Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по МХК и истории религии: Православный Храм, его устройство и символика

Содержание

Самый распространенный в русской архитектуре тип храма – крестово-купольный.
Православный храм,его устройство и символика Самый распространенный в русской архитектуре тип храма – крестово-купольный. Внешнее устройство храма:    Внутреннее устройство храмов определялось с глубокой древности целями христианского богослужения и особой 1. Алтарь  2. Средняя часть храма  3. Притвор  4. Иконостас  5. Притвор [3] есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли Иконостас ([4], пунктиром) – перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от Цвета храмов     Внешний цвет храма нередко отражает его Количество куполов на храмахМногообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве Формы куполовФорма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, Собор Спас-на-крови в Санкт-Петербурге Цвет куполов на храмах Цвет купола также важен в символике храма: Колокольни и звонницы     Колокольня – это высокое сооружение Успенская звонница Ростовского кремля (Ростов Великий) Виды купольных крестовНадглавные кресты – это настоящий кладезь христианских символов: «Трилистник» – Подножие креста    Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на Трилистник – символ Живоначальной Троицы       Трилистная форма креста «Аз есмь виноградная лоза»    Это слова самого Спасителя Иисуса Христа. И Дух в кресте    Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух – Растение ВоскресенияЕсли вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают побеги, Древо вечной жизниПраздником Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу, как Венец славыНадглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно. И Царь царствующихКорона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит Макарий Терновый венец трансформируется в зубчатый нимб – символ святости. Городня Тверской области. Оружие невидимой брани«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» – так Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или волнистые Солнце в кресте Ложное солнце. Император Константин в 312 году перед Звезда утренняяНа небе – миллионы звезд, но только одну из них мы http://forum.angelhranitel.ru http://www.superbant.ru http://www.history-ryazan.ruhttp://nnm.ru/blogs/SPECING32/hram_chast_iv_vidy_kupolnyh_krestov/#cutСписок источников Автор-составитель: Наталия Всеволодовна Дудкина, методист по МХК Красногвардейского района Санкт-Петербурга, преподаватель гимназии
Слайды презентации

Слайд 2 Самый распространенный в русской архитектуре тип храма –

Самый распространенный в русской архитектуре тип храма – крестово-купольный.

крестово-купольный.


Слайд 3 Внешнее устройство храма:
"Небо" –

Внешнее устройство храма:

так называется область под куполом.
"Небо

на земле" – ещё одно название алтаря.

Слайд 4 Внутреннее устройство храмов определялось с глубокой древности целями

Внутреннее устройство храмов определялось с глубокой древности целями христианского богослужения и

христианского богослужения и особой символикой.
Христианский храм должен был

удовлетворять тем целям, для которых он предназначался:
1. В нем должно быть удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение;
2. Помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане;
3. Особое помещение для оглашенных (то есть ещё только готовившихся принять крещение), и кающихся.
Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения "святое святых", "святилище" и "двор", так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно "церковь", и притвор.

Внутреннее устройство храма


Слайд 5 1. Алтарь  2. Средняя часть храма  3. Притвор  4. Иконостас  5.

1. Алтарь  2. Средняя часть храма  3. Притвор  4. Иконостас

Престол  6. Жертвенник  7. Горнее место  8. Ризница  9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы 12. Пономарка 13.

Паперти 14. Крыльцо и колокольня 15. Свечные ящики

Слайд 8 Притвор [3] есть преддверие к храму. В первые

Притвор [3] есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь

века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица,

готовящиеся к Святому Крещению.
Средняя часть храма [2], называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея [9] – возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон [10] – полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Современный амвон уже не имеет ничего общего с древними. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

Клиросы [11] – конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Слайд 9 Иконостас ([4], пунктиром) – перегородка или стена, отделяющая

Иконостас ([4], пунктиром) – перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма

центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько

рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою.
С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон. Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые – северными и южными. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Алтарь ([1]) – главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа.
Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.

Главнейшие предметы в алтаре:
Святой престол [5],
жертвенник [6] и
горнее место [7].

Слайд 10 Цвета храмов
Внешний цвет храма

Цвета храмов   Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение

нередко отражает его посвящение – Господу, Богородице, какому-либо святому

или празднику. Так, например:

Белый – храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;
Голубой – в честь Пресвятой Богородицы;
Красный – посвященный мученику (мученикам);
Зелёный – преподобному;
Жёлтый – святителю.

Однако надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Слайд 11 Количество куполов на храмах

Многообразие форм в русском храмовом

Количество куполов на храмахМногообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на

зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы.

