Слайд 2
Выросшее под влиянием кубизма, это направление отвергало принцип
анализа и стремилось к живому и эмоциональному изображению урбанистического
мира, мира огромных скоростей и технического прогресса.
Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Слайд 3
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в
отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление
целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
Возникновение футуризма.
Филиппо Томмазо Маринетти
(1876 —1944)
Слайд 4
Футуризм в искусстве
Художники – футуристы отбросили сложность кубистической
трактовки объема и изобразительного пространства, сведя изобразительные приемы к примитиву. Восторг
перед техническим веком сочетались у футуристов с наивными приемами передачи движения по принципу мультипликации — совмещением различных фаз. Футуристы создавали "энергетические композиции" с раздробленными фигурами, из пересекающихся плоскостей и острых углов, кругами, спиралями, конусами и воронками. Весь этот псевдосимволизм должен был обозначать движение.
Один из художественных приемов футуризма - принцип симультанности: прием наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта, в результате которого достигалось впечатление непрерывного движения (представители: А. Балла, У. Боччони, Л. Попова, Руссоло, Карра, Дж. Северени.).
Любимой темой футуристов стало достижения техники и прогресс: свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам. Маринетти как-то сказал:
«Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины»
Любовь Попова
Умберто Боччони
Слайд 5
А. Богомазов. Трамвай. 1914
Антонио Сант’Элиа. Урбанистический рисунок.
Слайд 6
Джакомо Балла. Полет ласточек
Джакомо Балла. Скорость
мотоцикла
Джакомо Балла. Скорость автомобиля. 1913
Умберто Боччони. Под перголой в
Неаполе
Слайд 7
Джузеппе Терраньи. Монумент погибшим в Первой мировой войне.
1930-1933
Умберто Боччони. Материя. 1912
Слайд 8
Туллио Крали. Погружаясь в городское пространство. 1939
Джино Северини.
1912 . Балерина в голубом
Джино Северини. Автопортрет
Джино Северини. Голова.
К.
Малевич. Лесоруб. 1912 – 1913.
Слайд 9
Футуризм как литературное направление
Футуризм – новое направление в литературе, которое
отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение
форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Слайд 10
История русского футуризма.
Возникновение
Родоначальниками русского футуризма считаются «будетляне»( группа писателей,
первая русская футуристическая группа, позднее превратившаяся в движение кубофутуристов.), члены Санкт-Петербургской группы «Гилея» (Велимир
Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк,Василий Каменский, Бенедикт Лившиц), в декабре 1912 года выпустившие манифест «Пощёчина общественному вкусу». Расцвет «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.
Исчезновение
С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х.
Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (1930 — Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось.
Поздние последователи
В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ.
Слайд 11
Черты футуризма:
Отказ от традиционной грамматики.
Бунт
против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация
на произносимый стих, лозунг, плакат.
Право поэта на свою орфографию.
Словотворчество.
Скорость и ритм.
Анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы
Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее.
Поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.
Слайд 12
Футуристическая опера
В 1913 году Малевич, Крученых, Матюшин и
Хлебников созывают первый съезд «будетлян» (слово придумал Хлебников, оно
является синонимом «кубофутуристов» и обозначает людей, создающих, как бы призывающих будущее, и пробуждающих человека для грядущего будущего). На этом съезде, проходившем на даче одного из упомянутых художников, решено было написать и поставить футуристическую оперу. Опера была названа «Победа над Солнцем»; либретто было написано Крученых, музыка – Матюшиным (он был не только художником, но и талантливым композитором), декорации создал Малевич.
Опера была поставлена в Санкт-Петербурге (сохранилась афиша) и показана один или два раза. Нет ничего удивительного в том, что она была полностью освистана: зрители не были готовы понять замысел авторов и их «заумный язык».
