Слайд 2
Основная сила жизни русского народа -крестьянство
Русская деревня намного
старше Российского государства. История её уходит в глубь веков.
Началась она с нескольких изб где-нибудь на поляне, отвоёванной у леса, или на берегу реки. Люди в поселениях жили в общиной. Только так они могли выжить в трудные времена. В начале 2 тысячелетия на русские земли навалилась многотысячная орда восточных кочевников. Они обложили земледельца данью.
Слайд 3
Едва крестьяне пришли в
себя от тотаро-
монгольского
ига,
как своё государство
превратило их в
крепостных.
Но лишь в
середине XIX века
с этим по славам Николая I «с очевидным и существенным злом» было покончено.
Слайд 4
Взгляни на русского крестьянина
В большинстве крестьяне- это были
люди среднего роста и сухощавые. Как правило мужики носили
окладистые бороды и длинные стриженые в кружок волосы. Зимой борода прикрывала борода прикрыла от морозов, а летом было не до неё. Крестьянки отличались красотой
Слайд 5
Мужики зимой носили овчинный полушубок, пояс чтобы потуже
затянуть полушубок, шерстяной шарф, рукавицы, валенки и тёплая меховая
шапка. Весной и осенью обычной мужской одеждой был армяк - кафтан из грубого толстого сукна. Летом носили ситцевые рубахи, холщёвые штаны и лапти, а кто побогаче сапоги.
Слайд 6
Женская одежда была разнообразнее. Зимой тот же полушубок
или шубка. Летом холщовая рубашка с прорезью спереди, которая
стягивается шнуром, ситцевый сарафан, платье. В осеннюю пору юбка(часто на вате, с застёжками на боку), кофта из шерстяной или шёлковой ткани с отложным воротником.
Слайд 7
Праздничная мужская одежда. Пензенская губ. Конец XIX века
Праздничная
женская одежда. Тульская губ. 1900-е гг.
Слайд 8
Щи да каша- пища наша.
Крестьяне свою пищу делили
на «прочную» и лёгкую. Хлеб, щи и каша-это «прочная»
еда. При этом хлеб должен быть хорошо выпеченным, «крутым». Кислые щи- непременно наваристые (с жирной солониной или свининой). Каша - заправлена топлённым маслом или салом. Подкрепившись таким
образом, можно
было приниматься
за любую работу,
будь то пахота, косьба
или заготовка дров.
Слайд 9
К лёгкой пище относили
молоко, всё, что росло
в
огороде, и грибы.
Считалось, что семья не
бедствует
если в доме
есть ржаной хлеб, а на
обед щи или картофельная похлёбка и молоко. Изобильной пищей считалось мясо, рыба, пшенная каша. Почетным угощением было жаренное мясо, лапша, пирог и яичница. Из напитков был квас. Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку. Перед едой молились. Первым за стол садился глава семейства – отец. Еду подавала мать.
Слайд 10
Когда приходила беда
Ржаной хлеб уважительно назывался «божьим хлебушком»
и, если он есть, мужик уже не работал на
судьбу. Беда приходила, когда»хлебушек» кончался. В смоленской губернии даже в урожайные годы у редкого крестьянина хватало своего хлеба до нового урожая. Энгельгардт пишет: «почти каждому приходиться прикупать хлеб, а кому купить не на что, то посылают детей, стариков ,старух в «кусочки» побираться по миру».
В неурожайный год
Слайд 11
А часто и сам хозяин уходил из дома,
чтобы спасти семью. Крестьяне не считали это хождение за
«кусочками» чем-то уж очень зазорным. Ведь, может быть, только вчера он отрезал от своей последней ковриги «кусочек»постучавшему в его дверь голодному. Собранные кусочки не редко продавали.
Старик с краюхой хлеба
Слайд 13
Крестьянский дом
Дома в деревне все
разные хотя в
основе
одно и тоже- сруб.
Сруб состоит из
нескольких
венцов.
А венец, в свою очередь,- из четырёх брёвен, особым образом связанных между собой по углам. Летом утопают в зелени, а зимой в сугробах. Дома строил хозяин с сыновьями, или нанемали деревенских мастеров. На строительство изб шла сосна.
Слайд 15
В каждом доме стояла печь. Печь кормила, обогревала,
лечила. Печь топилась «по чёрному», дым обогревая выходил в
небольшое отверстие в потолке. Печь с трубой начали делать с появлением кирпича.
Угол напротив устья
печи с маленьким
окошком назывался
«бабьим кутом»- кухня.
