Слайд 2
Костюм казачки – это целый мир. Каждое войско,
каждая станица и даже каждый казачий род имели особый
наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей - все это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории.
Слайд 4
Голова у казачки всегда должна
была быть покрытой. Это связано с поверьем древних славян
о том, что волосы женщины обладают магической силой.
Выходя замуж, она становилась членом чужого рода , и чтобы не принести вреда своему мужу и его родне, казачка должна была тщательно скрывать все до единого волоска.
Женский головной убор в народном костюме выражает идею неба. Символически это выражается солнцем, птицей. Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек.
Ходили в кичках все поголовно.
Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом.
Слайд 5
Повойник
В повседневной жизни женщины носили
повойник – мягкую шапочку, поверх которой повязывался платок или
надевалась кичка.
Слайд 6
Платок
Мода на платки была всегда. В быту встречались
платки из холста с тканым узором по краям, обшитые
бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку (с кистями по краям), кружевные платки. Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины делали завязку платка сзади. В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, посиделок, для воскресенья и т. д.
Слайд 7
Платья
Кубелёк
Верхнее платье кубелёк шилось из
дорогих тканей – парчи и шёлка, которые казаки привозили
из военных походов. Кубелёк до пояса застёгивался серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами. Под низ одевалась рубаха из тонкого полотна, ворот, рукава и подол которой выглядывали из – под кубелька. Ворот рубахи украшался золотым шитьём. Выше талии, поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом
Слайд 8
Сукман
Сукман— верхняя одежда замужних казачек (разновидность сарафана). Это
накладная одежда, чаще всего синего или черного цвета, шитая
из четырех полотнищ ткани, отличался очень узкими и короткими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемых «базка», «пазука» и обшитый широкой шелковой лентой по краям. Цветной шнур, идущий по одному из краев пазуки и в соответственных местах не пришитый к нему, образовывал петли. Вдоль подола сукман обшивался широкой шелковой лентой красной или синей, а по самому краю гарусском (род тесьмы, плетенной особым образом на пальцах). Сукман подпоясывался плетеным красным или синим поясом с кистями.
Слайд 9
Понева
Красную поневу (юбку) из трех полотнищ домодельной ткани
казачки носили с рубахой и рогатой кичкой. Самым легким
и простым вариантом её изготовления был способ, когда кусок ткани оборачивался вокруг бедер, а если это делалось сверху рубахи, то её не нужно было даже сшивать.
Слайд 10
Так выглядит костюм с поневой сзади.
Следует заметить, что
понева является такой же древней одеждой, как и рубаха.
Слайд 11
Яркий красочный старинный женский костюм постепенно уходит из
быта, и преобладающим становится комплект одежды с юбкой и
кофтой.
Летом носили юбки из холста , а зимой - из шерсти. Если юбка и кофта шились из одного и того же материала, такой костюм назывался «парочкой».
Юбка с кофтой
Слайд 12
Запаска — длинный кусок плотной материи, сотканной в
цветные полосы, служивший казачкам до 19 века вместо юбки.
Название от «запахнуться», потому что, действительно, запахивалась вокруг бедер и связывалась впереди пояском; передний раствор прикрывался длинной занавеской.
Запон (завеска, хвартук) был неотъемлемым элементом женского костюма. Запоны различались праздничные и будничные (расхожие). Это род короткого фартука с пришитой небольшой грудинкой, по шву закладываются мелкие складочки. Завязывается вокруг талии тесёмками. С левой стороны пришивался карман.
Костюм с запаской и завеской
Слайд 13
Зимним нарядом казачкам служила донская шуба, длинная до
пят, азиатского покроя в виде запахивающегося халата, колоколом расходящемся
книзу. Обычно шилась на лисьем или куньем меху с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью: парчой, атласом (зеленого или синего цвета с черными узорами), тисненой узорной шерстью. Вся шуба вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена поречней (мехом выдры, в старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также шились женские шапки с атласным верхом).
Шуба
Слайд 14
Для тех казачек, у которых были маленькие дети,
крой был особый. Правая пола шилась длиннее, под полу
клали младенца и закутывали ею ребенка. В рукава с оторочкой меха можно было прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты (широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов). По праздникам с шубой носили очень красивые шали, богатые казачки надевали собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом и жемчужными чикиликами.
Слайд 15
Обувь
Ичиги
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без
каблуков из расшитой, разноцветной кожи— ичиги.
Слайд 16
В восемнадцатом веке на Дону женщины носили ичиги
красной кожи с вышивками, а вдовы – чёрные. Еще
в древности скифская женская обувь была богато орнаментирована, женщины тяготели к декорированию своей обуви. В месте, где соединялась головка обуви с голенищем, вшивалась полоска красной шерстяной тесьмы, которая была украшена кожаными аппликациями.
Слайд 17
Гусарики
С нарядной одеждой носили обувь европейского типа —
кожаные ботинки на шнурках. Гусарики — праздничные кожаные цветные
сапожки на каблуке со шнуровкой впереди, в конце XIX века их носили девушки и женщины из зажиточных семей.
Слайд 18
С праздничным платьем казачки обували туфли из сафьяна.
Туфли
Слайд 19
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями.
Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ не
знающий своей истории и культуры, обречен на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с лица земли вообще.
Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно , что назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, от злых сил, но и быть паспортом и визитной карточкой одновременно… Когда молодые казачки шили себе приданое, они не только учились рукоделию, но и узнавали свою историю, культуру, обычаи, т.к. такие посиделки всегда проходили с песнями, былинными рассказами, которые пели и рассказывали старшие женщины. Этот костюм не изменялся около 300 лет, сохранив традиции и культуру XVIII-XIX вв.