Слайд 2
Функции
Формальные параметры разделены запятыми. В нашей функции это
param1 типа double и param2 типа int.
После круглых
скобок со списком формальных параметров следует блок с телом функции - тот, который в фигурных скобках, причем в теле функции мы можем использовать формальные параметры как обычные переменные.
Слайд 3
Функции
Определив функцию, мы можем ее неоднократно вызывать, задавая
в
качестве фактических параметров нужные нам переменные или
значения. При
этом мы можем использовать то значение, которое она
возвращает, а можем его игнорировать (если нам просто надо, чтобы
ыполнились операторы в теле функции).
int i;
double x, result;
...
/* два вызова функции в выражении */
result = func(x,i) * func( i+x, 100 );
/* Вызываем еще раз, но игнорируем возвращаемое значение */
func(x, i);
Слайд 4
Функции без возвращаемого значения
/* У этой функции нет
возвращаемого значения */
void f() {
...
return;
}
В операторе return нет никакого
значения, сразу после ключевого слова стоит точка с запятой.
Также можно написать void вместо списка параметров, если функции параметры не нужны:
int f(void) {
...
return 0;
}
Слайд 5
Параметры и переменные
int i, j;
/* У первой функции
видны i, j файлового уровня. Кроме того, у нее есть
формальный параметр k и локальная переменная result В процессе работы эта функция изменяет значение файловой переменной i */
int f1(int k) {
int result;
result = i*j + k;
i += 100;
return result;
}
Слайд 6
Параметры и переменные
/* Во второй функции имя формального
параметра совпадает с именем переменной i файлового уровня, при
работе используется параметр, а не файловая переменная. */
int f2(int i)
{
/* i - параметр, j - файловая */
return i*j;
}
Слайд 7
Параметры и переменные
/* С третьей функцией аналогичная ситуация,
что и со второй. Только на этот раз маскируется
файловая переменная j, и не формальным параметром, а локальной переменной. */
int f3(int k)
{
int j;
j=100;
/* i - файловая, j - локальная */
return i*j + k;
}
Слайд 8
Параметры и переменные
Переменная j самого внутреннего блока маскирует
не только файловую, но и локальную переменную из внешнего
блока. */
int f4 (int k)
{
/* Объявляем переменную и сразу инициализируем */
int j=100;
{
/* Объявляем еще одну локальную с тем же именем, что у файловой и локальной из внешнего блока */
int j=10;
/* i - файловая, j - локальная, причем из внутреннего блока */
return i*j + k;
}
}
Слайд 9
Необходимость инициализации переменных (автоматические переменные)
/* Файловая переменная без
инициализации, будет равна 0 */
int s;
int f() {
/*
Локальная без инициализации, содержит "мусор" */
int k;
return k;
}
int main() {
printf("%d\n", s); /* Всегда печатает 0 */
/* Невозможно предсказать, что увидим */
/* К тому же числа могут быть разными */
printf("%d\n", f());
...;
printf("%d\n", f());
return 0;
Слайд 10
Статические переменные
int f() {
static int i;
return i;
}
Перед обычным
определением переменной модификатор типа – ключевое слово static. Теперь
функция всегда возвращала бы 0 – локальные статические также, как и файловые, создаются один раз и инициализируются нулем, если только не задать другую инициализацию.
Эти переменные создаются один раз за время работы программы, и один раз инициализируются - либо нулем, либо тем значением, которое было задано. Поскольку они «живут» независимо от функции, значит в одном вызове функции в такую переменную можно что-то положить, а в следующем - это что-то использовать.
Слайд 11
Статические переменные
int f() {
static int ncalls=1;
/* Который раз
мы эту функцию вызвали? */
printf("number of calls %d\n", ncalls++);
...
}
Слайд 12
Статические переменные
Полезный «трюк», основанный на статических локальных переменных
–
возможность выполнять какие-то дорогостоящие «подготовительные» операции
только один раз.
int func()
{
/*
Неявная инициализация тоже дала бы 0, но правила хорошего тона требуют ... */
static int init_done=0;
if (!init_done) {
/* Здесь мы выполняем какую-то "дорогостоящую«, но разовую работу - например, считываем таблицу значений из файла. А потом указываем, что таблица прочитана и при следующих вызовах этого делать уже не нужно. */
read_table();
init_done = 1;
}
/*
А в этом месте мы пользуемся табличными данными.
