Слайд 2
Цели:
формирование общей культуры и духовно
–
нравственной
личности на уроках литературы.
воспитание личности, обладающей православным
мировоззрением
на традициях русской православной
культуры.
Задачи:
создание благоприятных условий для духовного,
умственного,
, нравственного, физического развития учеников;
воспитание духовно – нравственных ценностей в духе
православных традиций;
Слайд 3
Библия
В начале было Слово, и Слово было
у Бога, и Слово было Бог. Оно было в
начале у Бога. Всё через него начало быть, что начало быть. В нём была жизнь и была свет человеков…»
Евангелие от Иоанна Гл.1,1-5.
Слайд 4
Библия как откровение.
Библия как основа христианского миросозерцания
«Есть
книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедовано во всех
концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелие, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.»
А. Пушкин о Новом Завете
Слайд 6
Православие в стиле русской литературы
Борис и Глеб
Александр Невский
Петр
и Феврония
Сергий Радонежский
Слайд 7
Ветхий Завет в русской литературе
Как правило, Торой называют
Пятикнижие Моисе́ево (греч. πεντάτευχος) или Кни́ги Моисе́евы - первые пять
книг Библии (как еврейского Танаха, так и христианского
Ветхого Завета
Литературные переложения Моисеева Пятикнижия: образы рая, грехопадения, египетского плена, исхода и другие.
Слайд 8
Слезы свои осуши, проясни омраченное сердце,
К небу глаза
подыми: Там Утешитель, Отец!
Там Он твою сокрушенную жизнь, твой
вздох и молитву
Слышит и видит. Смирись, веруя в благость Его.
Если же силу души потеряешь в страданье и страхе,
К небу глаза подыми: силу Он новую даст!
В. Жуковский
Слайд 9
Давид и Соломон в Библии и в ее
литературных переложениях
Образ Давида в русской поэзии (А.С. Грибоедов, В.К.
Кюхельбекер, М.Ю. Лермонтов). Образ Соломона в русской поэзии и прозе (М.М. Херасков, Г.Р. Державин, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, А.И. Куприн, К. и др.)
Слайд 10
Псалтырь в стиле русской поэзии
Традиции переложений и цитирования
псалмов в древнерусской литературе. "Псалтырь рифмотворная" Симеона Полоцкого. (Переложения
псалмов Г.Р. Державина, В.К. Кюхельбекера, Н.М. Языкова)
Слайд 11
Книги пророков Иова и Исайи в русской литературе
Переосмысление
книги пророка Иова в русской поэзии и прозе
(М.В.
Ломоносов, М. Горький, Л.Н.). Видение пророка Исайи и его роль во внутренней форме стихотворения А.С. Пушкина "Пророк". Образы пророка Исайи в стихотворениях
И.А. Бунина и др.
Слайд 12
"Ветка Палестины". Святая земля в русской поэзии и
прозе
"Ветка Палестины" М.Ю. Лермонтова, прозаические "путевые поэмы", "Тень птицы"
И.А. Бунина.
Слайд 13
Молитва и ее функции в произведениях русской литературы
Г.Р.
Державин, А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, Н.М. Языков, М.Ю.Лермонтов,
А.В. Кольцов,
Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, И.С. Никитин, А.К. Толстой, А.А. Фет,
Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, А.А. Ахматова, С.А. Есенин и другие. Молитва в русской прозе ХХ века: М.А. Булгаков,
М.А. Шолохов.
Слайд 14
О благий и скорбный! Буди
Милостив к земле!
Скудны, нищи,
жалки люди
И в добре, и в зле!
И. Бунин
Слайд 15
Христос в русской поэзии и прозе
Образ Спасителя в
русской
лирике: Г.Р. Державин,
А.С. Пушкин,
А.К. Толстой,
В.С. Соловьев,
И.А. Бунин
Страсти Христовы и
торжество Воскресения
поэтов и
писателей
(В.А. Жуковский,
В.К. Кюхельбекер,
Ф.И. Тютчев,
Слайд 16
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые -
Душа готова, как
Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Ф. Тютчев
Слайд 17
Новозаветная притча и ее литературные образы
Традиции древнерусской притчи.
Притчи – басни в литературе XVIII века. Притча о
блудном сыне в творческом переосмыслении А.С. Пушкина ("Станционный смотритель", "Записки молодого человека", "Воспоминания в Царском Селе", 1829).
Слайд 18
Образ Богородицы в русской литературе
Образ Богородицы и Рождества
Христова в русской поэзии и прозе (В.А. Жуковский, А.К.
Толстой, Б.Л. Пастернак ). Образ Богородицы во внутренней форме литературного произведения (М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов,
М. Горький, М.А. Булгаков).
Слайд 19
Новозаветные иконописные образы в русской литературе
Парафразирование иконописного образа
Спасителя в русской литературе XVIII – начала XX веков
(Г.Р. Державин,
А.С. Пушкин, И.А. Бунин) Литературные образы Богородицы и иконописная традиция (Л.Н. Толстой,
Ф.М. Достоевский). Образы архангелов, ангелов и святых на иконе и в литературном тексте (Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин)
Слайд 20
Апокалипсис в изображении русских поэтов и писателей
Православная традиция
комментирования Апокалипсиса.
(А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов,
И.А. Бунин, А. Белый, И.С. Шмелев, В. Хлебников, С.А. Есенин,
М.А. Булгаков).
Слайд 21
Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает
случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты,
художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
А. Блок
Слайд 22
Библейские образы в русской литературе
конца XX – начала
XXI веков
Библейская образность в произведениях А.И.Солженицына, В.Г. Распутина, В.Н.
Крупина: традиции православного богослужебного творчества, древнерусской литературы и злободневность.
Слайд 23
Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,
Спускается толпа, виясь между
олив,
Подобно медленному змию;
И матери глядят, как под гору, в
туман,
Увещевающий, уводит Иоанн
Седую, страшную Марию...
В. Набоков