Сюжет оперы фантастичен и разворачивается в далеком будущем. Солнца как небесного светила больше нет: оно побеждено самим человеком; вместо него теперь источником света и тепла является творческая энергия всех людей. Человечество само стало «Солнцем». Все герои имеют «функциональные» имена (например, «Звонящий по телефону») или имена, выражающие внешность или характер («Толстяк»). Один из героев имел совершенно замечательное имя, которое годится для заглавия книги или статьи или для эпиграфа: «Один из несущих Солнце»! (В пару к нему был дан коллективный герой «Многие из несущих Солнце»).
Опера должна была отразить современные и предугадываемые ритмы жизни человека, его творческую активность. Эту оперу можно считать также первым спектаклем театра абсурда. "Толстяк" в своей реплике как бы предвидит темпы жизни начинающегося XX века: "Никто не знает, где будет остановка, и когда будем обедать".
Много позже «Солнце-творчество» из этой оперы отдастся эхом в «мире Полдня» братьев Стругацких, который они также отнесли в далекое будущее, – в XXII век.
Слайд 13
Одним из виднейших поэтов-футуристов стал Велемир Хлебников. Вот
лишь некоторые примеры его творчества.
О кузнечике: «Крылышкуя золотописьмом тончайших
жил»: так и видишь прозрачные шелестящие крылышки, отливающие на солнце.
Выражение красоты: «О, лебедиво!» (красиво настолько же, насколько красив лебедь).
«Творяне» – люди, занимающиеся творчеством, творящие новый мир.
Хлебников подметил, что многие слова русского языка, начинающиеся на букву «ч», обозначают предметы, имеющие внутренний объем: чашка, чайник, чулок, чердак, череп, чемодан, чехол, черпак и др. В связи в этим, он предложил слово «чиноги» для обозначения обуви.
Слайд 14
«Заумный язык»
В 1913 году появляются идеи «заумного языка».
Малевич писал о «заумном разуме», «интуиции разума». В это
время активно обсуждаются идеи интуитивного познания мира, соотношения интуиции и логического мышления. Флоренский в том же 1913 году писал в своей работе «Столп и утверждение истины»: «Современный человек может прийти к вере, поставив интуицию в разум». Таким образом, стали появляться попытки синтеза познания через логику и интуицию. Интуиция должна направлять разум, окрылять его. Это близко идеям «интуитивизма» Анри Бергсона, одного из крупнейших философов начала XX века, которым зачитывались русские авангардисты. В это время происходит формирование «теософии» и «антропософии» – попыток синтеза научного знания, религиозного мировосприятия, философии и искусства.
Таким образом, «заумный разум», – это «интуитивная часть» разума, интуиция, которая находится как бы «за умом», направляет его; она иррациональна и не подвластна человеку напрямую.
Аналогично нужно понимать и «заумный язык». Это не «очень сложный» язык, а язык, призванный выражать происходящее «за умом», не подчиняющееся строгим логическим схемам и схемам привычного языка.
Заумный язык лишен повседневной логики. Он проявился не только в литературе, но и в живописи: Малевич приходит к понятию «алогизма» для изобразительного совмещения очень далеких друг от друга по своей роли и восприятию человеком предметов.
Слайд 15
Русский футуризм в сравнении с итальянским
Русский футуризм, в
отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие
из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем»
С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями; ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Ассев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).
Слайд 16
ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы
- лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое
тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. - нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1). На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4). Стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших "здравого смысла" и "хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Москва, 1912. Декабрь
Д. БУРЛЮК, Александр КРУЧЕНЫХ ,
В. МАЯКОВСКИЙ, Виктор ХЛЕБНИКОВ
Пощечина общественному вкусу. 1912.
