Слайд 2
Биография Айседоры
Айседо́ра Дунка́н (Да́нкен)— американская танцовщица-новатор, основоположница свободного
танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала
с древнегреческим танцем. Жена Сергея Есенина в 1922—1924 гг. Родилась в Сан-Франциско в семье Джозефа Дункана, который, вскоре обанкротившись, оставил жену с четырьмя детьми. Айседору, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу. В 13 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.
В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику.
В 1903 г. Дункан вместе с семьей совершает артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий (сейчас — Хореографическое училище имени Айседоры Дункан). Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине.
Слайд 3
В 1907 году Дункан познакомилась и вошла в
близкую связь с театральным режиссёром-модернистом Гордоном Крегом, от которого
родила дочь. В конце 1907 г. дала несколько концертов в Санкт-Петербурге, где познакомилась со Станиславским. В январе 1913 г. Дункан вновь выехала на гастроли в Россию, где узнала о смерти сына и дочери в автомобильной катастрофе под Версалем. Эта новость повергла артистку в отчаянье и глубокую депрессию. В 1921 г. нарком просвещения СССР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Там Дункан знакомится с Сергеем Есениным. В 1922 году они официально оформляют брак, расторгнутый в 1924 году.
Слайд 4
Дункан воспитывала и своих, и удочерённых
ею детей.
дочь Дердри (1906—1913) от режиссера Г.
Крэга.
сын Патрик (1910—1913) от бизнесмена Патрика Зингера
Погибли в автомобильной катастрофе.
В январе 1913 года после встречи с Зингером оба ребёнка Айседоры вместе с гувернанткой ехали на машине из Парижа в Версаль. На дороге мотор внезапно заглох, шофёр заглянул под капот, что-то подёргал. Автомобиль, сбив с ног водителя, рванулся с места и вместе с пассажирами упал в Сену. От этой утраты она не оправилась никогда. Айседору преследовали видения – однажды ей померещилось, что она видит своих малышей входящими в воду. Упавшую на землю рыдающую женщину поднял прохожий. "Спасите мой рассудок, подарите мне ребёнка", – простонала она. Молодой человек был помолвлен. Мальчик, родившийся от их связи, прожил всего несколько дней. Айседора стала пить, газетчики даже заменили её фамилию на Drunken (пьяная).
Слайд 5
Дункан пыталась забыться в танце. "Айседора танцует всё,
что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, –
сказал о ней Максимилиан Волошин, – она танцует "Седьмую симфонию" Бетховена и "Лунную сонату", она танцует "Primavera" Боттичелли и стихи Горация". Но это была уже скорее оглядка на прошлое, нежели настоящая жизнь. Даже короткий роман с русским пианистом Виктором Серовым не мог воскресить её. Она пыталась покончить с собой... Через пару дней после того как её откачали, 14 сентября 1927 года, в Ницце Айседора Дункан села за руль спортивного автомобиля. Было прохладно, однако она отказалась накинуть пальто, повязав на шею длинный шарф. Машина рванула с места, но не проехала и ста метров. Конец алого шарфа порывом ветра затянуло в спицы колеса... Голова 50-летней танцовщицы резко упала, ткнувшись лицом в автомобильную дверцу. Алый шарф задушил её.
Слайд 6
Детство
В детстве Айседора была несчастлива
— отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до
ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру. В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Проблема была в том, что он тоже был беден. А вдобавок, как это выяснилось позже, еще и женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива. Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета тем не менее не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин — Кшесинской и Павловой. Более того, с последней они впоследствии даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга. Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику. Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин.