Слайд 2
Предприятия по производству керамических изделий
Наименование предприятий
ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор"
(г. Краснодар)
ЗАО "Конаковский фарфоровый завод" (Тверская обл.)
ПК "Дулевский фарфор"
(Московская обл.)
ЗАО "Богдановический фарфоровый завод" (Свердловская обл.)
ЗАО "Фарфор Вербилок" (Московская обл.)
АООТ "Пролетарий" (Новгородская обл.)
ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод" (г. Санкт-Петербург)
Слайд 13
Производство КИ
подготовка сырьевых материалов;
получение керамической массы; формование
изделий;
сушка и правка;
обжиг; глазурование;
декорирование.
Слайд 14
Сырье для производства керамики
Основные материалы:
пластические: глины и каолины
(к/ж, б/ж);
отощающие материалы: кварцевый песок, глинозем, бой фарфора и
фаянса, шамот (снижают усадку при сушке и обжиге);
Плавни: полевой шпат и пегматит (снижают температуру спекания и создают стекловидную фазу);
материалы для глазури;
Керамические краски.
Слайд 15
Основные способы формования:
Метод пластического формования: используют керамическую массу
влажностью 22-24%, формирование производится на станках-автоматах или полуавтоматах. При
этом способе керамическую массу помещают на дно формы и раскатывают шаблоном, в зазоре между формой и шаблоном образуется изделие. Используют данный способ при получении изделий из твердого фарфора, фаянса, гончарной керамики;
Слайд 16
Способы производства
способ литья предполагает применение керамической массы (шликера)
влажностью 32-36% (сметанообразная консистенция), которая заливается в пористые гипсовые
или пвх формы. Используют для выработки изделий из мягкого фарфора (кроме фриттового), твердого фарфора (изделия сложной формы), майолики.
Слайд 17
Способы производства
полусухое прессование применяется для плоских изделий.
Керамическая
масса при этом имеет остаточную влажность 2-3%, прессование проводят
в металлических формах. Применяют при выработке изделий из фаянса, полуфарфора, низкотемпературного фарфора. Преимущества:
увеличение скорости выработки и
сокращение затрат энергоносителей (исключаются процессы сушки и правки).
Используют его для ограниченного числа видов изделий: тарелки мелкие, блюдца и т. п.
Слайд 18
Обжиг – для окончательного образования керамикм. Различают два
вида обжига:
утельный (предшествует глазурованию, при этом формируется черепок,
устойчивый к размоканию) и
Политой (проводят после глазурования с целью формирование структуры глазури).
Слайд 19
Производство КИ
Декорирование керамических изделий формирует эстетические свойства, а
прочность украшения обеспечивает их надежность.
Декорируют изделия до покрытия глазурью
– подглазурное украшение (обычно синими красками) и по глазури – надглазурное украшение (закрепляют обжигом).
Слайд 20
К основным видам украшения фарфоровых и фаянсовых изделий
относят: усик, отводку, ленту, крытье, трафарет, штамп, печать, шелкографию,
декалькоманию (деколь), живопись.
К дополнительным видам украшения относят: разделку рельефа, пестрение рельефа и рисунка, дорисовку, арабеску и др.
Слайд 21
Усик, отводка, лента — полоски различной ширины,
выполненные краской или золотом: усик — до 1 мм,
отводка — от 1 до 3, лента — от 4 до 10 мм. На фаянсовых изделиях лента может быть шириной 15 — 16 мм и называется буфетной.
Слайд 22
Декорирование
Крытье:
сплошное (покрыта вся поверхность изделия),
полукрытье (покрыта часть
поверхности шириной от 20 мм и выше);
нисходящее (восходящее)
крытье с
прочисткой.
Слайд 26
Украшения
Трафарет — одно-, двух- или многокрасочный рисунок, контуры
которого ровно очерчены, а детали рисунка отделены друг от
друга.
Штамп — мелкий одноцветный рисунок (выполнен обычно золотом), который применяют как дополнение к другим видам украшения.
Слайд 29
Украшения
Печать — рисунок одноцветный, с тонкими контурными
линиями без раскраски или с раскраской одной и более
красками внутри контуров;
Шелкография — яркий однокрасочный, иногда многокрасочный рисунок, края которого состоят из коротких, прерывающихся штрихов.
Декалькомания — с помощью переводных картинок. Рисунок многокрасочный (реже однокрасочный). Различают рисунки деколи литографской и сдвижной (более яркие, с четкими контурами).
Слайд 30
Печать с подрисовкой и однокрасочная
Слайд 32
Живопись — рисунки, выполненные красками (яркие, со следами
мазков кисти) или препаратами золота (в виде блестящих или
матовых пленок).
Украшения люстровыми красками (растворами органических соединений с металлами) — радужные пленки различных цветов в виде отводок, лент, частичного или сплошного покрытия, закрепленного обжигом
Разделка рельефа — разрисовка всех деталей рельефа.
Пестрение рельефа и рисунка — частичная разрисовка, подчеркивающая детали рельефа, рисунка.
Дорисовка — дополнение от руки красками или золотом к основному рисунку.
Арабеска – узкий бортовой орнамент золотом или краской.
