Слайд 2
Произведения, созданные специально для детей,
составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.
Слайд 3
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим
достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит
сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Слайд 4
ФГОС ДО о речевом развитии
Речевое развитие включает владение
речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Все это как нельзя боле развивается благодаря использованию фольклора в образовательной деятельности, особенно у младших дошкольников.
Слайд 5
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет
ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально
для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.
Слайд 6
В процессе речевого развитии младших дошкольников фольклор организован
в разных формах и имеет свою классификацию
Слайд 7
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими
образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное
восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Народные песенки, потешки,
пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности
детей.
С их помощью можно развивать:
фонематический слух
грамматический строй речи
звуковую культуру речи.
обогащать словарь
Слайд 9
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают
желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию
разговорной речи.
Слайд 10
Колыбельные песни
Они, наряду с другими жанрами, заключают в
себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Слайд 11
По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного
поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании
фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Слайд 12
Котя, котенька, коток,
Кота – серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди
Ванечку качать.
Ух, как я тебе, коту,
За работу заплачу –
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ай, люлю, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать.
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Слайд 13
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический
слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые
повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Слайд 14
Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются
богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство
ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Слайд 15
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в
себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей
неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Слайд 16
Третий год жизни является самым благоприятным для развития
речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение
нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.
Слайд 17
В связи с этим были поставлены задачи:
Знакомить детей
с устным народным творчеством.
Учить внимательно слушать, и запоминать художественные
произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.
Заучивать потешки.
Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада.
Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д.
Воспитывать любовь к живому.
Слайд 18
Для реализации поставленных задач разработан
перспективный план работы с детьми по развитию речи с
использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач.
План работы с детьми по теме
«Устное народное творчество в развитии речи детей»
Слайд 19
Я руководствовалась следующими принципами:
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Принцип познавательной активности
Принцип наглядности
Принцип поэтапности
Принцип вариативности
Слайд 20
В своей работе я выделили два направления:
Использование фольклора
в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы.
Использование
фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.
Слайд 21
Жанры детского фольклора,
используемые в работе:
колыбельные песни;
потешки;
прибаутки;
заклички;
приговорки;
детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);
народные игры.
Слайд 22
Дети в основном пользуются в речи короткими фразами,
только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются
трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.
Слайд 23
В работе мне активно помогают родители.
Слайд 24
Интегрирование фольклора в различных образовательных областях для
дошкольников
младшего возраста.
(планируемые результаты при освоении ООП ДО)
В игре
- умеет
самостоятельной игре использовать потешки, колыбельные, элементы сказок. составлять цепочки
игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей;
- включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнеру дополнительную;
- инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей;
- инициирует совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает роли (для взрослого и для себя);
- знаком с правилами игры, знает о ситуациях, которые могут быть опасными, отзывчив на предупреждение взрослого по элементарным правилам безопасного поведения в игре.
Слайд 25
В области социально-коммуникативного развития
- закреплены позитивные
переживания от известных фольклорных произведений, картинок, игрушек, проявляется активность
в различных групповых мероприятиях при выполнении ролей, чтении произведений фольклора;
- проявляет чувства при коммуникации, умеет выражать их мимикой и действиями, определяет чувство персонажа и может его передать;
- повторяет отдельные трудовые действия, используя элементы фольклора, иногда переключаясь на игровые.
В области познавательного развития
- соотносит свойства персонажей и предметов фольклора с эталонами формы, цвета и величины по описанию их сенсорных свойств (или внешнего вида), вычленяя их среди других;
- умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводить самостоятельно;
- владеет экологическими представлениями (4-5 диких и 4-5 домашних животных), сопоставляет реальных животных и сказочных;
- испытывает эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы и переносит их на произведения фольклора.
Слайд 26
В области речевого развития
- развит артикуляционный аппарат: по
просьбе взрослого громко и четко произносит характерные звукосочетания персонажа,
выделяя гласные звуки а, о, у, и, э;
- развито речевое внимание: может запомнить и прочесть наизусть небольшую потешку, прибаутку, слова персонажа, стихотворение;
- развита словесная память: может составить небольшой рассказ-описание персонажа или краткий пересказ произведения;
- сформировано умение подбирать заместители к персонажам сказок, потешек, демонстрирует соответствующие заместители во время чтения сказки, перемещает их на столе, макете и «разыгрывает» произведения мало фольклора с помощью условных заместителей во время чтения взрослым.
В области художественно-эстетического развития
- овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта: создает выразительный живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна;
- конструирует на готовой фоновой композиции из бумажных элементов (полосок, клочков, комочков бумаги) изображение объектов из знакомых фольклорных произведений;
-детализирует изображение на фоновой композиции, включает в него новые элементы (шапочку, бант, карман и др.);
- показывает разных героев сказки движениями туловища, рук, пальцев (как владение в то же время произвольными движениями рук), голосом, позой.
Слайд 27
В области физического развития
- соблюдает личную гигиену
при работе с игрушками, театральными куклами и др.;
-
умеет выполнять движения, имитируя движения персонажа: ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп в соответствии с сюжетом; сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы; ползать на четвереньках; энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах;
- может строиться в колонну, шеренгу, круг;
- умеет действовать с предметами и выполнять движения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм движений по показу воспитателя.