руки ученых много
новых научных фактов. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и
поэт Леонардо да Винчи (1452—1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. В своих научных мыслях он предвосхитил создание лета тельных аппаратов, велосипеда, акваланга.
Англичанин Уильям Гарвей (1578—1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреа Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела.
Наряду с развитием естествознания крупный вклад был сделан ив педагогическую науку. Деятелями, прокладывавшими новую дорогу в воспитании, явились гуманисты (от слова «гуманус» — чело вечный). Они в центр воспитания поставили человека и выступил» против характерного для средневековья закрепощения личности, в защиту ее достоинств и прав. Гуманисты стремились воспитывать здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособленных в жизни. Педагогические идеи физического воспитания гуманистов находили свое отражение в практике отдельных школ, где обучались дети знатных родителей.
Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах.
Витторино да Фельтре (1378—1446) — представитель раннего итальянского гуманизма. На средства герцога Гонзаги в Мантуе он организовал школу и назвал ее «Дом радости». В противовес мрачным средневековым школам, «Дом радости» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.
В школе, где учились дети герцога и его приближенных, Витторино да Фельтре применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистической педагогики. Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распространению идей физического воспитания в последующие году.
Слайд 5
Франсуа Рабле (1494—1553) — видный французский гуманист,
крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и
Пантагрюэль». В своем романе Рабле дал острую сатиру на схоластическое средневековое воспитание. Он защищал идеи гуманистического воспитания, в котором предусматривались многостороннее образование, развитие творчества и активности, строгий режим для ребенка. Рабле отводил важное место физическому воспитанию. Так, его герой Гаргантюа много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает на боку и груди, метает копье и дротик, занимается на перекладине, шестах, канатах, лестницах. В этих рекомендациях Рабле упражнения античности сочетаются с народными упражнениями его времени. Он высказал ряд ценных мыслей и по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Он добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.
Иероним Меркуриалис (1530—1606) — представитель позднего итальянского гуманизма, доктор философии и медицины, автор шести книг об искусстве гимнастики. В первых трех книгах он описал историю гимнастики, а три последующие посвятил анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины.
Меркуриалис делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). Он отдавал предпочтение тем упражнениям, которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей. Меркуриалис осуждал атлетические упражнения, которые требовали «чрезмерного напряжения сил». Он рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», которые не вызывают сильного напряжения и утомления. Своей деятельностью и трудами Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.
Слайд 6
Ян Амос Коменский (1592—1670) — крупнейший
славянский мыслитель и педагог-гуманист, родился в семье мельника, принадлежавшей
к протестантской общине «Чешские братья». В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания он много внимания уделял физическому воспитанию детей. В «Материнской школе», составленной Коменским, были заложены основы физического развития ребенка. Он советовал родителям, особенно матерям, заботиться о здоровье детей, их пище, одежде, режиме. Занятия играми и физическими упражнениями, по мысли Коменского, призваны готовить детей к труду, к реальной жизни. Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.
Слайд 7
Ценные идеи о физическом воспитании молодого поколения выказывали
ранние социалисты-утописты.
На заре развития буржуазного общества социалисты-утописты
уже мечтали о его переделке. Они не дошли до действенных революционных выводов, но чувствовали возможность построения бесклассового общества и организации в нем воспитания, направленного на гармоническое развитие всех духовных и физич. способностей человека.
Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639) своих сочинениях («Утопия» и «Город Солнца») подвергли остро критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Они мечтали об обществе, где все станут равны, не буде частной собственности, где воспитание будет носить всесторонний характер. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическом воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали, что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать в нем здоровье, силу и красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большого значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания. Они далеко опередили практику физического воспитания эпохи Возрождения. Несмотря на незрелость и ограниченность педагогических идей ранних социалистов-утопистов, их заслуга состоит в том, что они впервые провозгласили принципы всеобщего физического воспитания как для мужчин, так и для женщин, подчеркнули роль физического воспитания во всестороннем развитии личности.
Однако в эпоху Возрождения практика развития физической культуры и спорта намного отставала от передовой педагогической теории. Социально-экономические и культурные условия жизни в городах и сельской местности того времени ограничивали возможности развития физического воспитания и спорта. Во многом этому мешала и религия.
Слайд 8
Но в XVI в. в странах
Европы, вступивших на путь капиталистического развития, произошла реформа церкви,
так называемая Реформация, в результате которой в них было принято новое направление христианской веры — протестантство. Отношения некоторых церковников к физическому воспитанию изменилось. Реформаторы церкви Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло физические силы человека и отвлекало молодых от дурных привычек. Они приспосабливали свое учение к нуждам и потребностям нарождавшейся буржуазии. Католическая церковь с помощью монашеского ордена иезуитов (основан в 1540 г.) стремилась готовить сильных духом и телом своих защитников. В школах иезуитов (в Германии, Польше, Литве) поощрялось физическое воспитание, сопровождаемое внедрением в души учащихся иезуитской морали, по которой цель оправдывает любые средства (бесцеремонность, шпионаж, доносы, обман и др.). Иезуитам не удалось широко распространить свою идеологию. Впоследствии служители культа (католики, протестанты и др.) стали более широко использовать физическое воспитание и спорт в целях оказания своего влияния на молодежь.
Лишь созданная Марксом и Энгельсом теория научного социализма
подвела научную базу под строительство социализма и коммунизма,
обосновала необходимость и возможность физич. воспитания как
неотъемлемой составной части общей системы коммунистического
воспитания.