Слайд 37
По числу рисунков и характеру расположения на изделии
различают:
букетом (до трех рисунков включительно),
раскидные (от пяти и
выше),
раскидные с большим букетом,
бортовые (по всей окружности борта),
бортовые с большим букетом,
сплошные (непрерывные рисунки по всей внешней или внутренней поверхности изделия).
Слайд 41
Бортовые, бортовые с большим букетом
Слайд 43
Ассортимент
Посуда: для принятия пищи и напитков и
для подачи пищи и напитков
По назначению посуду делят на
чайную, кофейную, столовую и для специй. Посуда чайная для подачи:
По видам:
чайники для заварки чая и подливные,
кофейники, молочники (500 см3),
сливочники (150-425 см3),
вазы для варенья (120 мм),
вазы для фруктов (240-270 мм),
масленки с крышками (100-200 см3),
сахарницы (170-600 см3),
кувшины (750-2000см3).
Слайд 47
Ассортимент
Для принятия пищи относят чашки:
чайные (200-500 см3),
кофейные (60-130 см3), подарочные (650-1100 см3);
бокалы (375-600 см3)
- изделия фигурной формы с ручкой;
блюдца: чайные (135-190 мм), кофейные (110–120 мм), для варенья (90-100 мм);
пиалы (140-400 см3);
кружки (90-500 см3);
рюмки для яиц (35-50 см3);
Слайд 48
Ассортимент
К посуде столовой для подачи на стол относят
блюда: круглые (300-350 мм), овальные (350-400 мм);
вазы: для
бульона (600-1800 см3), для соуса (800 см3), для супа (3000-3500 см3);
миски;
подливочники;
салатники;
селедочницы;
лотки;
менажницы,
сухарницы.
Слайд 58
Ассортимент
изделия для специй: перчницы, горчичницы, менажницы, хренницы, солонки
и т.д.
Посуда столовая для принятия пищи :
тарелки: глубокие
(200-240 мм), мелкие пирожковые (150 мм), десертные (175 мм), закусочные (200 мм), подставные под глубокие тарелки (240 мм);
Слайд 59
Ассортимент
Фасон посуды определяется:
формой изделия ,
конструкцией (на
ножке, на поддоне, с крышкой, с ручкой, с двумя
ручками или без них),
особенностями обработки края (гладкий, рельефный, вырезной, рельефно-вырезной).
Некоторые фасоны посуды обозначают условными номерами или специальными терминами (Нева, Большой колокол, Восточный и др.).
Слайд 60
Ассортимент
Размеры керамической посуды указываются аналогично стеклянной посуде.
По виду
украшения различают посуду с разделками: крытье, деколь, печать, живопись
и т.п.
Группы украшения устанавливают в зависимости от его сложности.
По комплектности посуду делят на штучную и комплектную (наборы столовые, для варенья, детские, сервизы: столовые, чайные, кофейные, гарнитуры чайные. Сервизы и гарнитуры выпускают на 6 и 12 персон.
Слайд 61
Ассортимент
Майоликовая посуда представлена: чашками с блюдцами, кружками, сухарницами,
масленками, сливочниками, кувшинами, вазами для конфет, фруктов, ягод, медовницами,
чайницами, тарелками мелкими, мисками для бульона и др.
Изделия выпускают разных фасонов, размеров, штучные и комплектные.
Слайд 62
Ассортимент
Гончарную посуду используют для варки и подогрева пищи
(горшки, крынки для молока), для хранения пищи (миски, кувшины,
банки разные и др.), а также для цветов – горшки цветочные, кашпо, вазы. Фасоны и размеры различные.
Гончарные изделия могут быть глазурованными полностью, частично или неглазурованными.
Слайд 63
Оценка качества КИ
По виду керамики, форме, конструкции и
размерам посуда должна соответствовать назначению.
Изделия д/б удобны в пользовании,
гигиеничны, механически прочны и термически стойки, иметь блестящее равномерное покрытие глазурью, надежное украшение.
На торговых предприятиях определяют соответствие керамической посуды требованиям НД. Проверяют правильность упаковки, полноту и достоверность маркировки, выявляют дефекты внешнего вида (физико-механические и декорирования) и устанавливают их допустимость.
Слайд 64
Оценка качества КИ
На фарфоровой посуде не допускаются: подрыв
(трещина) носика чайника и кофейника,
недожог (матовая, бледная, непрочная)
краски, а на посуде, соприкасающейся с пищевыми продуктами,
откол (механическое повреждение) неглазурованный,
вскипание краски (пузыри в красочном слое), отслоение (полет) краски (отделение слоя краски по поверхности глазури).
Слайд 65
Оценка качества КИ
На фаянсовой посуде не допускаются:
пузырь
(полое вздутие на поверхности изделия),
провисание дна,
трещина на
лицевой стороне изделия,
откол неглазурованный,
плешина (на посуде, соприкасающейся с пищевыми продуктами),
слипыш (след от соприкосновения обжигаемых изделий),
неглазурованные следы сборки глазури,
сухость глазури ,
вскипание краски и недожог краски,
летелый край отсутствие глазури по краю).