Слайд 2
Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года, в Кингстон-Хилл, графство
Суррей, в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию
вОксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. Семья Голсуорси выделялась из чопорного поздневикторианского общества свободными и широкими взглядами .Отец писателя, будучи юристом, это же поприще предназначал и для сына, мечтая видеть его адвокатом. Джон Голсуорси действительно окончил Оксфордский университет, специализируясь по мореходному праву, однако юридической практикой заниматься не стал, предпочтя ей литературу. Писать он начал под влиянием Джона Рескина, сочувствуя его идее романтического протеста против буржуазной морали
Слайд 3
Литературный дебют Джона Голсуорси
Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре
ветра» («From the Four Winds»), состоялся в 1897 году,
но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon», 1901), в котором впервые появился один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.
Слайд 4
Литературное кредо Джон Голсуорси
Собственное понимание писательского призвания Голсуорси
изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература
и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им русских писателей Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.
Слайд 5
Современники считали Голсуорси баловнем судьбы, что случается крайне
редко в
жизни литераторов, - он был состоятельным человеком и
мог заниматься тем делом,
к которому влекла душа, однако благополучие не сделало его ни снобом, ни узко
сословным писателем Сочувственный интерес к обиженным и обездоленным,
соприкосновение, по его словам, "с миром теней, движущихся в узких переулках и
живущих как Бог послал", позволили Голсуорси отразить жизнь
во всем разнообразии судеб и человеческих типажей. Всемирную известность и
Нобелевскую премию (1932) Джону Голсуорси принесли две
трилогии: "Сага о Форсайтах" (1922) и ее продолжение "Современная комедия“
(1928), в которых он воссоздал нравы и психологию своего класса. Сам писатель
главную тему "Саги" определил как "набеги Красоты и посягательства Свободы на
мир собственников". Первотолчком для этого монументального цикла послужила
ранняя новелла "Спасение Форсайта", в которой Голсуорси заявил себя мастером
психологически тонкой и лаконичной прозы. Прославившись сначала как романист и
драматург (пьесы "Чудак", "Мимолетная греза" и др.), он тем не менее на
протяжении всей своей творческой жизни возвращался к произведениям малого
жанра - новеллам, рассказам, небольшим повестям.
Слайд 6
Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость
изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью
искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.
Как романист Голсуорси считал важным уловить взаимосвязь между жизнью героя, его характером и его мыслью. Самым важным условием романа есть наличие «жизненно-правдивого» героя романа.
В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.
Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 году вернула интерес к его работам. Голсуорси повлиял на творчество Томаса Манна, произведения автора были широко известны во Франции и России.
Слайд 7
В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон,
бывшей жене двоюродного
брата. В течение десяти лет до
этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со
своей будущей женой. Возможность жить вместе, не скрываясь, вдохновила
Голсуорси на роман «Собственник», который был закончен в 1906 году и в
котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен
Форсайт.
Это роман, принесший автору репутацию серьезного писателя,
стал самым известным из его произведений. «Собственник»
явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах».
В 1929 году Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», а в
1932 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство
повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах». Писатель в это время страдал
от сильных головных болей, вызванных неуклонно росшей опухолью мозга. Скончался Джон Голсуорси 31 января 1933 года в Лондоне.
Слайд 8
От четырех ветров: сборник рассказов, 1897
Джоселин, 1898
Вилла Рубейн:
роман, 1900
Остров фарисеев: роман, 1904
Сага о Форсайтах: Собственник, 1906,
Последнее лето Форсайта, 1918; В петле, 1920; Пробуждение, 1920; Сдается в наем, 1921
Справедливость: пьеса, 1910
Старший сын: пьеса, 1912
Полный месяц: пьеса, 1915
Гротески, 1917-1918
Путь святого, 1919
Современная комедия: Белая обезьяна, 1924; Идиллия, 1926; Серебряная ложка, 1926; Встречи, 1926; Лебединая песня, 1928
Конец главы: Девушка ждет, 1931; Пустыня в цвету, 1932; На другой берег, 1933
Сборник поэзии Джона Голсуорси, 1934