Слайд 3
антропология
Антропология — общее учение о происхождении и
эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического' строения
человека.
Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза.
Слайд 4
пять основных концепций антропогенеза
1) креационистская концепция — человек
сотворен Богом или мировым разумом;
2) биологическая концепция — человек
произошёл от общих с обезьянами предков путём накопления биологических изменений;
3) трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
4) мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;
5) космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.
Слайд 5
Факторы возникновения человека
Абиотические предпосылки антропогенеза — геологические процессы,
географические и физико -химические факторы.
Биотические предпосылки включают в
себя мутации, волны численности, изоляцию, естественный отбор и другие факторы микро- и макроэволюции, в результате которых формируются новые виды животных, возникли древние обезьяны, а от них произошли люди.
Слайд 6
Проблемы антропологии
Современная антропология основывается на многочисленных археологических и
палеонтологических данных, но общ ая картина все же остается
неполной, поскольку многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами пока не обнаружены.
Слайд 7
Сходство и отличия человека и животных
Слайд 8
Сходство
1. Для человека и животных характерны одинаковые вещественный
состав, строение и поведение. Человек состоит из тех же
белков и нуклеиновых кислот, что и животные, многие структуры и функции нашего организма аналогичны структуре и функциям животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком.
Слайд 9
Сходство
2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии те
же стадии, которые прошла эволюция живого, поэтому на разных
стадиях эмбриогенеза у него появляются жабры, хвост и т.д. Это так называемый биогенетический закон.
Слайд 10
Сходство
3. О родстве человека с животными свидетельствует также
наличие у человека атавизмов и рудиментарных органов.
Слайд 11
Сходство
Атавизмы — появление у отдельных организмов данного вида
признаков, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены
в процессе эволюции. Атавистические признаки, встречающиеся иногда у человека (наружный хвост, обильный волосяной покров на лице, сильно развитые клыки и др.), свидетельствуют о том, что гены, ответственные за данный признак, в процессе эволюции сохраняются в генофонде.
Слайд 12
Сходство
Рудименты — недоразвитые органы, практически утратившие в процессе
эволюции свои функции по сравнению с аналогичными органами предковых
форм. Ранее эти органы выполняли важные функции у животных, но человеку они не нужны, хотя и сохранились. В отличие от атавизмов, рудименты встречаются практически у всех особей данного вида. Так, некоторые люди умеют шевелить ушами, хотя никакого практического эффекта это умение человеку не даёт, а для животных — это один из факторов, способствующих лучшему восприятию звуков, что важно в борьбе за существование. В организме современного человека насчитывается около 90 рудиментов.
Слайд 13
Сходство
4. Данные генетики также подтверждают преемственность между низкоорганизованными
и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе
человека примерно 95% генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60—70% генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека также есть гены, унаследованные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков, и т.п.
Слайд 14
Сходство
Перечисленные выше доказательства родства человека с животным миром
нашей планеты считаются достаточными для того, чтобы перестать обсуждать
вопрос об инопланетянах — предках человека или каких-то иных возможностях появления разума на Земле.
Слайд 15
Сходство
Таким образом, основные черты строения и эмбрионального развития
человека четко определяют его как вид «человек разумный» в
типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян.
Слайд 16
отличия
1. Способность к понятийному мышлению. В отличие
от человека, даже высшие животные не обладают способностью к
понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.
Слайд 17
отличия
Поэтому, хотя многие животные могут совершать очень
сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины
и т.д.), в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. И только человек вначале составляет план действий, а потом претворяет его в жизнь, так как никаких наследственных программ поведения он не имеет. Человек сознает, что он делает, и понимает мир.
Слайд 18
отличия
Поэтому важной стороной антропосоциогенеза является развитие сознания
— высшей формы отражения мира. Именно сознание позволяет человеку
познавать окружающий мир, переживать свое отношение к этому миру, регулировать свою деятельность. В сознании человека складывается картина мира, состоящая из понятий и образов. Так происходит удвоение мира, и появляется идеальный мир, замещающий реальный мир в нашем сознании. Он позволяет человеку планировать свои действия, а также рассуждать и строить умозаключения. Стержнем, благодаря которому формируется идеальный мир нашего сознания, является мышление.