Печь и красный уголь
Слайд 16
Она отгораживалась перегородкой или занавеской. Местом хозяина считался
другой угол у двери там он работал. Он и
спал там на широкой лавке-ларе. У двери наверху часто располагались полки, где спали дети.
Слайд 17
Наискось от печи-
«красный угол» это
самое почётное
место
в избе. На верху
иконы, а внизу
лавки
по стенам
и стол. Избу содержали в чистоте, но зимой было трудно, потому что спасая от морозов в дом брали появившихся на свет ягнят, козлят и телят. Долгое время изба освещалась лучиной. Потом появились керосиновые лампы.
Слайд 18
Без чего крестьянин не мог обойтись.
Без топора в
деревне как без рук. Именно с ним мужик отвоевал
у леса землю под пашню.
Приходила весна и крестьянин брался за соху,
которым он рыхлил землю. У крестьянина были коса и серп. И телеги которые возили урожай, а сани служили катанием с горы.
Слайд 19
О плошках, ложках и прочей утвари.
Домашняя утварь крестьянина
была однообразной. Глиняные миски, деревянные ложки. Хранилась посуда в
открытом шкафу или на полках в бабьем куту. Украшением избы и гордостью был самовар. Он до блеска начищенный стоял на подставке у печи. Еда варилась в горшках или чугунках, он помещался в печь, а вынимался с помощью ухвата(это длинная рукоятка, на которую была прикреплена округлая рогатка), который держал её за бока.
Слайд 20
В ступе(это в толстое
бревно в верхней
части
выдолблена
углубление, куда
насыпалось зерно)
толкли зерно, по которому бьют
пестом( это деревянный стержень с округлыми концами).
Слайд 21
Работница кормилица.
«Лошадь- человеку крылья» эта поговорка передаёт то,
что для крестьянина значит лошадь. С лошадью
мужик чувствовал
себя уверенно. Она
и поле пахала,
и сено убирала.
На 100 жителей приходилось 23 лошади. Но были и так называемые «безлошадные» крестьяне.
Слайд 22
Это слово как клеймо бедности. Корову называли кормилицей.
В России в 1888 году было около 25 млн.
коров. Коровой занималась женщина. Эта нелёгкая работа, ведь в зимнее время она съедала около пуда сена.
Чаще пастухами
были мальчишки.
Слайд 23
Земля поспела
Чтобы свежий каравай был на столе, крестьянину
приходилось много трудиться. Ранней весной, как снег сойдёт с
полей и просохнет земля, начиналась пахота под яровые культуры, которые вызревают этой же весной. Важно не ошибиться в сроке пахоты- земля должна быть «спелой». Определялось это так: пахарь брал
горсть земли,
сжимал в
руке и отпускал.
Если земля падала
комом пахать рано,
а если рассыпалась- берись за соху! После вспашки землю бороновали, а потом сеяли.
Слайд 24
Коси, коса, пока роса.
На июль приходится сенокос. Вставали
рано и шли косить. Чтобы коса была острая ее
надо “отбить”. Отбивалась коса на “бабке”- маленькой железной наковаленке, которая обычно крепилась на пеньке. Во время работы когда коса тупилась ее точили бруском.
Слайд 25
Уборка сена считалась приятной радостной работой. Потому что
трудились вместе на виду друг у друга. Все старались
одеться понаряднее. Пели песни, шутили. Запастись сеном для крестьян было самым главным.
Слайд 26
“В полном разгаре страда деревенская”.
Едва заканчивали
с покосом,
как надо
Убирать хлеб. Главной
зерновой культурой
была рожь.
За рожь или овес, пшеница, ячмень, гречка просо. В средней и северной части России, выращивали озимую рожь: ее сеяли осенью. В июле она созревала. Если плохая погода (“страда бедовая, яровые с озимым столкнулись”), то вставали в 2 часа почти и все работали. Рожь жали серпами или косили специальными косами- “крюками”.
Слайд 27
На древко такой косы было приведено нечто похожее
на грабли, в результате рожь и скашивалась и не
путалась, укладывалась в рядки. Сжатую рожь увязывали в снопы, которые укладывались в копны, в них и досушивались. Высушенную рожь молотиле на гумне цепами. Гумно- это чистая, гладкая площадка, а цеп- это приспособление из двух соединенных между собой палок разной длины. Им и молотили по расстеленной ржи до тех пор пока из колосьев не выпадут зерна. Потом мешки увозили на мельницу.
Слайд 28
Отходники.
Закончив все полевые работы зимой мужики уходили из
родной деревни на заработки- в город или другую местность.