18 декабря 1912 г. в Москве в издании Г. Кузьмина и С. Долинского тиражом 600 экз. вышел из печати альманах "Пощечина общественному вкусу" с одноименным манифестом. Из семи авторов сборника (Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский, Б. Лившиц, Н. Бурлюк, В. Кандинский) манифест "в защиту нового искусства" подписали четверо первых. В феврале 1913 г. в Москве вышла полемическая листовка "Пощечина общественному вкусу". Ниже приведен текст манифеста 1912 г.:
Обложка сборника
Слайд 17
Фотография, напечатанная в «Пощёчине общественному вкусу». Справа налево:
A. Крученых, Д. Бурлюк, B. Маяковский, Н. Бурлюк, Б.
Лившиц
Пощечина общественному вкусу
Листовка, 1913
Слайд 18
Эгофутуризм
Э́гофутури́зм — русское литературное течение 1910-х гг., развившееся в рамках футуризма. Помимо
общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений,
использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.
Лидером движения был Игорь Северянин, к эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов.
Слайд 19
История эгофутуризма
В 1909 г. вокруг Игоря Северянина сложился кружок петербургских поэтов, в
1911 г. принявший название «Ego», и в том же
году И. Северянин самостоятельно издал и разослал по конторам газет небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». Свои стихотворения участники группы называли «поэзы». Первый коллектив эгофутуристов вскоре распадается. Осенью 1912 года Игорь Северянин отделился от группы, быстро набирая популярность среди русских писателей-символистов и затем широкой публики.
Организацию и пропагандирование эгофутуризма взял на себя 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». Игнатьев деятельно взялся за дело: писал рецензии, стихи, теорию эгофутуризма. Кроме того в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство «Петербургский глашатай», которое издало первые книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева. Эгофутуристы печатались также в газетах «Дачница» и «Нижегородец». В первые годы эгофутуризм противопоставлялся кубофутуризму (будетлянтству -) по региональному (Петербург и Москва) и стилистическому признаку. В 1914 году состоялось первое общее выступление эгофутуристов и будетлян в Крыму; в начале этого года Северянин кратковременно выступает с кубофутуристами («Первый журнал русских футуристов»), но затем решительно отмежёвывается от них. После самоубийства Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает своё существование. Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина.
Эгофутуризм был явлением кратковременным и неровным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Имажинизм 1920-х гг. во многом был подготовлен поэтами-эгофутуристами.
Слайд 20
Кубофутуризм
Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в
живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак).
Живопись
Кубофутуризм
был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии. В разные периоды своего творчества в стиле кубофутуризма работали художники Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов, и др.
Поэзия
Поэзия футуризма и живопись кубофутуризма (публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским) тесно переплетены в истории. В России «кубофутуризм» был также одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.
Многие из них выступали и как художники.
Слайд 21
Поэты, примыкавшие к эгофутуризму
Игорь Северянин (основа-тель)
Сергей Алымов
Вадим Баян
Василиск Гнедов
Грааль-Арельский
Георгий
Иванов
Рюрик Ивнев
Иван Игнатьев
Павел Кокорин
Дмитрий Крючков
Иван Лукаш
Константин Олимпов
Георгий Шенгели
Вадим Шершеневич
Павел
Широков
Слайд 22
1886 - Родился в крестьянской семье в Олевске
Херсонской губернии
1892 - семья Крученых переехала в Херсон
1902 -
поступил в Одесское художественное училище
1905 - участвовал в деятельности марксистских кружков и был арестован за хранение нелегальной литературы. Знакомство с Бурлюком
1906 - окончил Одесское художественное училище с дипломом учителя графики и рисования
1907 - переезжает в Москву. Участвует в художественных выставках «Импрессионисты» (СПб.) и «Венок» (Херсон)
1912 - знакомства с Маяковским и Хлебниковым, становится членом группы «Гилея» и активно включается в борьбу за «новое искусство»
1912 «Пощечина общественному вкусу» при участии Кручёных. «Первая любовь», «Игра в аду».