*/
...
}
Слайд 13
Передача по значению
Передача параметра по значению" и "передача
параметра по
ссылке".
#include
void f(int k) {
k = -k;
}
int
main() {
int i = 1;
f(i);
printf("%d\n", i);
return 0;
}
Слайд 14
Адреса и указатели
int i;
double d;
/*
Функции передаются адреса переменных
i и d. После вызова функции
адреса останутся прежними (pass-by-value), но значения
могут измениться */
func( &i, &d );
...
char *s; /* указатель на char */
int *pi; /* указатель на int */
void *pv; /* указатель на void */
char **av /* указатель на указатель на char */
/* Это указатель на функцию, которая возвращает int, а в качестве параметра ожидает char */
int (*pf)(char)
Слайд 15
Передача параметров по значению
void func(int *p1, double *p2)
{
/* Засылаем в целую переменную, на которую указывает p1,
значение 1 */
*p1 = 1;
/* Добавляем 10.5 к переменной типа double, на которую указывает p2. */
*p2 += 10.5;
}
При вызове подобной функции не обязательно указывать в качестве параметра
адрес какой-то переменной, можно вместо этого поставить все тот же указатель,
в котором такой адрес содержится. Так, например, следующие два вызова нашей
функции func приведут к одному и тому же результату:
int i, *pi;
double d, *pd;
/* Указываем непосредственно адреса */
func(&i, &d);
/* То же, но с использованием указателей */
pi = &i; pd = &d; func(pi, pd);
Слайд 16
Указатели можно использовать не только для параметров,
но и в
качестве возвращаемого значения функции. Вот как, например,
выглядит
определение и вызов функции, возвращающей указатель на тип char
(такой тип используется для передачи текстовых строк).
char *genstr() {
char *p;
...
return p;
}
char *s;
s = genstr();
Слайд 17
Чем «опасны» указатели?
void f(int *p) {
*p=1;
}
int main() {
int
i;
int *ptr;
f(ptr);
...
return 0;
}
Слайд 18
Что делать, если указатель создан, но пока
не известно, какой адрес в него записать? Для этого
есть специальное значение указателя - в C это символьная константа NULL, в C++ - 0.
#include
main() {
char *p=NULL;
...}
void f(int *p) {
if (p != NULL) *p=1;
else { printf("Help!!! NULL pointer in f()\n"); abort(); }
}
int main() {
int i; int *ptr=NULL; f(ptr);
...
return 0;
}
Слайд 19
Ввод-вывод
#include
int main() {
/* Печатаем целое число и
строку */
printf("integer=%d, string=%s \n", 10, "hello");
}
#include
int main() {
int
i;
char c;
/* Вводим целое число и символ */
scanf("%d %c", &i, &c);
}
Слайд 20
scanf() - чтение данных из потока
int i, j;
scanf("%d
%d", &i, &j);
// или
int i, j;
int *p1,*p2;
p1=&i;
p2=&j;
scanf("%d %d", p1,
p2);
Слайд 21
Объявление и определение функции
int main() {
int i;
i =
1;
f(i);
...
return 0;
void f(double x) {
...
}
void f(double x);
int main() {
...
Слайд 22
Ввод-вывод -
FILE *fopen(char *filename, char *mode)
открывает поток, связанный с
файлом filename. Режим работы определяется строкой mode. Например "r"
- открыть на чтение, "w" - на запись. При успешном завершении возвращает указатель на открытый поток, при ошибке - NULL.
int fflush(FILE *f)
записывает все накопленные в буфере выходного потока f данные в файл. fflush(NULL) выполняет эту операцию со всеми открытыми выходными потоками. При успешном завершении возвращает 0, при ошибке - EOF.
int fclose(FILE *f)
закрывает поток f. При успешном завершении возвращает 0, при ошибке - EOF.
Слайд 23
Ввод-вывод -
FILE *tmpfile()
создает временный файл для записи. Файл
будет автоматически удален по fclose() либо при завершении программы.