Слайд 19
отличия
2. Речь. У животных может быть очень
развитой система общения с помощью сигналов (например, дельфины общаются
с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов). Тем не менее общение между ними идёт на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Но только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных. Таким образом, слово становится видовым признаком человека.
Слайд 20
отличия
Вероятно, у человекообразных обезьян и первобытных людей
в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный
и вторичный. Первичный язык развивался на основе зрительно -двигательной коммуникации, он был языком жестов. Современные человекообразные обезьяны способны использовать его. Вторичный язык формировался на базе звуковой коммуникации, основу которой составляли эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением.
Слайд 21
отличия
3. Способность к труду. Конечно, все животные
что-то делают, а высшие животные, кроме того, способны к
сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудия для доставания плодов. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно это отличие позволяет утверждать, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, что труд создал человека.
Слайд 22
Специфические особенности человека
Человек имеет специфические, присущие только ему
особенности строения организма.
Прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая
стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объему мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.
Слайд 23
Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке
Слайд 24
соотношение биологического и социального в человеке
Панбиологизм выводит все
особенности человека из его биологической природы и настаивает на
полной зависимости индивидуального развития человека от генетических факторов.
Пансоциологизм, напротив, утверждает, что генетические задатки у всех людей одинаковы, а личность и характер человека формируются только под влиянием общества и являются результатом воспитания и образования.
Слайд 25
Современный взгляд
В современной науке наиболее распространенной является точка
зрения, согласно которой генетически наследуются не способности человека, а
только их задатки, развитие же способностей во многом зависит от условий жизни и общения.
Слайд 26
социобиология
Особую роль приобретают первые годы жизни индивида, первоначальный
этап социализации, который активизирует или, напротив, тормозит генетические механизмы.
Данной точки зрения придерживается социобиология — научная дисциплина, изучающая генетические основы социального поведения животных и человека, их эволюцию под действием естественного отбора.
Слайд 27
Возникновение социобиологии
Возникновение социобиологии связывается с выходом в
1975 г. книги американского ученого Э. Уилсона «Социобиология: новый
синтез».
Слайд 28
социобиология
В методологическом плане социобиология экстраполирует выводы, полученные при
изучении поведения животных, на человека, утверждая ведущую роль биологических
факторов в развитии личности. При этом роль культурных влияний не отрицается, однако им о тводится второстепенная роль.
Слайд 29
социальная эволюция
Анализ процесса антропогенеза позволяет сделать вывод о
том, что биологическая эволюция завершилась 30—40 тыс. лет назад
после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.
Слайд 31
этология
Основоположники этологии К. Лоренц, Н.Тинберген и К. фон
Фриш задумались о том, рождается ли человек безморальным и
усваивает нормы, необходимые для выживания в обществе, только в процессе воспитания, или же есть какие -то врождённые чувства и представления о хорошем и плохом поведении, лишь развиваемые в процессе воспитания. Для этого они попытались доказать, что зачатки морали и культуры присутствуют уже у животных.
Слайд 32
этология
У многих видов существуют следующие запреты:
• запрет на
убийство представителей своего вида. У человека также есть отчетливое
ощущение «с воих» и «чужих», проявляющееся еще в раннем детстве;
• запрет на неожиданное нападение сзади, без предупреждения. У человека этот запрет воплощается в разнообразных ритуальных действиях, приветствиях, самопрезентации и т.д.;
Слайд 33
этология
• у хищников действует запрет на применение смертоносного
оружия в драке со своими.
• запрет на убийство того,
кто принял позу покорности. У человека подобные ограничения есть (например, правило «Лежачего не бьют».
Слайд 34
этология
Из приведенных выше фактов исследователи сделали диаметрально противоположные
выводы. Так, социобиология, возникшая в 80 -е гг. XX
в., заявляет, что в основе всех форм социального по ведения человека лежат врожденные структуры, присущие нам так же, как и другим представителям животного мира. В свою очередь, последователи марксизма отрицают такую тесную связь человека и животных, считая, что человек далеко ушел от животного мира, поэтому распространять его закономерности на человеческое поведение не имеет смысла