Слайд 2
По типу процессов ( характеристикам, времени проведения, формам
и сферам проведения, роли ведущего, степени заданности ролей, форме
выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) разделяют три основные категории:
Деловые игры
Ролевые игры
Организационно – деятельностные игры ( организационно- мыслительные, моделирующие и проектные игры)
Слайд 3
Деловая игра- имитационное моделирование профессиональной деятельности и ролевое
взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в
определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.
Слайд 4
Составляющие деловой игры
ДИ
Модель
Игра
Имитация
Слайд 5
Выделяют четыре основные формы деловых игр ( ДИ)
Тематические
Сквозные
Предметные
комплексы
Межпредметные комплексы
Слайд 6
Модификации деловых игр
Имитационные
Операционные
Ролевые игры
«Деловой театр»
Психодрама и социодрама
Слайд 7
Имитационные игры
На занятиях воссоздается деятельность какой –
либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события,
конкретная деятельность людей ( деловое совещание, обсуждение плана).
Слайд 8
Операционные игры
Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например,
методики написания статьи, ведения пропаганды и агитации и т.д.
Моделируется соответствующий процесс профессиональной деятельности
Слайд 9
Ролевые игры
Отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение
функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с
исполнением роли разрабатывается модель ситуации- пьеса; между участниками распределяются роли с « обязательным» содержанием.
Отличие от ДИ – отсутствие системы оценивания по ходу игры. Действия игроков стимулируются самим игровым комплексом.
Слайд 10
« Деловой театр»
Инсценируется поведение человека в определенной обстановке.
При этом участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания,
навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Слайд 11
Психодрама и социодрама
Это тоже театр, но уже социально-
психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе,
оценивать, изменять состояние другого человека и способность войти с ним в продуктивный контакт.
Слайд 12
Технология проведения деловой игры
Этап подготовки деловой игры
Введение в
игру
Этап проведения
Этап анализа
Слайд 13
Этап подготовки деловой игры
Выбор темы и диагностика исходной
ситуации
Разработка сценария и игрового контекста
Диагностика возможностей группы, игровых качеств
будущих исполнителей ролевых функций, объективных обстоятельств, влияющих на ход игры
Слайд 14
В содержание сценария входят:
определение целей и задач,
прогнозирование ожидаемых результатов( игровых и педагогических), план деловой игры,
содержание ситуации и характеристики действующих лиц
Цели и задачи
деловой игры формулируются исходя из задач обучения, содержания тех умений, которые должны быть обретены участниками в процессе игры.
Игровой контекст
обеспечивается введением правил для игроков и экспертов, введением персонажей, введением противоположных по интересам ролей, конструированием поведенческих противоречий, что излагается в игровой документации
Слайд 15
Введение в игру
1.Ознакомление участников и экспертов с исходной
ситуацией
2. Формирование мини- групп (по 4 -5 чел.), создание
арбитража ( экспертов), информирование участников об условиях игры, введение игровых правил, вручение игровых документов.
3. Совместное определение задач игры и учебных задач; обсуждение режима работы. Сбор дополнительной информации, изучение литературы. При необходимости обращение к ведущему и экспертам за консультацией.
4. Распределение ролей.
Слайд 16
С момента начала игры только ведущий может корректировать
действия участников, если они отдаляются от главной цели игры.
Возможный ход игры:
1. Анализ исходной информации
2. Подготовка к выполнению ролевых функций и заданий
3. Выполнение участниками ролевых функций, имитация подготовленных заданий
Этап проведения
Слайд 17
Этап анализа
Анализ результатов игры участниками
Выступления экспертов, обмен мыслями,
защита участниками своих решений и выводов
Подведение итогов игры преподавателем,
который отмечает достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Слайд 18
Совместное обсуждение результатов,
анализ полученного опыта
Установить проблемы и
явления, которые имели место в игре
Определить и показать соответствие
игры реальной жизни
Выявить причины различного поведения участников
Выяснить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения
Предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь лучшего результата
Предложить, что нужно изменить в реальной жизни
Слайд 20
Значение ДИ
Моделируемые профессиональные отношения обеспечивают неизбежность вовлечения студента
в имитируемую профессиональную среду.
Являясь субъектами профессиональных отношений, участники приобретают
необходимые навыки правильного выполнения своих профессиональных функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию.
Слайд 21
Эмоционально- творческий, поисковый характер деятельности участников служит дидактическим
средством развития творческого профессионального мышления; развивает умение взаимодействовать с
партнером.
ДИ раскрывает личностный потенциал: каждый участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими.
Слайд 22
Способствует формированию мотивации обучения, переводу учебных мотивов в
профессиональные
Позволяет оценить степень овладения материалом и перевести его
из пассивного состояния – знания в активное – умение
Формирует плюрализм мнений и действий, многовариантность мыслительных операций
Развивает индивидуальное
профессиональное мышление
Роли преподавателя в игре
« Инструктор» ( исполняется на подготовительной стадии игры)
Цель – передача правил игры, прогнозирование последствий игровых действий.
« Судья – рефери» (исполняется на подготовительной стадии и во время игры)
Цель- поддержание хода игры через обеспечение соблюдения игровых правил.
« Тренер» ( подготовительная стадия)
Цель – тренировка игроков на выполнение игровых предписаний ( содержательных и игровых). По ходу игры подсказки тренера минимизировать.
« Председатель- ведущий» ( основная и завершающая стадия игры)
Цель: обеспечение продуктивней межличностной и межгрупповой коммуникации в игровом коллективе.
Слайд 24
Возможные затруднения при использовании игры в обучении
Слайд 28
« Шаг идущих вослед тверже, чем шаг ведущих»
Пьер Корнель