Слайд 2
Что такое педагогическая мастерская?
Мастерская педагогическая — это такая
форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для
восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Слайд 3
Проблемное поле педагогической мастерской
Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским
и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;
проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы
Слайд 4
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ПРОЦЕСС
В процессе построения знаний педагогическая
мастерская может быть представлена так: творческий
процесс — творческий продукт — осмысление его
закономерностей — соотнесение полученного с
достижениями культуры — коррекция своей
деятельности — новый продукт и т.д.
Педагогическая мастерская как процесс
Слайд 5
Педагогическая мастерская как творческий процесс
Творческий процесс
в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования:
открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, выбора и осознания ценностных ориентации и др.
Этапами творческой деятельности являются перестройка и реконструирование пространства значения выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала — в зависимости от темы и типа мастерской. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое.
На следующем этапе происходит осмысление закономерностей творческого процесса (рефлексия).
Слайд 6
Педагогическая мастерская - форма самосознания (рефлексия)
Рефлексия. В психологии
различают два типа рефлексивных процессов: авторефлексию, то есть осознание
собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...») и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией в мастерской.
В ходе мастерской происходит постоянное чередование спонтанной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает данный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия.
Рефлексия, как известно, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития сознания человека.
Слайд 7
Педагогическая мастерская как озарение
Озарение— психологическое состояние участника мастерской,
при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона,
явления, образа, отношения.
Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит восхождение от старого знания к новому.
«Озарение» — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для него состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к озарению - или «мыслительному восхождению».
Слайд 8
Принципы ведения мастерской Принцип свободы и равенства
Ценностно-смысловое равенство
всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
Безоценочная деятельность
-
отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы
в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Слайд 9
Принцип неопределенности
Значительный элемент неопределенности, неясности,
даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с
одной стороны, интерес,
а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Право каждого на ошибку -
самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
Другой особенностью
мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. «Там, где есть место диалогу, присутствует «большое время» (М.Бахтин). Диалог – это двусторонний педагогический процесс, вовлекающий его участников в совместный поиск универсального смысла знаний, делая его доступным для каждого.
Диалог есть главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской благотворную атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
Слайд 11
Принцип организации пространства
Организация и перестройка реального пространства,
в котором происходит мастерская, в зависимости от
задачи
каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы.
Решительное ограничение участия
практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.
Слайд 12
Типы мастерских
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы
в зависимости от:
состава участников;
целей и способов деятельности;
темы и содержательной
наполненности встречи
Слайд 13
Алгоритм процесса
а) «Индуктор» — ввожу, навожу, побуждаю. Создание
эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание
личного отношения к предмету обсуждения.
Это задание вокруг слова, предмета, образа, рисунка, воспоминания. Чаще оно неожиданное для учеников, в чем-то загадочное, личностное.
Слайд 14
б) Работа с материалом.
Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы
решения того или иного задания;
Социоконструкция – построение этих элементов
группой;
Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
Афиширование – вывешивание работ учеников и мастера, так на мастерской называют учителя – текстов, рисунков, схем, проектов в аудитории и ознакомление с ними.
Разрыв – внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому.
Слайд 15
в) Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственных мыслей
и чувств.