Слайд 2
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие
друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час
же к вам, бывало,
- Уж поздно!- Мама, десять строк!...-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки...
Как хорошо за книгой дома!
Марина Цветаева
(картина Франса Хальца)
Слайд 3
Умение читать началось со звука, голоса, произнесения слова
вслух. В Древней Греции книги считались лишь хранилищем текстов,
сберегали важные исторические сведения для будущих поколений. Тогда они существовали в форме свитка – длинного листа папируса или пергамента, который для хранения
сматывали в рулон.
Слайд 4
Самые первые свидетельства о чтении про себя появились
в конце v века до н.э. Они касаются не
книг, а чтения посланий и пророчеств оракула, написанных на вощеных дощечках.
В древнегреческих текстах отсутствовали пробелы между словами, а строки сливались в сплошную линию. Вычленить логическое содержание и смысл из текста удавалось с помощью голоса, дыхания, ритма звучащей строфы.
Слайд 5
Философ Сократ обнаружил звучание «законов» внутри себя, услышал
голос в глубине души и утверждал, что он звучит
громче и убедительнее внешних, физических голосов. Платон описал это открытие в своих «Диалогах». Можно сказать, что «внутренний голос»,услышанный Сократом, - зачаток будущего сокровенного чтения про себя, способности оставаться наедине со своими чувствами и мыслями.
Слайд 6
Большое влияние на возможность чтения про себя оказало
развитие театра в Древней Греции. Текст, запечатленный в памяти
актеров, оставался невидимым, когда они его произносили. Публика вынуждена была пассивно созерцать и предоставлять свое сознание и восприятие в распоряжение чужого текста.
Текст, запечатленный в книге и распознаваемый с помощью одного только зрения , по сути, имеет ту же самостоятельность, что и театральное действо.
Слайд 7
В Древнем Риме возникновение привычки читать в одиночестве
тесно связано с зарождением в римской культуре такого явления,
как частная жизнь. Виллы патрициев задуманы как место, в котором можно проводить досуг в окружении книг и друзей. Читали свитки, не имея «книги» в современном ее понимании. Свиток держали в правой руке, постепенно разматывая его левой. Со временем появились деревянные пюпитры, с помощью которых можно было поддерживать часть свитка.
(картина Джузеппе Арчимбольдо)
Слайд 8
Во II веке н.э. появился КОДЕКС – книга
со страницами, постепенно начавшая вытеснять свиток. У кодекса было
множество преимуществ: удобство в использовании, поскольку одна рука оставалась свободной, более низкая цена – текст на нем занимал обе половины страницы. Освободившаяся рука позволяла делать пометки на полях или выписки. Окончательно
КОДЕКС воцарился только
к V веку н.э.
(На рисунке - глава из античной
книги– кодекса)
Слайд 9
Благодаря более широкому
распространению книг в новом
обличье
в период расцвета
Римской империи возникла
новая читательская аудитория
–
люди разного общественного
положения, читавшие
книги не в связи со своей
профессией и деловой
необходимостью, а для
собственного удовольствия
или из любознательности.
(Картина Рогира ван дер Вейдена)
Слайд 10
Во времена господства христианства чтение стало доступным лишь
избранной элите – служителям церкви. Основной массе населения предлагалось
вернуться к устной традиции – слушанию проповедей в храме. Религиозные тексты, в первую очередь, Библия были главным объектом чтения вплоть до позднего Средневековья. Перечитывание ее воспринималось как важное ритуальное действо. Надолго исчезла из обихода развлекательная литература. Но умение читать про себя и обдумывать прочитанное продолжало развиваться вместе с созданием новых текстов, принадлежавших уже христианской традиции.
Слайд 11
Новый этап в истории чтения начался между концом
XI и началом XIV века. Возродились города, а вместе
с ними и школы, как места, в которых должна присутствовать книга. Люди начали больше читать и по – другому: следовало переходить к пониманию смысла текста, чтобы усвоить полноту изложенного в нем учения. На смену монастырскому типу знания пришла – и в итоге возобладала – университетская, образовательная модель чтения. Возникли книги на национальных языках, а не на латыни, и порой они принадлежали перу самих читателей.
Слайд 12
Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в XV веке многократно
увеличило тиражирование и раcпространение книг в Европе. К XVII
веку сильно изменились сам вид и устройство книг: их стали разбивать на главы, у которых появились свои заголовки, возникло деление на абзацы, оглавление, отделение текста от комментария к нему, система ссылок, алфавитные указатели – все, что облегчало использование книг в образовательных целях. (Портрет Гутенберга)
Слайд 13
В XVIII веке действовали весьма жесткие правила, регулирующие
чтение. В таком жестком регламенте законсервировалось изначальное отношение к
чтению как к ритуальному действу, имеющему религиозный смысл. Потребовалось не одно столетие, прежде чем читатель завоевал право читать, развалившись в кресле или
лежа на диване, пропускать скучные
места и просматривать книгу
«по диагонали»
(картина Ивана Крамского)
Правила чтения.