Количество куполов

на храмах символично:
1 купол – символизирует Единого Бога;     3 купола – Святую Троицу;     5 куполов – Христос и четыре евангелиста;     7 куполов – семь таинств Церкви;     9 куполов – по числу ангельских чинов;     13 куполов – Спаситель и двенадцать апостолов;     33 купола – по числу лет земной жизни Спасителя;     40 куполов – как символ освящения всей своей жизни;     70 куполов – в честь 70 апостолов.

Слайд 12 Формы куполов

Форма купола также имеет символический смысл.

Шлемовидная

Формы куполовФорма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о

форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет

Церковь с силами зла и тьмы.
Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы – свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Слайд 14 Собор Спас-на-крови
в Санкт-Петербурге

Собор Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Слайд 15 Цвет куполов на храмах

Цвет купола также важен

Цвет куполов на храмах Цвет купола также важен в символике храма:

в символике храма:
Золото – символ

небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый – цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.

Слайд 16 Колокольни и звонницы
Колокольня –

Колокольни и звонницы   Колокольня – это высокое сооружение в

это высокое сооружение в форме башни, стоящее отдельно от

храма или являющееся его частью. Колокола в ней подвешиваются на нескольких ярусах, соответственно своему размеру и весу.

Звонница, в отличие от колокольни, может иметь в плане вытянутый прямоугольник, являться стенообразным сооружением или вовсе быть надстройкой на стене храма. Все колокола в звоннице располагаются примерно на одной высоте.

Колокольня Ивана Великого (Москва)


Слайд 17 Успенская звонница Ростовского кремля (Ростов Великий)

Успенская звонница Ростовского кремля (Ростов Великий)

Слайд 18 Виды купольных крестов
Надглавные кресты – это настоящий кладезь

Виды купольных крестовНадглавные кресты – это настоящий кладезь христианских символов: «Трилистник»

христианских символов:

«Трилистник» – символ Живоначальной

Троицы;
«Виноградная лоза»;
«Святой Дух в виде голубя»;
«Процветший», или «Животворящий»;
«Цветущее древо»;
«Венец славы»;
«Царский Крест»;
«Триобоюдный меч»;
«Солнце на кресте»;
«Звезда утренняя».

Слайд 19 Подножие креста

Всякий, видевший православный

Подножие креста  Всякий, видевший православный крест, обращал внимание на его

крест, обращал внимание на его косое подножие. Но не

многие знают, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов» Страшного суда. Если вспомнить распятие Иисуса Христа, то не обойтись без рассказа о двух разбойниках, распятых рядом с Ним. Один из разбойников раскаялся в грехах, поверил на кресте в Иисуса и вошел вместе с ним в Царствие Небесное. Другой злодей так и остался нераскаянным. Так и в жизни каждого человека – крест служит мерилом его духовного состояния. Либо под тяжестью грехов перекладина весов опускается вниз, либо, облегченная раскаянием, поднимается вверх.
Шестиконечный православный крест с косой нижней перекладиной – один из древнейших русских крестов и с древних пор ставился на куполах храмов.
Правый конец его нижней косой перекладины всегда поднят вверх, показывая, словно Божий компас, направление пути.
В отличие от обычного компаса «стрелка» его закреплена неподвижно: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг. Это еще одно значение косой перекладины, указывающее, что с пришествием Спасителя начался процесс духовного возрождения и изведения человечества из области тьмы в область света.

Слайд 20 Трилистник –
символ Живоначальной Троицы
   

Трилистник – символ Живоначальной Троицы      Трилистная форма креста

Трилистная форма креста на куполах храмов и

колоколен – излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» нередко украшают не только листьями. Здесь также можно найти диковинные цветы, а листья по форме напоминают сердца.
Трилистные завершения концов могут быть как круглой, так и заостренной, треугольной формы (треугольник как символ Святой Троицы в раннем христианстве присутствует в надписях на надгробных плитах и встречается в храмовых росписях). Бывают надглавники с маленькими крестиками на трех концах.

Слайд 21 «Аз есмь виноградная лоза»
   
Это слова самого

«Аз есмь виноградная лоза»    Это слова самого Спасителя Иисуса Христа.

Спасителя Иисуса Христа. И уже много лет обвивающая крест

виноградная лоза с гроздями ягод является символом Живого Христа. Мастера всегда очень тонко передавали символическую связь виноградной лозы с Таинством Причащения.
Полумесяц внизу представляет собой символическую чашу.
Объединенные вместе чаша и виноградная лоза напоминают о том, что при совершении Таинства Евхаристии (Причастия) – хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Причастившись Святых Тайн, человек соединяется с Христом и делается участником вечной жизни.

