Слайд 2
Цель:
знакомство с творчеством Игоря Моисеева, академическим ансамблем
народного танца.
Задачи:
рассмотрение основных этапов жизни и творчества И.
Моисеева;
рассмотрение возникновения государственного ансамбля народного танца;
знакомство с репертуаром ансамбля;
опосредованное знакомство с историческими личностями.
Слайд 3
Игорь Александрович Моисеев
Советский и российский хореограф, балетмейстер,
артист балета, танцовщик, балетный педагог, художественный руководитель «Государственного академического
ордена Дружбы народов ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева», народный артист СССР
Слайд 4
Моисеев Игорь Александрович – величайший хореограф XX века,
изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец
достоянием мировой культуры.
Слайд 5
Родился Игорь Александрович в Киеве 21 января 1906
года. Отец — Моисеев Александр Михайлович, адвокат. Мать — Грэн Анна
Александровна, модистка, из семьи румынских евреев. Единственный сын в семье. В детстве несколько лет жил во Франции. Свободно говорил по-французски.
Слайд 6
Выдающийся художник Игорь Александрович Моисеев является первооткрывателем в
искусстве. Он создал новый жанр сценической хореографии — яркий,
самобытный Театр народного танца.
Слайд 7
Танцу будущий хореограф начал учиться почти случайно: отец-юрист
очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего
Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения — качества, которые дает танец.
Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой.
Слайд 8
Но подросток стал делать такие успехи, что Мосолова
привела его в хореографическую школу при Большом театре, и
Моисеева взял в свой класс сам Александр Горский - главный балетмейстер театра.
Слайд 9
Зачисленный в труппу Большого, Моисеев увлекся новаторскими опытами
балетмейстера Касьяна Голейзовского, создавшего непривычный пластический язык и ошеломившего
всех конструктивистской постановкой балета "Легенда об Иосифе".
Слайд 10
Моисеев исполнял в этом спектакле главную роль Иосифа
во втором составе. Верность идеям Голейзовского стоила Моисееву балетной
карьеры.
Слайд 11
После смерти Горского Моисеев фактически возглавил группу молодежи,
выступившей против назначения руководителем балета знаменитого танцовщика Василия Тихомирова
и требовавшей разделить власть между ним и Голейзовским. Бунтовщиков сначала уволили из театра, потом восстановили, но о перспективах в Большом уже не могло быть и речи.
Слайд 13
Тогда Моисеев принялся осваивать амплуа постановщика, успешно проявил
себя в этом качестве в студии известного театрального режиссера
Рубена Симонова
Слайд 14
Ему начали доверять постановки и в Большом театре.
Слайд 15
В 1927 году в Большом театре Моисеев поставил
балет "Красный мак"
Слайд 17
в 1932 году - оперу "Саламбо" по роману
Флобера
Слайд 18
в 1935 - балет "Три толстяка" по сказке
Олеши.
Слайд 19
Интерес Игоря Моисеева к народному творчеству сформировался еще
в начале 1930-х годов, когда он пешком и верхом
объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.
Слайд 20
1937 году, заручившись поддержкой председателя СНК СССР Молотоваа
создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца -
Государственный ансамбль народного танца СССР.
Первая репетиция дебютной программы нового ансамбля - "Танцы народов СССР" состоялась
10 февраля 1937 года
Слайд 21
Была в творческой биографии Моисеева и еще одна
яркая глава – постановки физкультурных парадов на Красной площади.
Слайд 22
Первый опыт состоялся в 1936 году, когда Моисеев
поставил семиминутное выступление для спортсменов Малаховского физкультурного техникума имени
Антипова.
Слайд 23
Участники выбегали на площадь, за считанные секунды
выстраивались и в том же темпе делали упражнения
Слайд 24
Выступление имело колоссальный успех, и техникум наградили. С
тех пор у Моисеева не было отбоя от заказчиков
самого высокого уровня. Его постановки нравились самому Сталину, который на одном из приемов познакомился с Моисеевым и спросил его: «Как дела?» Моисеев не растерялся и пожаловался, что у ансамбля нет помещения. На другой день Моисееву предложили выбрать любое место в городе, и он указал на разрушенное здание театра имени Мейерхольда (то самое, где ныне находится Концертный зал имени Чайковского). Через три месяца оно было восстановлено.
Слайд 25
Во время войны Ансамбль народного танца под
руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.
Слайд 26
Моисеев поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского
флота, а также
«Русскую сюиту»,
Слайд 27
«Большую флотскую сюиту»,
которые до сих пор держатся в
репертуаре ансамбля.
Слайд 28
В 1943 году по возвращении в Москву Моисееву
разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца.
С тех пор ее выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.
Слайд 29
Пик популярности и всемирное признание творчества Ансамбля народного
танца пришлись на послевоенные годы.
Слайд 30
Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими
СССР за рубежом.
Слайд 31
Сам хореограф шутит, что из его жизни легче
составить путеводитель, чем биографию.
Слайд 32
Ансамбль неоднократно более чем в шестидесяти странах
мира побывал.
Слайд 33
Сегодня в репертуаре ансамбля несколько сотен народных танцев.
Слайд 35
Но главное - Моисеев создал не музей танцевального
фольклора, а новый зрелищный жанр: театр народного танца.
Слайд 36
В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути
развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но
и за рубежом.
Слайд 37
Имя Игоря Александровича Моисеева трижды занесено в Книгу
рекордов Гиннесса: за самую долголетнюю творческую деятельность, рекордное количество
поставленных хореографических произведений (более 300) и значительный вклад в развитие мировой хореографии.
Слайд 38
Об Игоре Моисееве был снят документальный фильм «Сотворивший
танец»
Слайд 39
Моисеев всегда говорил, что фольклорная традиция для
него является не целью, но средством реализации собственного замысла.
И правда, его постановки никогда не имели ничего общего с урапатриотическими музыкальными коллективами, спекулирующими на народной задушевности. Вероятно, в этом и есть секрет того успеха, который на протяжении десятков лет имела моисеевская труппа по всему миру.
Слайд 42
Мастеру за долгую творческую жизнь было вручено такое
множество наград, что, перечисляя их, неминуемо о какой-нибудь да
позабудешь. Однако Моисеев до последних дней сетовал, что ему не удалось реализовать одну из своих главных идей – создание универсального танцевального театра, в котором он мог бы реализовать любую постановку вплоть до классического балета.