Слайд 2
Аристотель
Аристо́тель (384г. до н. э.)– древне греческий филосов
и учёный, который предподавал историю. Ученик Платона. С 343 до н.
э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Слайд 3
Аристотель
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии,
охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику,
физику.
Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Слайд 4
Биография
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии, недалеко от Афонской
горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали
Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».
Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя.
Слайд 5
Категории философии
Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия
философии, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности
и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками.
Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три — время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).
Слайд 6
Концепции пространства и времени
С Аристотеля начинают складываться основные
концепции пространства и времени:
субстанциональная — рассматривает пространство и время как
самостоятельные сущности, первоначала мира.
реляционная — рассматривает существования материальных объектов.
Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит органически связаны с принципом развития.
Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме.
Слайд 7
История философии
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе
«эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта.
Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.
Философия — это система научных знаний.
Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.
Слайд 8
Идея души
Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть
не что иное, как неотделимый от тела его организующий
принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама имматериально, не телесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.
"Именно душа придаёт смысл и цель жизни".
Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.
Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».
Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Слайд 9
Теория познания и логика
Детально и глубоко разобрав теорию
познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее
значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.
Слайд 10
Цель науки
Цель науки Аристотель видел в полном определении
предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:
1) знание о каждом отдельном
свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения.
Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины.
Слайд 11
Учение о государстве
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда,
когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и
родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Слайд 12
Учение о государстве
Наилучшее государство — это такое общество, которое
достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента
между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.