При успешном завершении возвращает указатель на открытый поток, при ошибке - NULL.
char *tmpnam(NULL);
char *tmpnam(char result[]);
возвращает уникальное имя временного файла (сам файл не создается). Без аргумента возвращает указатель на статическую строку. С аргументом - копирует имя в указанный массив, и возвращает указатель на этот массив.
int printf(char *fmt, ...)
int fprintf(FILE *f, char *fmt, ...)
int sprintf(char *buf, char *fmt, ...)
Функции форматного вывода соответственно в stdout, в поток f и в символьный массив buf. При успешном завершении возвращают число выведенных символов (возможно, 0). При ошибке - отрицательное значение.
Слайд 24
Ввод-вывод -
int scanf(char *fmt, ...)
int fscanf(FILE *f, char *fmt, ...)
int sscanf(char *buf, char *fmt, ...)
Функции форматного ввода соответственно из stdin,
из потока f и из символьного массива buf. При
успешном завершении возвращают число успешно введенных элементов (не символов, а элементов, введенных по спецификациям, заданным в форматной строке). При ошибке возвращают EOF.
int getchar()
int fgetc(FILE *f)
Считывают одиночный символ из stdin (getchar()) или из входного потока f (fgetc()). Возвращают либо символ в виде unsigned char (неотрицательный результат), либо EOF, если поток исчерпан и при ошибке.
int putchar(int c)
int fputc(int c, FILE *f)
Записывают одиночный символ в stdout (putchar()) или в выходной поток f (fputc()). Возвращают переданный в поток символ либо, при ошибке, EOF.
Слайд 25
Ввод-вывод -
int ungetc(int c, FILE *f)
"Посмотрели на символ - не понравился".
Функция отправляет символ c обратно во входной поток f.
Стандарт гарантирует возвращение только одного символа (некоторые реализации позволяют и больше). Функция возвращает переданный обратно в поток символ либо, при ошибке, EOF.
char *gets(char *buf)
Считывает строку (от начала строки до символа '\n') из stdin в символьный массив buf. Символ \n из строки удаляется, точнее, заменяется нулевым байтом. Функция потенциально опасна - не позволяет защититься от ввода строк, длина которых превышает размер массива buf. При успешном вводе возвращает buf. По исчерпанию ввода и при ошибке - NULL.
char *fgets(char *buf, int size, FILE *f)
Ввод строки из потока f. Работает аналогично gets. Отличия: - во-первых, вводит из потока не более size-1 символов (защита от переполнения строки buf); во вторых - не удаляет из строки символ '\n' (но нулевой байт в конец строки добавляет)
Слайд 26
Ввод-вывод -
int puts(char *s)
int fputs(char *s, FILE *f)
Выводят C-строку в stdout (puts()), либо
в поток f (fputs()). Возвращают неотрицательное значение при успешном
завершении , либо EOF при ошибке.
Слайд 27
Ввод-вывод -
int fseek(FILE *f, long offset, int fromwhere)
Позиционирование в файле (функция смещает указатель
записи-чтения для данного файла). Второй аргумент указывает, на сколько
надо сместиться. Третий аргумент позволяет выполнять смещение от начала или конца файла, либо от текущей позиции. Возвращает 0 при успешном завершении, -1 при ошибке.
long ftell(FILE *f)
Позволяет получить текущую позицию указателя записи-чтения в открытом файле f. При ошибке возвращает -1.
void rewind(FILE *f)
Устанавливает указатель записи-чтения файла на начало. Ничего не возвращает.
size_t fread(void *ptr, size_t size, size_t nobj, FILE *f)
size_t fwrite(void *ptr, size_t size, size_t nobj, FILE *f)
Слайд 28
Ввод-вывод -
size_t fread(void *ptr, size_t size, size_t nobj, FILE *f)
size_t fwrite(void *ptr, size_t size, size_t nobj, FILE *f)
Функции позволяют читать из потока,
либо записывать в него произвольные данные. При этом первый
аргумент - указатель на массив, куда данные надо передавать из потока, либо откуда брать для записи в поток. Второй аргумент - size - задает размер одного элемента, третий - максимальное число объектов, которое можно считать, либо записать.
Функция fread() возвращает количество считанных объектов. Чтобы понять, была ли при вводе ошибка и был ли исчерпан поток f, надо использовать функции ferror() и feof().
