Слайд 2
Приемы создания образа рассказчика
Какие приемы использует автор для
создания образа рассказчика?
а) самохарактеристика: «был я очень веселый
и бойкий малый, да еще и богатый», «никуда, как видите, не годился»;
б) оценка других героев: «сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было»;
в) изображение поступков героя;
г) речевая характеристика: «рассказывал он очень искренно и правдиво.
Слайд 3
Образ рассказчика, история его поисков правды и смысла
жизни.
Формой повествования является рассказ от 1-го лица. Почему, как
вы думаете, автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу? Какие проблемы волнуют его, о чем он думает?
Начало рассказа вводит читателя в сферу интересов героя, его раздумий («человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно... все дело в среде»). Читатель становится участником спора о том, чем определяется самосовершенствование: условиями жизни или личным выбором, не зависящим от условий. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Рассказ является доказательством мысли Ивана Васильевича: «все дело в случае».
Слайд 4
Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
(Он не
может представить, чтобы злое, дурное, отвратительное дело вершилось с
такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «они знали что-то такое, чего я не знал».)
О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»?
(Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.)
Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
(Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.)
Слайд 5
Л.Н. Толстой о смысле жизни
Прочитайте статью на с.
346 (Л.Н. Толстой о смысле жизни)
По Толстому, «нравственность не
может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы». (Из «дневников».)
Слайд 6
Каково отношение автора к рассказчику?
Это отношение выражено прямой
оценкой одного из слушателей:
«Ну, это мы знаем, как вы
никуда не годились... Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Герой живет в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра — смысл его жизни.
Слайд 7
Задание для самостоятельной работы
Напишите сочинение по одной из
тем (планы прилагаются).
Темы:
Утро, изменившее жизнь.
Полковник на балу и
после бала.
Слайд 8
Утро, изменившее жизнь.
План сочинения.
1. Жизненные источники рассказа
«После бала».
2. Герой рассказа.
3.Композиция и ее роль.
4.Утро как
крушение любви и самой жизни (цвета и звуки; чувства героя)
5. Последствия страшного утра.
6.«Все дело в случае» ? Размышления по поводу истинных причин, изменивших жизнь человека.