Слайд 2
содержание
Понятие детства
Детство в первобытном обществе
Типы культур (по М.
Мид)
Заключение
Литература
Слайд 3
Понятие детства
Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза
(от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, детство
охватывает младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 – 3 года), дошкольный возраст (3 года – 6-7 лет) и младший школьный возраст (6-7 лет – 10-11 лет).
Слайд 4
Этнография детства исследует традиционные способы и формы социализации детей
и подростков в разных культурах и у разных народов,
как у современных, так и существовавших на протяжении истории человечества. Этнографические и историко-этнографические исследования дают возможность понять, какие взгляды общества на ребёнка и детство привнесены культурой, а что является общим для всего человечества.
Слайд 5
Во все времена во всех культурах отношение к
детям в обществе было одинаковым. Как сегодня, так и
десятки, сотни, тысячи лет назад большинство людей воспринимало детей как объект любви и заботы, наследников жизни, образец духовной чистоты.
Но в разные исторические эпохи – сообразно развитию социальной структуры общества, правовой статус детей был различен.
Слайд 6
Детство в первобытном обществе
В эпоху первобытного строя дети
выжившие после первых – самых критичных, трех – пяти
лет своей жизни, считались почти полноправными членами общины. Они уже могли вносить значительный вклад в жизнь и хозяйство племени, так как быт того времени был несложен.
Слайд 7
Первобытное племя состояло из нескольких десятков человек, связанных
кровным родством, и они вместе воспитывали всех – и
собственнорожденных, и рожденных соплеменниками, детей.
Слайд 8
Так, постоянно общаясь со старшими членами общества, они
и учились жизни, взрослели и соответственно своей эпохе социализировались.
Это не значило, что за ними не присматривали и не подсказывали, как поступать в том или ином деле. В первобытной общине все – и дети, и взрослые, должны были беспрекословно слушаться старших как более опытных, и все племя повиновалось его старейшинам.
Слайд 9
Однако не следует думать, что в отношениях взрослых
и детей в первобытную эпоху было все идиллически. У
многих племен, долго живших в условиях первобытности или с ее пережитками, еще до недавнего времени сохранялось такое явление как инфантицид – убийство младенцев в голодные годы, чтобы не было лишних едоков.
Слайд 10
Типы культур (по М. Мид)
Выдающийся антрополог и этнограф
М. Мид обратила внимание на то, что при различном
соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к различению культуры трех типов:
1) постфигуративной;
2) кофигуративной;
3) префигуративной.
Слайд 11
Постфигуративная
Основана на том, что подрастающее поколение перенимает опыт
у старших.
Она изменяется медленно и незаметно, внуки живут в
тех же условиях, что и деды.
Такая культура сохраняется при условии совместного проживания трех поколений, при котором старики выступают не только руководителями и наставниками, но и носителями образцов жизни, примером для подражания.
Вся система постфигуративной культуры существует всегда "здесь и сейчас".
Слайд 12
Кофигуративная
Преобладают модели поведения, задаваемые современниками.
Она существует там, где
в обществе происходят перемены, делающие опыт прошлых поколений непригодным
для организации жизни в изменившихся условиях.
Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные сверстниками пути к успеху и избегая сделанных ими ошибок.
Старшее поколение хоть и сохраняет ведущую роль в воспитательном процессе, однако не является непогрешимым идеалом для младшего.
Слайд 13
Префигуративная
Культура еще более интенсивных и быстрых трансформаций, чем
кофигуративная.
Инновации в ней могут происходить в настолько бешеном темпе,
что взрослое население просто не будет успевать усваивать их.
Если постфигуративная культура ориентирована на прошлое, а кофигуративная - на настоящее, то префигуративная - на будущее.
Решающее значение в ней приобретет духовный потенциал молодого поколения, у которого образуется опыт, которого не было и не будет у старших.
Слайд 14
В прошлые эпохи жизнь всех людей, независимо от
возраста, была достаточно сурова, менее защищена.
В античную эпоху
далеко не каждый отец семейства был готов выкинуть из дома или продать родного ребенка, мог, наоборот, защитить его от чужого посягательства.
В Средневековье людей мало защищал государственный закон, но защищала община – всем миром, всей деревней, ведь ей очень нужны были новые рабочие руки.
В настоящее время практически во всех развитых странах общество мало занимается воспитанием своих детей, полностью перекладывая это на плечи их родителей и учебных заведений.
Слайд 15
Заключение
Эти образы и стили не только сменяют друг
друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации
не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей воспитателей.
Таким образом, образование во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов поведения, которые усваивает ребенок в данном обществе. Каждое общество имеет свое представление о том, каким должен быть ребенок, как должно происходить его вхождение в культуру.