Функция fwrite() также возвращает количество объектов (только не считанных, а записанных). Но об ошибке можно догадаться без ferror(), поскольку функция вернет меньшее значение, чем указано в nobj.
Слайд 29
Ввод-вывод -
int feof(FILE *f)
возвращает ненулевое значение, если у потока
установлен индикатор конца файла (например, если при последнем вводе
из потока данные были исчерпаны).
int ferror(FILE *f)
возвращает ненулевое значение, если у потока установлен индикатор ошибки (при последней операции с потоком возникла ошибка).
void clearerr(FILE *f)
Очищает в потоке f индикаторы конца файла и ошибки.
void perror(char *header)
Выводит внятное сообщение в поток stderr.
Слайд 30
Работа со строками -
Функции с именами, начинающимися
с str, работают с С-строками, в которых нулевой байт
означает конец строки. Функции же, начинающиеся с mem, работают с массивами символов, следовательно, позволяют работать и с нулевыми байтами.
Функции копирования и слияния строк (модифицирующие один из аргументов) изменяют первый аргумент, а не второй.
char *strcpy(char *s1, char *s2)
копирует строку s2 в s1. Возвращает s1.
char *strncpy(char *s1, char *s2, size_t n)
копирует строку s2 в s1, но копируется не более n символов. Возвращает s1.
char *strcat(char *s1, char *s2)
объединяет строки s1 и s2 (дописывает s2 в s1). Возвращает s1.
char *strncat(char *s1, char *s2, size_t n)
объединяет строки s1 и s2, но дописывает не более n символов. Возвращает s1.
Слайд 31
Работа со строками -
int strcmp(char *s1, char
*s2)
сравнивает строки (содержимое, не указатели), расставляя их в лексикографическом
порядке. Возвращает 0 для совпадающих строк, отрицательное значение при s1s2.
int strncmp(char *s1, char *s2, size_t n)
тоже сравнивает строки, но берет из них для сравнения не более n первых символов.
char *strchr(char *s, int c)
возвращает указатель на первый встреченный в строке символ c. Если такого символа в строке не оказалось, возвращает NULL.
char *strrchr(char *s, int c)
похожа на strchr(), но возвращает указатель на последний символ c в строке.
char *strstr(char *s1, char *s2)
возвращает указатель на первую встреченную в строке s1 подстроку s2. Если подстроки не нашлось, возвращает NULL.
size_t strlen(char *str)
возвращает длину строки.
Слайд 32
Работа со строками -
char *strerror(size_t n)
возвращает строку
сообщения, соответствующего ошибке с номером n.
void *memcpy(void *dst, void
*src, size_t len)
копирует len байтов (включая нулевые) из src в dst. Возвращает dst.
void *memove(void *dst, void *src, size_t len)
делает то же, что и memcpy. Это - единственная функция, которая по стандарту обязана правильно копировать перекрывающиеся объекты.
int memcmp(void *s1, void *s2, size_t len)
аналог strcmp, но с учетом нулевых байтов.
void *memchr(void *s, int c, size_t len)
аналог strchr, но с учетом нулевых байтов.
void *memset(void *s, int c, size_t len)
заполняет первые len байтов массива s символом c.
Слайд 33
Математические функции -
double sin(double x) - синус
double cos(double x) - косинус
double tan(double x) -
тангенс
double asin(double x) - арксинус
double acos(double x) - арккосинус
double atan(double x) - арктангенс
double atan2(double y, double x) - Арктангенс y/x. В отличие от обычного, определяет по знакам y и х квадрант и возвращает значение в диапазоне от -pi до pi (обычный - от -pi/2 до pi/2)
double sinh(double x) - гиперболический синус double cosh(double x) - гиперболический косинус
double tanh(double x) - гиперболический тангенс
Слайд 34
Математические функции -
double exp(double x) - e
в степени x
double log(double x) - натуральный логарифм
double log10(double x) - десятичный логарифм
double pow(double x,double y) - x в степени y
double sqrt(double x) - квадратный корень
double fabs(x) - абсолютное значение x (модуль х)
double ceil(double x) - наименьшее целое, которое не меньше х, приведенное к типу double
double floor(double x) - наибольшее целое, которое не больше х, приведенное к типу double
double hypot(double x, double y) - длина гипотенузы.
double modf(double x, double *ip) - разбивает число на целую и дробную части. Дробная часть возвращается в качестве результата, целая записывается в ip.