Спасо-Прилуцкий монастырь.
Церковь Дмитрия Прилуцкого.
1750 – 1759 Вологда


Слайд 24 Дух в кресте
   
Третье Лицо Святой Троицы

Дух в кресте    Третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух

– Святой Дух – с незапамятных времен изображается в

виде голубя. В Ветхом Завете голубь, выпущенный из Ноева ковчега и возвратившийся с масличной ветвью, возвестил людям мир. В виде голубя древние христиане изображали человеческую душу, упокоенную в мире.
Сохранившись в своем самом главном значении – Святого Духа – голубь долетел и до русской земли, опустившись на золотые кресты наших церквей.     Стоит повнимательней приглядеться к ажурным крестам на куполах церквей, и на многих можно увидеть голубя. Но чаще кресты православных храмов увенчивают литыми металлическими фигурками голубей. На надглавном кресте собора Дмитрия Солунского во Владимире (XII век), на самой вершине его уселся изящный, словной живой голубок.
В древности на Руси кресты с голубем были нередким явлением. Встречались даже литые объемные фигурки голубей с распростертыми крыльями.

На куполе церкви Жен Мироносиц в Новгороде парит голубь, сотканный, буквально из воздуха.


Слайд 25 Растение Воскресения

Если вы увидите, что из-под основания креста

Растение ВоскресенияЕсли вы увидите, что из-под основания креста как бы произрастают

как бы произрастают побеги, знайте – такой крест называют

«Процветший». Побеги символизируют возрождение жизни – воскресение Христа из мертвых.
«Живоносный сад», «саде небесный» – так величают в православном каноне крест Господень. Святые отцы церкви называют крест «Животворящим», «Растением Воскресения».
От иных крестов-накупольников, сплошь усыпанных цветами, невозможно отвести взгляд. Они действительно напоминают растения в весеннем саду. Их тонкие стебли переплетаются так, словно они живые, а не выкованы из холодного металла. А с каким тонким вкусом подобраны растительные элементы – ягоды, цветы или готовые вот-вот распуститься бутоны!
Нет сомнений, что русских мастеров вдохновляла сама природа. По лесам и садам примечали они, как буйный хмель обвивает стволы берез, как ромашки усыпают луг, превращая его в звездное небо. И теперь перевитый затейливыми узорами крест устремляет свои побеги в небеса.

Слайд 26 Древо вечной жизни

Праздником Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет

Древо вечной жизниПраздником Воздвижения Честного Креста Церковь прославляет его Божественную силу,

его Божественную силу, как залог победы над злом, как

причину нового неба и обетование вечной жизни. При великом славословии, пении «Святый Боже», Крест, украшенный цветами, как древо жизни, выносится из алтаря на середину храма, где пятикратно – на четыре стороны света и дважды на восток – поднимается вверх.
В христианстве символом дерева жизни является крест. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «Древо жизни, выращенное в раю, предызображало драгоценный Крест».
Неудивительно, что этот символ очень часто венчает купола. Побеги могут произрастать как из сердцевины, так и из нижней перекладины, напоминая готовые распуститься листья дерева.
Цветение крестов-надглавников бывает столь разнообразным и пышным, что вполне уместно его сравнение с цветущим деревом. Эти обильные побеги – апофеоз неудержимой животворящей силы.

Слайд 27 Венец славы

Надглавный крест с терновым венцом на Руси

Венец славыНадглавный крест с терновым венцом на Руси встретить практически невозможно.

встретить практически невозможно. И вовсе не потому, что кузнецы

не могли выковать подобный крест. Скажем, у католиков реалистический образ мучений Христа (Тело, провисшее на вытянутых руках, обильные следы крови и язвы на теле) считаются в порядке вещей.
А вот у русского народа такое изображение не прижилось. Наш народ не понаслышке знает, что такое изорванное тело, но несломленный дух. И поэтому ему важнее другое – величие внутреннего подвига Иисуса Христа. Потому-то в православной русской традиции принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа таким образом превращается в «венец правды» и «венец славы».
Если посмотреть на надглавный крест московской церкви Николая Чудотворца на Берсеневке, то вы увидите, что лавровый венок, надетый на крест, придает орудию страстей праздничный вид, прославляя победу Христа над смертью.
В других надглавных крестах, как, например на церкви Рождества Богородицы в селе Городня Тверской области (на фото слева) терновый венец трансформируется в зубчатый нимб – символ святости.