Читать следовало, сидя на твердом стуле, держась прямо, положив руки на стол, а книгу – перед собой. При этом важно было не шуметь, не издавать звуков, нельзя было двигаться. Требовалась полная сосредоточенность . Текст читать полагалось в определенной последовательности: соблюдать в нем очередность частей, учитывать знаки препинания, не пропускать ни строки! Переворачивать страницы следовало аккуратно, не сгибая и не портя их.
Слайд 15
Чтение про себя, даже ограниченное множеством внешних правил,
устанавливало между текстом и читателем более свободную, сокровенную, внутреннюю
связь. При этом традиция совместного чтения вслух сохранялась еще очень долго – вплоть до XX века. Она стала частью семейного обихода, укрепляла близость между членами семьи, между ребенком и родителями.
Дети были признаны полноправными
читателями, для которых стало можно
писать адресованные им книги,
только в XIX веке.
(картина Альфредо Родригаса)
Слайд 16
XX век – радикальные изменения читательских привычек. В
60 – ых годах итальянский поэт и прозаик Эудженио
Монтале заметил разницу между образовательным чтением и чтением потребительского характера. Он писал: «Особенность заключается в том, что читают все меньше и меньше книг и все больше периодики, газет и журналов, настенных афиш и других подобных печатных изданий. Но…их даже не читают: они их смотрят, они их разглядывают…их внимание сравнимо с вниманием, необходимым при чтении комиксов: их разглядывают, а затем бросают»
Слайд 17
Чтение в наши дни больше не является главным
инструментом приобщения к чужой культуре. Его роль в массовой
культуре подорвана телевидением, кино и Интернетом. Впервые в истории, по мнению социологов, книга оказалась в конфронтации с собственными читателями, которые все больше читают Интернет и смс – сообщения, высказывания на форумах и блогах. Электронную передачу текстов сейчас называют «третьей революцией» в чтении. На место текста в пределах одной книги пришли логические структуры, базы данных, система электронных отсылок к информации. Хочется верить, что увлечение электронными средствами не вытеснит чтения в классическом понимании. Пока будет существовать письменная речь, потребность высказаться через письмо, вступить в диалог с дальним собеседником, будет живо и чтение! (картина Жана Оноре Фрагонара)
Слайд 18
К XX веку утвердилось понятие «литературного канона»
– того необходимого перечня классических текстов, которые обязан прочитать
и осмыслить каждый образованный человек. Новое поколение молодых читателей
склонно скептически относиться
к устоявшемуся «канону» книг,
к неизменности так называемого
«золотого фонда» книжной
культуры. Все чаще юный читатель
создает «канон» лучших книг сам
для себя, ориентируясь на вкусы
ровесников (картина Пьера Огюста
Ренуара)
Слайд 19
Книги уже долгое время являются привычной частью моей
жизни. Я читаю дома, в школе, в перерывах на
обед и во многих других местах. Для кого-то книги являются важной частью жизни, кто-то их расценивает как источник информации, но одно объединяет нас всех — чтение прочно вошло в нашу жизнь и его удобство играет важную роль.
Сейчас многие отдают предпочтение электронным книгам.
Электронная книга: занимает очень мало места, легкая; достаточно иметь одну, чтобы читать многое; легко оставлять пометки, от этого не портится книга (их потом можно бесследно удалить); один раз купив книгу, можно загружать/удалять из нее тысячи текстовых документов и еще много «плюсов».
Слайд 20
Но для меня бумажный лист с напечатанными на
нём буквами, фразами, картинками - всего лишь тончайшая преграда,
отделяющая тебя от того, кто написал то, что ты читаешь. Это удивительное явление: скользя взглядом по фразам, ты вдруг оказываешься в описанном автором мире, являясь незримым свидетелем происходящего там. Ты чувствуешь,что тебя сопровождает кто – то доброжелательный и внимательный... А это рядом с тобой в мире, созданном его воображением,с ам автор,с обственной персоной... И это ощущение настолько явное, настолько правдивое,ч то вдруг понимаешь - вот она, та самая машина времени,о которой так мечтало человечество...А создав, даже не заметило этого...Да,это путешествие воображаемое. Но кто сказал, что НАШ мир - не плод чьего-то воображения или страница в книге вселенского бытия?) Электронные книги не сохраняют то, что вложено в бумажные книги - труд людей, создавших их. На электронных носителях нет того,что вкладывает в рукопись автор, - там нет ЖЕЛАНИЯ ОБЩЕНИЯ с читателем, оно не пробивается сквозь холод пластика, металла и токи электричества. Электронные книги - для потребления, а бумажные - для наслаждения, для внимательного читателя, для души. Для меня.
Слайд 21
Были использованы материалы сайтов:
http://www.art-pics.ru
http://luxfon.com
http://www.photogallerys.ru
http://www.alfredoartist.com
http://cdn1.cnnturk.com
http://www.wga.hu
http://k20.kn3.net
http://fr.academic.ru
http://germany.intofineart.com
http://en.wahooart.com
http://blog.graphe.it
Список использованной литературы.
1.Статья «О пользе
чтения. 10 причин регулярно читать» (по материалам интернет –
СМИ)
2.Статья «О пользе быстрого чтения» (сайт mir24.net)
3.Статья «История чтения» Татьяны Ивановой (журнал «Классное руководство» 2015 №2)