Слайд 35
Функции общего назначения -
Объявления функции для работы
с динамической памятью в С-стиле
void *malloc(size_t size);
void *calloc((size_t number,
size_t size);
void *realloc(void *ptr, size_t size);
void *free(void *ptr);
Слайд 36
Функции общего назначения -
double atof(char *s)
int atoi(char
*s)
int atol(char *s)
double strtod(char *s, char **endp)
long strtol(char *s,
char **endp, int base)
unsigned long strtoul(char *s, char **endp, int base)
Эти функции позволяют преобразовывать символьному выражение числа, хранящееся в строке, в число. Это одна из альтернатив scanf() - возможно сначала считать из входного потока строку, а потом уже из этой строки с помощью таких функций извлекать значения переменных.
Наиболее широкие возможности у последних трех - strto...(). Во первых, они позволяют работать с системами счисления от двоичной до 36-ричной (разумеется, это не касается функции strtod()), система задается аргументом base; а во вторых, прочитав из строки число, эти функции возвращают в endp адрес следующего символа, чтобы обеспечить возможность продолжить с этого места разбор строки.
Слайд 37
Функции общего назначения -
int rand()
void srand(unsigned int
seed)
long random(unsigned long seed)
void srandom(unsigned long seed)
Работа с псевдослучайными
числами. Функции rand() и random() генерируют случайные числа, равномерно распределенные по всему диапазону типа int и long, соответственно. Функции srand() и srandom() позволяют, задавая разные значения seed, получать различные последовательности чисел (очередное псевдослучайное числа на самом деле рассчитываются по рекурсивным алгоритмам, так что, стартуя генератор с одного и того же места, можно будет получать одинаковую последовательность). Пользоваться лучше парой функцией random() - у нее по сравнению с rand() шире диапазон, и гораздо больше период последовательности.
Слайд 38
Функции общего назначения -
int abs(int n)
long labs(long
n)
Эти две функции возвращают абсолютное значение числа типа int
и long соответственно.
div_t div(int num, int denom)
ldiv_t ldiv(long num, long denom)
Функции вычисляют частное и остаток от деления для чисел int и long, возвращая оба результата в полях структуры типа div_t или ldiv_t соответственно.
void abort()
Аварийное завершение задачи с созданием образа памяти для последующей отладки.
Слайд 39
Функции общего назначения -
void exit(int status)
Нормальное завершение
задачи. Значение аргумента status передается операционной системе. В unix-подобных
операционных системах успешным завершением принято считать возврат нулевого статуса. Возврат значения из main() с помощью оператора return полностью эквивалентен вызову exit() с этим значением.
Слайд 40
Функции общего назначения -
int atexit(void (*func)())
Позволяет назначать
функции, которые будут вызваны при нормальном завершении задачи.
int system(const
char *s)
По этому вызову программа запустит команду операционной системы, заданную в строке s, дождется ее завершения, а затем продолжит работу.
char *getenv(char *name);
int setenv(const char *name, const char *value, int overwrite);
int putenv(const char *string);
void unsetenv(const char *name);
Эта группа функций позволяет работать с переменными окружения (например, с переменной PATH) - получать и менять их значения, создавать и уничтожать переменные. Переменные окружения - это те строки, в которых сама операционная система хранит различные параметры, нужные для нормального запуска и функционирования программ. Не следует путать их с переменными самой программы.
Слайд 41
Функции общего назначения -
void *bsearch(void *key, void
*base, size_t nelm, size_t size, int (*compare)(void *keyval, void
*data));
Эта функция осуществляет поиск заданного элемента key в массиве любого типа base. nelm и size задают число элементов и размер элемента. Если найдет - возвращает указатель на него. Функцию, сравнивающую два элемента, необходимо написать самостоятельно - именно поэтому у последнего аргумента bsearch такой тип.
void (void *base, size_t nelm, size_t size, int (*compare)(void *keyval, void *data));
Эта функция сортирует массив элементов произвольного типа. Смысл аргументов такой же, как и у функции bsearch().