Слайд 2
Александр Наумович Тубельский
(2 октября 1940 — 31
мая 2007, Москва) — российский деятель образования, президент «Ассоциации
демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы), Заслуженный учитель Российской Федерации.
Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)
Слайд 3
Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)
- Пять уроков по одному
и тому же предмету, наверное, выдержать очень сложно? -
осторожно интересуюсь у ученицы десятого класса, которую мне выделили в качестве экскурсовода.
- Я сюда только год назад пришла, мне сначала было сложно,- объясняет она.- Потом привыкла. Зато удобно делать уроки: в старой школе надо было пять предметов готовить, а здесь только один.
- Учиться здесь труднее? - продолжаю разведку.
Девочка на минуту задумывается.
- Наверное, здесь просто интереснее.
Слайд 4
Концептуальные положения
Личностный смысл учебы
Межпредметные погружения
Рефлексия
Творческий экзамен как открытое
соревнование
Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление
Особое образовательное пространство
Педагогическая
деятельность как искусство и исследование
Слайд 5
Погружение "по Тубельскому" - это система обучения, при
которой всю неделю или несколько дней подряд изучается один
и тот же предмет.
Структура учебного дня варьируется. Решение - что будем делать сегодня - принимается голосованием, в котором участвуют и учитель, и ученики.
Бывало, что директор принимала решение об исключении. Но все виновные пользовались правом оспорить это решение на совете школы и... оставались в школе.
Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)
Слайд 6
Массовая школа (В.А. Караковского)
Владимир Абрамович Караковский
Директор Московской школы
№ 825.
Основатель гуманистической воспитательной системысовременной массовой школы (ведущей идеей
здесь являетсяориентация на личность школьника, его интересы и способности)
Слайд 7
Сам Караковский не считает себя педагогом-новатором. Он просто
делает свое дело и считает, что каждый должен поступать
так же: «У каждого должна быть своя система воспитания. Нельзя навязывать всем одно».
Массовая школа (В.А. Караковского)
По Караковскому, стиль отношений детей и взрослых строится на сотрудничестве, демократичности и общей заинтересованности. И коммунарские сборы, и дидактический театр, и аукционы знаний, и научные экспедиции – все это результат постоянного поиска тех дел, которые объединили бы воспитателей и воспитанников в творческий разновозрастный коллектив.
Слайд 8
Массовая школа (В.А. Караковского)
Кодекс чести учеников 1-3-х классов
825-й московской школы
1. Главное: старайся жить так, чтобы
людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Слайд 9
Школа жизни (Ш.А. Амонашвили)
«Я - Учитель, Христос –
Учитель.
В чем разница между мною и Христом?»
Шалва Амонашвили
Амонашвили Шалва
Александрович (род. 8 марта 1931, Тбилиси)- академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик.
Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Слайд 10
Школа жизни (Ш.А. Амонашвили)
Целевые ориентации
• Способствовать становлению, развитию
и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его
личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания - самовоспитание.
“Ребенок живет по своим законам, нельзя ему иначе жить”.
Слайд 11
Школа жизни (Ш.А. Амонашвили)
Концептуальные положения
• Все положения личностного
подхода педагогики сотрудничества.
• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
“Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”.
Слайд 12
Особенности методики
- гуманизм;
- индивидуальный подход;
- мастерство общения;
- резервы
семейной педагогики;
- учебная деятельность.
Школа жизни (Ш.А. Амонашвили)
Учитель! Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школьника!
Дари себя детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребенке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
Слайд 13
Школа-парк (М.А.Балабан)
Балабан Милослав Александрович – доцент МГУ, пропагандист
и координатор международной программы EPOS (educational park of open
studios).
Слайд 14
Школа-парк (М.А.Балабан)
Концептуальные положения
Образование рассматривается как органический процесс развития
- полная реализация личных потенций каждого индивида.
Интеллектуальное развитие происходит
не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта.
Школьный класс – замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа.
Учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками.
Пересматривается система учебных ценностей – многие истины быстро становятся частными мнениями.
Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.
Слайд 15
Сахновская школа (А. А. Захаренко)
Захаренко
Александр Антонович (02.02.1937
г. – 30.04.2002 г.) – украинский педагог, один из
основателей педагогики сотрудничества, общественный деятель, директор известной в Украине авторской школы в селе Сахновка на Черкасщине, действительный член Академии педагогических наук Украины.
Слайд 16
Сахновская школа (А. А. Захаренко)
— Мама, вы куда?
—
В школе потолки белить.
— Зачем? Мы уж давно…
Это удивляются
дети, приехавшие в гости, окончив университет.
— Да как же!? — в свою очередь удивляется мать. — Надо, надо помочь…
Основополагающей идеей воспитательной системы А.А. Захаренко является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Все, что есть в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей.
Слайд 17
Сахновская школа (А. А. Захаренко)
Цели воспитательной системы
1.
Обучающие цели:
расширение и углубление знаний об отечественной и мировой
культуре;
формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;
стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.
2. Развивающие цели:
развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования подлинной культуры чувств.
3. Воспитывающие цели:
совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;
формирование художественного вкуса;
воспитание культуры поведения.
Слайд 18
Школа для всех или Школа Ямбурга (Е. А.
Ямбург)
Евгений Александрович Ямбург (1951) — советский и российский педагог
и общественный деятель. Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга».
Слайд 19
Школа для всех или Школа Ямбурга (Е. А.
Ямбург)
Разработчик и автор адаптивной модели школы — новой модели
разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребенка.
Слайд 20
Воспитание ребенка как человека культуры
(Е. В. Бондаревской)
Бондаревская
Евгения Васильевна профессор, заведующая кафедрой педагогики Ростовского-на-Дону государственного педагогического
университета.
В настоящее время заведует кафедрой педагогики РГПУ.
Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный учитель РФ. Лауреат премии правительства РФ в области образования. Награждена орденом «Трудового Красного знамени», медалью К.Д. Ушинского.
Слайд 21
Воспитание ребенка как человека культуры
(Е. В. Бондаревской)
В
фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век
техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего».
Исходной позицией в разработке концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала.
Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми.
Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество.
Слайд 22
Воспитание ребенка как человека культуры
(Е. В. Бондаревской)
К
базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни,
истории, культуры, относятся:
— жизнетворчество;
— социализация;
— культурная идентификация;
— духовно-нравственное развитие личности;
— индивидуализация.
Слайд 23
Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это
целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее
целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества.
Человек культуры — это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры.
Человек культуры — гуманная личность.
Человек культуры— это духовная личность.
Человек культуры — личность и творческая, и адаптивная.
Слайд 24
Воспитание ребенка как человека культуры
(Е. В. Бондаревской)
Принципы:
—
природосообразности;
— культуросообразности;
— индивидуально-личностного подхода;
— ценностно-смыслового подхода;
— сотрудничества.
Слайд 25
Культурно-историческая школа С.Л. Выготского
Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя
— Лев Симхович Выгодский;5 (17) ноября 1896, Орша, Российская
империя — 11 июня 1934, Москва) — советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии и лидер круга Выготского.
Слайд 26
Культурно-историческая школа С.Л. Выготского
В теории и практике обучения
и воспитания детей с отклонениями в развитии реализуются такие
основные положения Л.С. Выготского:
Единство законов развития нормального и аномального ребенка
Соотношение биологического и социального
Учение о высших психических функциях
Взаимосвязь обучения и развития
Актуальный уровень развития и зона ближайшего развития
Сложная структура дефекта
Соотношение интеллекта и аффекта и др.