Слайд 2
Д.Б.Эльконин считает, что ребенок должен развиваться в мире
взрослых людей.
Взрослый выступает как носитель общественных функций в
системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.).
Ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми
Слайд 3
С точки зрения Д.Б. Эльконина игра – это
не всеобщая форма жизни всех детей, игра – образование
историческое
Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.
Слайд 4
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевые игры имеют свою специфику, отражающая самобытность,
самостоятельность, творчество ее участников.
Главной отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры
является то, что ее создают сами дети, игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер.
Самодеятельный характер сюжетно-ролевой игры заключается, по мнению Д.Б. Эльконина в том, что дети воспроизводят те или иные действия, явления, отношения активно и своеобразно, что обусловлено особенностями восприятия детей, пониманием и осмыслением ими тех или иных фактов и явлений, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств:
сами выбирают тему игры;
определяют линии ее развития;
решают, как станут раскрывать роли;
как развернут игру и т.п.
Слайд 5
Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры
Единица, центр игры
– роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в
игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности.
Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде.
Игровые действия – это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Слайд 6
Но как считал Л.С.Выготский, что перенос значений с
одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс
замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация).
Существовало мнение, что в игре все может быть всем.
Слайд 7
Символика игры
В игре нужен товарищ. Если нет товарища,
то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла.
Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
Эволюция действия, по Д.Б.Эльконину, проходит следующий путь: ребенок ест ложкой – кормит ложкой – кормит ложкой куклу – кормит ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) – в этом, по мнению Д.Б.Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
Последний компонент в структуре игры – правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия, которая продолжается в школьном возрасте.
Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на новый уровень его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Слайд 8
Эльконин, исследуя этнографические аспекты данной проблемы, обращает внимание
на то, что в более примитивных обществах, где дети
могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетной ролевой игры.
Стремление ребенка к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с 3-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.
Эти факты позволили сделать Д. Б. Эльконину важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.
Слайд 9
Литература
Обухова Л. Ф Детская (возрастная) психология: Учебник. --
М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
Эльконин Д.Б.
Детская психология: Учебное пособие / Ред. -сост. Б.Д. Эльконин. М., 2008. – 384 с.