Слайд 2
Термин
Название закрепилось после выхода
статьи И. Канта «Ответ
на вопрос: что такое Просвещение?» (1784)
Переосмысляя христианский образ (просвещение
человечества светом учения Христа), просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.
Слайд 3
Истоки
Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в.
в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей
Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747). Ими были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».
Слайд 4
Трактаты Д. Локка
В учение о естественном праве, изложенном
в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы
основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми.
Слайд 5
Франция
В 18 веке центром просветительского движения становится Франция.
На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье
(1689–1755) и Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778), писатель, философ.
Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II).
Слайд 6
Второй этап Просвещения
Основную роль играли Д. Дидро (1713–1784)
и энциклопедисты.
Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и
ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо.
Слайд 8
Наиболее видный популяризатор идей Просвещения. Идеи Руссо нашли
свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой
французской революции.
Ж.-Ж. Руссо (1712–1778)
Слайд 9
Период позднего Просвещения
(конец 18 – нач.
19 в.)
Страны Восточной Европы, Россия и Германия. Немецкие
просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер.
Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) стало первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки.
Слайд 10
Немецкая литература
Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали
такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784),
Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832).
Слайд 12
Философский век
Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни
занимался в жизни, был еще и философом в широком
смысле слова. Сложные философские идеи обсуждались не только в ученых трактатах, но и в художественных произведениях — поэтических, прозаических. При этом возникает интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «секуляризации мысли».
Слайд 13
Стили эпохи
В художественной культуре Просвещения не было единого
стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали
разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, еще более возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров.
Слайд 14
Театр
В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и
комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель
третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).
Слайд 15
Идеи Просвещения – путь к революции
Слайд 17
Категория «разума»
Разум – центральное понятие эпохи. Век разума!
В
представлении просветителей, разум дает человеку понимание как общественного устройства,
так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом, обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Отсюда – идея создания энциклопедии.
Слайд 18
Идея воспитания
На первый план выходит идея воспитания человека.
Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ
утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе.
Слайд 19
«Естественный человек»
“Человек — продукт своей среды”,— это утверждение
станет главной идеей французских просветителей, убежденных, что такой средой
будет царство идей Разума, который должен восторжествовать в обществе. Справедливое общество должно создавать равные условия для каждого человека, именно оно и будет способствовать воспитанию “естественного человека”.
Слайд 20
Руссо
Руссо говорил, что человек в своей природной “естественности”
обладает самыми лучшими чертами и качествами, он не “испорчен”
неравенством, возникающим там, где утрачена разумность, поэтому лишь возврат человека в его природное состояние может уничтожить несвободу. Он полагал, что эту задачу вполне может осуществить государство, основанное на Свободе, Равенстве, Братстве
Слайд 21
Руссо
Ж.Ж. Руссо в романе Юлия, или Новая Элоиза
(1761) развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных
способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества.
По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.
Идеи всемогущества человеческого разума, естественного – природного воспитания нашли воплощение в искусстве.
Слайд 22
Трактаты и романы
Д.Локк. Трактат Мысли о воспитании (1693)
К.А.Гельвеций
(1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке
(1769) доказывал влияние на воспитание «среды»
Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо
Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) С.Ричардсона
Слайд 23
Разум и чувство
«Век разума» — таково распространенное наименование
XVIII в. Но в отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждения
в безграничных возможностях человеческого ума, в отличие от рационализма XVII столетия, считающего единственно достоверным рассудочное познание мира, мировоззрение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом.
Слайд 24
Разум и чувство
В эту эпоху одинаково часто встречаются
и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют
в гармонии, дополняя друг друга. По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит — неискреннего, «искусственного».
Слайд 25
Разум и чувство
Понятия естественного и природного человека сливаются
с категориями чувствительных сердец и просвещенных умов.
Неразрывное единство разума
и чувства. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его — чувствительнее», — утверждают французские энциклопедисты.
Не случайно этот период называют галантным веком в искусстве.
Слайд 26
Условное обозначение периода правления франц. короля Людовика XV
с 1715 по 1770-е гг.
Галантность - в переводе с
французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность.
В XVII—XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов.
Галантный век
Слайд 27
Галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм
были безукоризненны, чьи познания говорили об интересе к наукам
и искусствам (правда, достаточно поверхностном).
Распространение гедонистических настроений – культ наслаждений.
Расцвет фаворитизма.
Основа галантных отношений — изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий. Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».
Галантный век
Слайд 28
Придворно-аристократическое направление в живописи Франции 18 века
Общеевропейская галломания,
признание за Францией, а точнее — за Версальским двором,
абсолютного приоритета в области искусств, моды, а также — образования и воспитания личности.
