Слайд 2
После изгнания из рая Адам и Ева поселились недалеко
от него и горько плакали о своем грехе. Много трудов
приходилось переносить им, много и скорбей постигало их теперь.
У них родились и выросли два сына: Каин и Авель.
Слайд 3
Однажды братья приносили жертву Богу. Каин положил на жертвенник
плоды земные, Авель — лучшую овцу.
Авель приносил жертву с
верою в Бога и усердием, а Каин без веры и без усердия.
Бог жертву Авеля принял. Каинову же отверг.
Слайд 4
Зависть и досада овладели сердцем Каина. Он возненавидел Авеля,
позвал его в поле и там убил.
Когда Каин возвращался
домой, Бог спросил его: «Каин, где брат твой Авель?»
Каин хотел скрыть свое преступление. «Не знаю, разве я сторож брату моему», — ответил он.
Слайд 5
«Что ты сделал, — сказал ему Бог, —
кровь брата твоего вопиет ко Мне, и ныне проклят ты.
Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».
После этого Каин стал всего бояться, убежал из дома отца своего и нигде не находил себе спокойствия и безопасности.
Слайд 6
Давайте поразмышляем над этой ветхозаветной историей
Слайд 7
В фильме Павла Лунгина «Остров» звучит вопрос: «За
что Каин убил Авеля»?
Как вы сформулируете ответ на
него?
Слайд 8
Да, конечно, зависть тому причиной.
Зависть – источник многих
грехов
Слайд 9
«Дети Адама, земледелец Каин и скотовод Авель, однажды
возжелали принести Богу жертвы от плодов рук своих. Жертва
Каина оказалась неугодной Богу, а жертва Авеля была Ему приятна. Каин возревновал и позавидовал брату. Пригласил его пойти в поле и там убил. Впервые пролилась человеческая кровь, совершилось первое убийство.
В основе этого преступления лежит чувство зависти. «О, зависть, корабль осмоленный, адский, гибельный! — восклицает святитель Иоанн Златоуст. — Твой владелец — диавол, кормчий — змий, а главный гребец — Каин». Сколько несчастных на протяжении истории человечества становились жертвами зависти! Очень часто именно зависть приводила к самым страшным, кровавым конфликтам».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Слайд 10
Но в чем же причина предпочтения Авеля Каину?
Христианская традиция комментариев Библии полагает, что жертвоприношение Каина оказалось
недолжным , и именно потому, что Каин не пожелал взять на себя труд выбора и различения. "Авель принес жертву по выбору, а Каин без выбора; Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или колосья, или вместе и колосья и плоды, бывшие в то время", - пишет преп. Ефрем Сирин.
То же самое и у св. Иоанна Златоуста: жертва Каина не принята Богом - потому что первенец Адама "принес что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора".
диакон Андрей Кураев
Слайд 11
И Бог осудил его на изгнание из родных
мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии
стали называть “каиновой печатью”.
Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников.
Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, Каин очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия.
Слайд 12
Что же сделал изгнанный с родной земли Каин?
Он построил город и назвал его именем своего сына.
Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды.
Так Каин впервые нарушил экологическое равновесие. Мир стал для него чужим, все, что его окружало, превратилось в источник опасности. Психология убийцы понятна: ему страшно, тревожно и все время хочется спрятаться.
Человек, совершающий смертный грех, разрывает связь не только с Богом, но и со всей природой. Именно потомки Каина положили основание тому феномену, который мы сегодня называем цивилизацией.
Но, на наше счастье, у Адама и Евы был еще третий сын – Сиф. В Библии говорится, что именно его дети начали призывать имя Божие, то есть пытаться жить на земле, не разрывая отношений с ее Создателем.
Слайд 13
Какие заповеди были нарушены?
Давайте вспомним декалог.
Слайд 14
Помните ли вы, как ветхозаветная история повторилась в
русской истории?
Слайд 15
Как отразилась тема в искусстве?