Слайд 2
Вековые традиции и обычаи русского народа
Русский народ
бережно хранит традиции своей нации,
глубоко уходящие корнями не
только в православие,
но даже в язычество.
Иван Купала
Летний праздник Ивана Купалы
(Рождество Иоанна Крестителя)
был одним из самых веселых и
разгульных. Ночью накануне
Иванова дня юноши и девушки
плели себе венки, разводили в
лесу костры, водили хороводы.
Прыгая через огонь, они как бы
приносили себя в жертву богам.
Слайд 3
Вот как об этом писала старинная летопись:
«Накануне Рождества
Иоанна
Предтечи с вечера собираются
простые люди, парни и
девки,
и сплетают себе венки из
съедобных трав или корений,
разжигают огонь, рядом с ним
ставят зеленую ветвь, и,
взявшись за руки, водят
хороводы вокруг огня, распевая
песни. А потом через огонь
перескакивают, самих себя
бесу Купале в жертву приносят.
Когда проходит ночь, тогда
идут к реке с великим
кричанием, умываются водой».
Слайд 4
Считалось, что в Иванов день
природа раскрывает все
свои
живительные силы.
В полночь расцветает
на мгновение папоротник;
человек, нашедший цветок
папоротника, становился
всеведущим: он мог увидеть
сокровища, скрытые под
землей, понимать языки
зверей и растений.
Слайд 5
Ильин день.
В августе праздновали
Перунов (Ильин) день.
В древности это
был мрачный праздник,
в который не
пели веселых песен,
не водили хороводов,
а приносили жертвы грозному богу.
В этот день люди ожидали грозы
и дождя. По народному поверью,
с этого дня вода в реках холодеет,
запрещается купаться.
Говорили: «Илья пришел,
ледышку пустил».
Слайд 6
В народе, до наступления этого
праздника, запрещалось есть
плоды.
После освящения нищие
обязательно получали свою долю,
плоды
также посылались на дом
больным людям, все прихожане
получали по яблоку.
Вечером, когда время близилось
к закату, в этот день молодежь шла
в поле, за околицу. Молодые люди
останавливались на холме и
смотрели на закат. Когда солнце
начинало опускаться за горизонт,
все пели песню, славящую Солнце,
прося его подольше оставаться на
горизонте и позволить собрать
урожай, так как погода после
второго Спаса часто портилась.
Каждая хозяйка в этот светлый день
старается подать на стол вкусные
блюда, в которых есть мед или мак,
и садовые плоды.
.
Яблочный Спас.
Слайд 7
Когда заканчивался сбор урожая,
русские крестьяне до последнего
времени вспоминали бога Велеса
и жертвовали ему последние колосья
из урожая.
Слайд 8
Рождество Христово — праздник рождения
Иисуса Христа. Православная
церковь
отмечает Рождество Христово
по юлианскому календарю 7 января
Слайд 9
Канун Рождества получил название «сочельник» - от
названия
ритуальной пищи, вкушаемой в этот
день - сочива. Сочиво
или кутья - каша из пшеницы
или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы,
смешанная с медом.
Ритуальным было и число блюд - 12 (по числу апостолов).
Стол готовился богатый и обильный: блины, рыбные
блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек,
молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова
с хреном, свиная колбаса домашняя, медовые пряники,
жареный гусь. По старинному обычаю, стол прежде
посыпали сеном - в память о вертепе и яслях.
Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой
звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей
волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением
сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол
и делились облатками, желая, друг другу всего доброго
и светлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе
собирается за общим столом. Сочельником заканчивался
Рождественский пост и в сам праздник Рождества
верующие угощаются вкусными яствами.
Слайд 10
В ночь с 6 на 7 января перед
православным Рождеством люди обычно не спали:
ходили из дома
в дом, угощались и колядовали. Колядой называется старинный
рождественский обряд прославления праздника рождества Христова песнями
и сама песня. За это колядующих хозяева угощали разными вкусностями.
Слайд 11
Двенадцать дней
после праздника
Рождества Христова
до Крещения
называют Святками,
то есть
святыми днями,
так как эти
двенадцать дней
освящены великими
событиями
Рождества Христова.
В Святки принято
ходить в гости,
навещать больных,
стариков,
дарить подарки
Слайд 12
Зимний праздник Рождества Христова
слился с языческими святками
В эти дни наши далекие предки надевали
на себя
самодельные маскарадные костюмы, чтобы обмануть
злых духов, которые, якобы, на Святки обретали особую силу и становились
настоящей угрозой для людей. К тому же, на Святки принято было веселиться
– это тоже делали с целью отпугнуть темные силы.
Слайд 13
Зимние святки начинались с колядования.
Молодежь рядилась и
обходила все
дома в деревне со святочными песнями.
Коляда
и Овсень - мифологические
персонажи песен - должны были принести
крестьянам обильный урожай и
домашнее счастье.
Слайд 14
Зимние святки были шумным и веселым
праздником: жгли
костры, собирались
на игрища, устраивали посиделки,
девушки гадали.
Слайд 15
18 января наступает Крещенский сочельник.
Крещение по традиции
не обходится без гаданий.
Встарь вся семья, от мала до
велика, а иногда,
и несколько семей принимали участие в
святочных гаданиях. Этот обряд сохранился
со времен язычества.
Слайд 16
Праздник
Крещения Господня
завершает Святки.
На Крещение
в церквах
освящают воду.
У православных христиан
издавна существует
обычай
приносить домой
святую воду и
бережно хранить ее.
Эту воду пьют,
умываются ею, считая
ее целебной,
окропляют ею дом.
Слайд 18
Масленница.
