Слайд 2
... Простите, таких легкомысленных людей,
как вы, господа, таких
неделовых,
странных я еще не встречал.
А.П. Чехов
Слайд 3
Действие пьесы происходит на границе двух веков, когда
на смену старой, отжившей эпохе крепостничества и повсеместного господства
дворян приходит новое время, новые люди, новые взгляды на жизнь. Пришло время капиталистов и предпринимателей. И «дворянское гнездо», изображенное в пьесе, представляет собой осколок прежней жизни; и внешние, и внутренние условия показывают, что оно обречено.
Слайд 4
К представителям «дворянского гнезда» можно отнести Любовь Андреевну
Раневскую, ее брата Гаева, а также соседского помещика Симеонова-Пищика.
Остальных же обитателей имения отнести к обитателям «дворянского гнезда» нельзя ни по происхождению, ни по убеждениям.
Анна Астраханцева-Вартаньян в роли Раневской
Слайд 5
И Раневская, и Гаев, безусловно, относятся к эпохе
уходящей. Если раньше они считались «верхушкой общества», на что
им давало право их происхождение, то теперь, когда их дворянство не дает им никаких преимуществ, когда перестали поступать доходы от крестьян, от сада, они оказываются беспомощными перед лицом действительности. А жизни, которую они вели раньше, к которой привыкли, скоро неминуемо должен был прийти конец, и они, как мне кажется, прекрасно это понимают. Недаром Раневская восклицает: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом».
Слайд 6
Отношения между обитателями «дворянского гнезда» очень дружеские, теплые,
ведь их связывают общие воспоминания, воспитание, взгляды на жизнь.
Эти взаимоотношения характеризуют их как добрых и мягких людей. Ho отношение Гаева и, еще в большей степени, Раневской к людям, зависящим от них, заставляет посмотреть на них с несколько иной точки зрения. Раневская, не задумываясь, тратит последние деньги на обеды в ресторане, чаевые лакеям, еврейский оркестр, тогда как ее слуги чуть ли не голодают. Варя мечтает о ста рублях, чтобы уйти в монастырь, не говоря уж о том, что имение продается с молотка.
Слайд 7
Очень интересно и несколько странно отношение Раневской к
вишневому саду: она говорит о своей глубокой любви к
нему, о том, что не сможет без него жить, но, получив деньги от Аниной бабушки, с легкостью покидает его и едет в Париж к своему любовнику. He свидетельствует ли это в очередной раз о некоторой легковесности ее чувств? Удивляет также легкость, с которой она присваивает деньги, присланные Ане.
Слайд 8
Вишневый сад — символ красоты. Но кто же
спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не
в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?
Слайд 9
Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и
родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за
твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором» звучат кощунственно и бесчеловечно.