Этот уход получил название «отходничество». Работы были разные. Причём какая нибудь губерния или уезд «специализировались на нескольких отхожих промыслах или каком-то одном. Например Владимировская губерния поставляла плотников,
Слайд 29
каменщиков,
кровельщиков и
моляров рязанские
отходники работали
извозчиками,
а
крестьяне из нового уезда Смоленской губернии- водовозами, одни
трудились в одиночку, другие артелью. Артель начиналась с подбора «кадров». Занимался этим обычно основательный, изворотливый и смекалистый мужик, наиболее опыт в своём деле весной они возвращались домой.
Слайд 30
«Три девицы под окном, пряли поздно вечерком».
Зимой женщины
тоже не отдыхали они пряли. Прялка состоит из двух
частей: донца и гребня( лопатки). Было поверие: если парень дарил девушке прялку, а та принимала это означало что она к нему неравнодушна. Позже появились прялки с колесом( самопрялки), которые приводились в движение нижней педалью. Но стоили они дорого и встречались редк. У каждой девушки был свой заветный сундук, куда она складывала изделия своих рук.
Слайд 32
Зажиточные и бедные крестьяне.
У зажиточных крестьян изба просторная
рядом с ней: погреб, баня, амбар, сарай и несколько
тёплых хлевов в которых содержится скот. Богатство
с точки зрения крестьянина
это не золото и серебро, а
крепкая изба, скот, запасы
хлеба. Вырученные от
продажи части всего урожая деньги, а также заработанные на стороне, он тратил на необходимое: уплату податей, покупку соли, керосина, дёгтя, мыла.
Слайд 34
Широкая масленица
В деревни были праздники святки и масленица.
Святки- праздничные дни между рождеством(25 декабря) и крещением( 6
января). Мальчики и девочки, собравшись небольшими группами ходили от дома к дому, славили Христа и поздравляли с праздником хозяев. Те одаривали ребят угощениями.
Слайд 35
Праздничное хождение называлось колядованием. Перед великим постом праздновали
масленицу. Масленица- это катание на санях. Все старались одеваться
понаряднее в эти дни. Украшались и лошади. Ещё строились снежные крепости.
Слайд 36
Общее выгода, общая беда.
Община сыграла огромную роль в
истории деревни: ежедневно и настойчиво она учила людей сочетать
свои интересы с интересами других, оказывать помощь слабым и попавшим в беду. Общины( сельское общество) объединяла жителей одной или нескольких деревень.
Слайд 37
Главным «органом» защиты был сельский сход, на который
приглашались все крестьяне- домохозяева. На нём обсуждались важнейшие общественные
вопросы. Они прежде всего касались земли и уплаты налогов.
Слайд 38
Деревенское воспитание.
Крестьянских детей приобщали к работе с 6-7
лет. В 11-12 лет мальчик умел садиться на лошадь.
На 10 летнюю дочь мать оставляла весь дом, младших детей. К 15 летним относились как к полноценным работникам. Учились ребята в так называемых церковно – приходских школах.
Слайд 39
Находились они в ведении духовенства. В них учились
2 или 4 года. Там преподавали закон божий, письмо,
арифметику, знакомили с начальными сведениями из русской истории. Детей воспитывали в строгости и в школе и дома.
Слайд 40
Рассказчики, певцы, читатели
На Руси в почёте были и
те, кто знал много сказок и умел их рассказывать.
К такому сказочнику в избу набивались ребятишки со всей улицы и затаив дыхание, слушали часами.
Слайд 41
Старую деревню невозможно представить без песни. Песен было
много: хороводные, игровые, любовные, свадебные, даже разбойные. Под колыбельные
песни качали люльку с младенцем.
Слайд 42
Вера.
Село отличалось от деревни тем, что в нем
есть церковь. К церкви в деревне относились как к
Божьему дому, где очищаются от всяческой чёрной скверны.
Слайд 43
Соблюдение постов, молитвы дома и в церкви, испрашивание
прощения, совершение добрых дел для большинства крестьян не было
показным. Они делали всё искренно веря в загробную жизнь. Ад по представлению крестьян- глубокое место под
землёй где горят
грешники. Рай-
это большой
сад с золотыми и
стеклянными
домами.
Слайд 44
А что дальше.
В 1917 году революция, землю у
помещиков отобрали. Кто не хотел лишаться хозяйства тех раскулачивали
и ссылали в Сибирь. Начали завозить в страну огромное количество иностранной еды. 28 декабря 1912 года 50 изб деревни осветились электричеством. Потом провели в избы телефон.
Слайд 45
Литература
Владимир Михайлович Волков
« Русская деревня»
Тираж серии «История
России»