Известный до сих пор праздник масленица —
очень древний,
языческий. В древности масленица была связана с
поминанием предков:
отсюда обычай поедания блинов — поминальной еды. В то же время
масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела,
олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.
Слайд 19
Весной, когда пробуждалась природа и
нужно было позаботиться
о будущем
урожае, в деревнях устраивали
«ярилины гулянья»..
Слайд 20
Девушки пели:
«Волочился Ярило
По всему свету,
Полю жито родил
Людям
дети плодил.
А где он ногою -
Там жито копною.
А
где он не глянет -
Там колос завянет».
Под влиянием христианства
вместо Ярилы
начали почитать
св. Юлия (Георгия),
который
также считался
Покровителем
урожая
и плодовитости
скота.
Слайд 21
В течение всей недели, люди пекут блины, угощают
друг
друга, катаются на санях и устраивают кулачные бои
Слайд 22
Вербное Воскресенье всегда приходится за неделю
до праздника
Святой Пасхи, В старину приготовление
ветвей Вербы было особым
обрядом. В канун
Вербного Воскресенья, все от простолюдина до
знатных особ, выходили на улицу и отправляли за
вербой к берегам близлежащих рек или озер. В тот
же вечер, веточки Вербы несли в Церковь и освящали
Святой Водой.
Считалось, что Верба, освященная в канун Святой Пасхи,
обладает великой магической силой. Освященная Верба
способствовала хорошему урожаю и плодородию земли.
Также считалось, что Освященная Верба могла наделить
человека крепким здоровьем, помочь в излечении хвори,
предохранить от заболеваний и несчастных случаев.
Верба могла избавить от бесплодия. Защитить и очистить
дом от нечистой силы и различных существ. Вербу в
старину, как и в наше время, принято хранить за иконами
в переднем углу, весь год. После, через год, веточки
Вербы необходимо сжечь в печи, но, ни в коем случае
не выбрасывать.
Вербное Воскресенье
Слайд 23
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа.
Этот
праздник пришел на Русь из Византии
вместе с крещением
в конце X века.
С тех пор по всей России широко, красиво и
торжественно отмечают этот христианский праздник
Слайд 24
Традиции русского народа особо
соблюдаются во время
празднования
Пасхи.
Перед наступлением этого
праздника
все пекут куличи и красят
яйца.
Не только верующие,
но и люди, далекие
от религии, участвуют
в этом обряде.
Ночью все собирают пасхи
и крашеные яйца
в корзины, берут всякую снедь,
наготовленную к
празднику, и несут в
церковь. Священник
ходит с ведром и
веником, и, брызгая святой
водой на снедь
и прихожан, произносит:
«Христос воскресе!»,
а все люди вторят
ему: «Истинно воскресе!».
Это означает радость от
воскресения Христова,
которое и празднуется в
этот день. Затем все
идут «разговляться»,
то есть вкушать скоромную пищу,
которую нельзя было есть
в течение всего Поста.
Слайд 25
— весенний языческий праздник
восточных славян,
связанный с
культом предков.
После крещения его
стали отмечать
на Фоминой
неделе —после
Пасхи, В этот день
поминают предков.
Ходят на могилы,
принося поминальные
дары: блины, овсяный кисель,
пшённую кашу,
крашенные яйца-писанки.
Радуница
Слайд 26
Сороки. Жаворонки.
Это один из весенних праздников,
который был посвящен встрече
Дня весеннего солнцестояния, которое было
чуть ли не главным
событием в жизни наших предков.
Слайд 27
У русских повсюду существовала
вера в то,
что в этот день из теплых
стран прилетают сорок
разных птиц,
и первая из них — жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли
«жаворонков».
Птичек раздавали детям, и те
с криком и звонким смехом
бежали закликать жаворонков,
а с ними и весну.
«Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Слайд 30
День Святой Троицы, или
Пятидесятница – один из
самых
близких русским людям христианских
праздников. Троица отмечается на
пятидесятый день после Пасхи,
окончательно просыпается природа,
начинается новая, полноценная и
полнокровная жизнь. Троица – очень
красивый праздник Полы храмов
устилают свежескошенной травой,
стены украшают березовыми ветками,
даже цвет одежд священников в этот
день – зеленый. Это – символ
обновления, символ начала
Троица
Шумно и весело проходит Троица.
Утром все спешат в храм на
праздничную службу. А после нее
устраивают народное веселье с
хороводами, играми, песнями.
Обязательно готовили караваи.
На праздничный обед созывали
гостей, делали друг другу подарки.
В некоторых районах устраивали
ярмарки.
Слайд 31
Береза стала символом праздника,
Березовыми ветками украшали окна, дома,
дворы,
ворота, на церковной службе стояли с березовыми
ветками,
веря, что они обладают целебной силой
Ветки березы использовали наши предки и
в качестве оберега от всяких нечистых духов
Слайд 32
На русальной неделе,
Которая праздновалась
вместе с христианской
Троицей в начале лета,
поклонялись
воде и растениям.
Слайд 33
Девушки плели
венки и бросали их в воду.
В деревню приносили украшенную
березку, под которой устраивалось угощение.
Слайд 35
Русские народные традиции
и обычаи веками соблюдаются
как
среди сельских жителей,
так и среди горожан.
К ним
относятся и христианские,
и языческие обряды, пришедшие
в современную жизнь с древних веков.
Слайд 36
Традиция русского народа —
это бесценный опыт
неисчислимых
поколений
наших предков. Воспитывая
в нас тот самый «загадочный
русский дух»,
славянская традиция преподносит
нам обычаи, вечно
родные всем русским людям.
И сколько бы эпох не
миновало, сколько не блуждали
в потемках инородных
традиций, русские люди
всегда возвращаются
к родной традиции.