Слайд 2
2. Универсальные формы культуры
Слайд 3
2. Универсальные формы культуры
На схеме «Д» означает акты
деятельности. Чтобы сохранялась общественная жизнь и история, сама деятельность
должна быть непрерывна, поэтому необходим особый механизм, который обеспечивает эту непрерывность. Таким механизмом и выступает культура, что обозначено на схеме как «К1».
Слайд 4
2. Универсальные формы культуры
Культура как опыт всегда конкретна:
культура данного вида деятельности (например, культура земледелия, культура управления,
культура мышления и т.п.), или культура какого-либо субъекта деятельности (культура рабочего, культура молодежи и т.п.), или культура какого-либо народа, нации.
Слайд 5
2. Универсальные формы культуры
Опыт, передающий деятельность во времени,
сам также должен быть сохранен и транслирован. Следовательно, для
этого также должен существовать специфический механизм передачи и сохранения. Это уже не культура как опыт, а культура как формы хранения опыта. Это культура другого уровня – культура К-2
Слайд 6
2. Универсальные формы культуры
На уровне К-2 культура предстает
как система специфических форм хранения и трансляции опыта, и
эти формы характеризуют собственно культуру. Если на уровне К-1 культура предстает в виде конкретных артефактов, произведений и конкретных умений и знаний, то на уровне К-2 в культуре выделяются всеобщие формы, т.е. такие культурные формы, которые свойственны каждой культуре.
Слайд 7
2. Универсальные формы культуры
Вероятно, существует много различных культурных
форм, но можно выделить четыре их основных типа:
Слайд 8
2. Универсальные формы культуры
1) Остенсивные (от лат. ostendere
– показывать, держать напротив) формы – это формы демонстрации.
«Делай, как я!» – вот их источник. К остенсивным формам относятся примеры, образцы, эталоны, каноны, прецеденты, парадигмы, собственные имена, а также такие образования культуры как привычки, обычаи, ритуалы, традиции и т.п.
Слайд 9
2. Универсальные формы культуры
2) Императивные формы – это
формы предписания, которые передают содержание путем инструкций, через побуждение,
через приказ. Эти формы развиваются в самостоятельную сложную подсистему в культуре – нормы, запреты, догматы, лозунги, призывы, законы, указы и т.п.
Слайд 10
2. Универсальные формы культуры
3) Аксиологические формы превращают культурные
значения и содержания в ценности, которые уже не диктуют
и не предписывают какое-то поведение, а указывают направление выбора, который должен сделать сам человек, ибо ценности всегда альтернативны (добро – зло, красота – безобразие, справедливость – несправедливость и т.д.).
Слайд 11
2. Универсальные формы культуры
4) Наконец, формы-принципы передают культурные
значения в самой абстрактной форме, указывая на сущность деятельности
и задавая ее фундаментальные, ее последние основания.
Клятва Гиппократа V век до н.э.
Слайд 12
2. Универсальные формы культуры
Чистая культурная деятельность
Слайд 13
2. Универсальные формы культуры
Уровень К-3 – чистая культурная
деятельность, т.е. определение значимости чего-то в жизни человека. Это
выражается в способности выделить, определить, отделить, значимое от не значимого, провести границу между приемлемым и неприемлемым, между «ДА» и «НЕТ».
95 тезисов Мартина Лютера