Совмещение тернового венца и лаврового венка
– венец славы


Слайд 28 Царь царствующих

Корона на вершине надглавного креста встречается не

Царь царствующихКорона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Архимандрит

очень часто. Архимандрит Макарий в своем труде «О форме

крестов на главах храмов и колоколен» писал: «…на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам».
Это на самом деле так. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны. Священное Писание называет Иисуса Христа царем царей и господином господствующих. И царская власть – тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом.
Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский Крест, или Крест Небесного Царя – Иисуса Христа. Устанавливая царский венец на вершине креста, российские мастера всегда помнили, кто есть Царь Славы, и поэтому венчали саму корону крестом.

Слайд 29 Терновый венец трансформируется
в зубчатый нимб – символ

Терновый венец трансформируется в зубчатый нимб – символ святости. Городня Тверской области.

святости. Городня Тверской области.


Слайд 30 Оружие невидимой брани
«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и

Оружие невидимой брани«Божественное оружие верных», «триобоюдный меч» и «щит христиан» –

«щит христиан» – так называют Крест Господень в церковных

канонах. Основными видами оружия в древности были копье, меч, лук и стрелы.
Чтобы крест стал копьевидным, его окончания должны иметь форму наконечника копья (пики). Однако наделенный воинской атрибутикой крест не имеет ничего общего с «холодным оружием». Крест Спасителя – орудие духовной брани. Это «триобоюдный меч, начала тьмы сечеша», закаленный в горниле страстей Христовых. Признаком «меча» (клинка) на надглавном кресте может быть лезвие (нередко изогнутое) или его рукоять.
Наличие таких деталей перекликается с пониманием монаха как воина Христова. И монашеское облачение считается одеянием христова воина. Клобук – шлем, хоругвь – военное знамя, крест – «оружие непостыдное».
Но надо помнить, что Крест Господень – это «оружие мира», это «оружие спасения», «меч духовный», которым «побеждаются враги видимыя и невидимыя». Вооружась им, человек становится неуязвимым.
Не случайно в надглавных крестах часто встречается образ креста-щита. Ведь щит – это, прежде всего, защита, а что охраняет человека лучше, чем вера? Как говорили наши предки в старину: «Кресте живоносный, ты ми буди крепость и победа, и щит, и стена нератуема».

Слайд 32 Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из

Иногда на надглавных крестах можно увидеть исходящие из центра прямые или

центра прямые или волнистые линии. Эти линии передают сияние

солнца. Всем известно, что солнце – это источник света и тепла, без него невозможна жизнь. Но точно так же невозможна жизнь без Христа. Не случайно Спасителя нередко называют Солнцем Истины.
Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл. Fwz (по-гречески – «свет») означает не чувственный свет, исходящий из материальных источников, а нетварный, фаворский. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Евангелие от Иоанна, 8:12).
Но как передать этот невещественный свет средствами, имеющимися под рукой? Тем более что материал у русских кузнецов был один – металл. В придачу молот и клещи, да еще и собственные руки.
Но русские мастера разрешили эту задачу. Они изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.

Солнце, вознесшееся на Крест


Слайд 34 Солнце
в кресте

Солнце в кресте

Слайд 35 Ложное солнце. Император Константин

Ложное солнце. Император Константин в 312 году перед решающим

в 312 году перед решающим сражением увидел крест поверх

солнца. Он приказал своим воинам нарисовать на щитах кресты. Одержав победу, Константин стал римским императором.

http://www.warnet.ws/news/21896


Слайд 37 Звезда утренняя
На небе – миллионы звезд, но только

Звезда утренняяНа небе – миллионы звезд, но только одну из них

одну из них мы называем царицей. Царица звезд –

это Вифлеемская звезда, свет Рождества Христова. Та самая звезда, которая привела волхвов к месту рождества Иисуса Христа.
Звезда – это символ духовной мудрости и чистоты, вестник нового дня. Крест Господень тоже «сияет яко звезда на небеси». Создатели накупольных крестов на свой лад славили «сверкающий звездами образ». Самым излюбленным у кузнецов был такой прием: исходящее из центра креста лучевое сияние украшалось звездочками на концах.

Слайд 38 http://forum.angelhranitel.ru
http://www.superbant.ru
http://www.history-ryazan.ru

http://nnm.ru/blogs/SPECING32/hram_chast_iv_vidy_kupolnyh_krestov/#cut

Список источников

http://forum.angelhranitel.ru http://www.superbant.ru http://www.history-ryazan.ruhttp://nnm.ru/blogs/SPECING32/hram_chast_iv_vidy_kupolnyh_krestov/#cutСписок источников

  • Имя файла: prezentatsiya-po-mhk-i-istorii-religii-pravoslavnyy-hram-ego-ustroystvo-i-simvolika.pptx
  • Количество просмотров: 121
  • Количество скачиваний: 0