В живописи возник целый жанр — «галантная сцена», на подмостках ставились «галантные балеты».
Слайд 29
Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась
иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Слайд 30
Антуан Ватто (1684-1721). Отплытие на остров Киферу (1717
г.).
Слайд 31
Лавка Жерсена (1720 г.).
«Светская беседа» как стиль
жизни аристократии.
А. Ватто – предшественник рококо
Слайд 32
Рококо (рокайль, рок – скала) – украшение в
виде грубо обработанных камней и раковин, декорировка гротов и
фонтанов.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в.
В первой трети XVIII века «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования.
Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии («греческий вкус»), созданию личного комфорта.
Слайд 34
Жермен Бофран (1667-1754)
Овальный зал в отеле Субиз
(1730-егоды) в Париже.
Слайд 36
Жан-Марк Натье (1685-1766)
Представитель мифологического портрета. Изображал знатных
особ в образах муз, нимф, богов. «Никаких неточностей не
обнаружено, лишь непостижимое делало лицо неуловимо прекрасным» (Казанова).
Мария Аделаида Франции, как Диана, (1745) Галерея Уффици, Флоренция
Слайд 37
НАТЬЕ Ж.М. ПОРТРЕТ ДАМЫ В СЕРОМ : Эрмитаж
Слайд 38
Луи Токке
(1696-1772)
«Мадам Данже» (1753) Передает очарование
немолодой женщины, не подчёркивая признаков её увядания. Он следует
распространённому мнению, «что во Франции нет пожилых женщин».
Слайд 39
Франсуа Буше
(1703-1770)
Гермес и Омфала (1730)
На основе
библейских и мифологических сюжетов создается декоративная и нарядная живопись
с чертами фривольной занимательности.
Слайд 40
Франсуа Буше Пастушеская сценка
(1740)
Слайд 41
Рококо ориентировало вкусы и потребности частного человека на
эстетизацию быта, любовь к элегантному образу жизни.
Жанна-Антуанетта Пуассон,
маркиза де Помпадур.
Слайд 42
Чтобы стать «как в жизни», художественный образ должен
быть найден и отточен до неоспоримости. Ж.О. Фрагонар (1732-1806)
предпочитает передать порыв и мимолётность мысли в работе
Счастливые возможности качелей (1767)
Слайд 43
Графиня Дюбарри для Лювесьенского замка заказала Жану-Оноре Фрагонару
(1732-1806) цикл панно «Любовные аллегории» (1771).
Увенчание венком
Слайд 44
Свидание
1771-1773. Собрание Фрик, Нью-Йорк.
Слайд 45
Погоня
1771-1773. Собрание Фрик, Нью-Йорк.
Слайд 46
Задвижка (1780-84), Лувр, Париж
Слайд 47
Возникновение новой волны классицизма во второй половине XVIII
века.
Архитектура Ж.А. Габриэля (1698-1782) отличает строгость, простота и
симметричность построения в Малом Трианоне (1761-1768) Версальского парка.
Слайд 49
Ж.Ж. Суфло (1713-1780) воздвигает Пантеон (1755-1790).
Слайд 51
К.Н. Леду (1736-1806) превращает заставу Ротонда де ла
Виллет в «общественный памятник» и «пропилеи» революционного города (1783-1789).
Слайд 52
Ж.Л.Давид (1748-1825) – глава революционного классицизма, его
связь с современной политикой и идеями Великой французской революции
на примере обращения к прошлой и современной истории, ее героям. Клятва Горациев (1784 г.). Брут (1789 г.).
Слайд 55
Становление салонно-сентиментального стиля во французском искусстве второй половины
XVIII века. Влияние эстетики Д. Дидро на нравоучительный характер
произведений Ж.Б. Греза.
Паралитик (1763 г.).
Слайд 56
Скульптура Франции XVIII века. Ж.Б. Пигаль (1714-1785) использует
традиционные мифологические и аллегорические сюжеты, портреты в скульптуре больших
и малых форм, которые теряют черты монументальности, торжественности и величия, приобретая камерность, утонченность, динамику. Меркурий (1744) отличается мягкостью и живописностью.
Слайд 57
Жан-Батист Пигаль. Вольтер. 1776
Слайд 58
Нередко в обработке поверхности пластическое начало уступает место
живописному отношению.
Э.М. Фальконе
(1716-1791) и его грозящий Амур
(1755-1757) свидетельствуют о деятельности в Севрской фарфоровой мануфактуре и о свободном преломлении классических тенденций.
Слайд 60
Ж.А. Гудон (1741-1828)
как пример достижения реализма во
французской пластике. Статуя Вольтера (1781) воплощает богаство духовной жизни,
интеллектуальную значимость изображённого.
Слайд 61
«Экорше» (1767) исполнено стремления к точному позитивному знанию.