1913 -«Декларация слова, как такового»
1913 - поставлена футуристическая пьеса-опера Крученых «Победа над солнцем»
1914 - литературно-критическая работа «Стихи Маяковского». Уехал на Кавказ
1916 - призван на военную службу и служил чертежником на строительстве военной Эрзерумской железной дороги в Сарыкамыше.
1918 - вместе с И. Зданевичем Крученых организовывает новую группу «41°»
до 1919 - жил в Тифлисе, участвовал в работе «Синдиката футуристов»
1919 - переезжает в Баку
с 1916 по 1921 - выпустил около восьмидесяти книг
1921 - возвращается в Москву, становится членом «ЛЕФа». «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица», антимилитаристский памфлет «1914 – 1924»
1922 - выходит книга «Сдвигология русского языка»
с 1934 - произведения Крученых перестали публиковать замечать.
31 мая 1966 - в Центральном Доме литераторов состоялся первый и последний прижизненный юбилейный вечер А. Крученых
17 июня 1968 - Алексей Елисеевич умер
Алексей Елисеевич Кручёных
(1886 – 1968)
Слайд 23
4 ( 16 ) мая 1887 г. -
родился в городе Петербурге.
1896 - развод родителей, отъезд к
родственникам отца в Череповецкий уезд Новгородской губернии, где окончил четыре класса реального училища.
1904 - вернулся к матери в Гатчину под Петербург.
1913 - сборник «Громокипящий кубок» - книга сенсационного успеха
1914 - сборник «Златолира».
1915 - сборник «Ананасы в шампанском».
1917 - восторженно приветствует Февральскую революцию, видя в ней «жизни возрождение». Дальнейшее развитие событий разочаровывает Северянина .
1918 - в Москве на поэтическом вечере в Политехническом музее избран «королем поэзии», опередив Маяковского и Бальмонта. Отъезд в Эстонию, где в результате немецкой оккупации и последующего отделения Эстонии оказался в изоляции. Почти безвыездно живет в деревне с женой. Выходят книги стихов «Менестрель», «Миррэлия», «Соловей», «Медальоны» и другие.
22 декабря 1941 - умер в Эстонии.
Игорь Васильевич Лотарёв (Северянин)
(1887 – 1941)
Слайд 24
Бурлюк Давид Давидович
(1882 – 1967)
9 июля 1882
- родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей
семье.
1898 - 1899 - учился в Казанском и Одесском художественных училищах.
1902 – 1905 - учился живописи в Мюнхенской Королевской академии искусств.
1909 – 1910 - вокруг Бурлюка собираются молодые поэты и художники, которые позже назовут себя футуристами. Встреча с Маяковским
1912 - сборник "Пощечина общественному вкусу"
1913 - "Садок судей" при участии Бурлюка
1914 - "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов "Гилея", "Рыкающий Парнас« при участии Бурлюка. Выступления с публичными лекциями и докладами, пропагандирующими принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. Бурлюк и Маяковский были исключены из училища "за участие в публичных диспутах".
1918 - 1919 - уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине.
1920 – переехал жить в Японию
1922 - уехал жить в Соединенные Штаты Америки.
1956 - приезжал в Советский Союз.
15 января 1967 - умер в США
Слайд 25
ГРАДОЖЕНЩИНА
Нет не извозчик не трамвай
Авто рычащий диким вепрем
Под
зеленью бульварных вай
Громополете улиц терпим
СЕДАМА мчит окорока
Заградноблестким ресторанам
Вези не
час вези века
Царица трепетных дурманов
Электрзеркалоресторан
Продажночеляди улыбкожабы
Бабукцион различных стран
Ширафы бегемоты крабы
И еженочь сюда столам
Мы сливки общества упорно
Стремятся толпы мужедам
Под танец похоти валторны
Вознесся столп официант
Белафрикон своей манишки
Утонченапетитатлант
Тошноты мутной и отрыжки
При входе взгляд и возглас липкий
Не постетитель общезал
Корсетебутшампаноскрипки
Я сердце музы заказал
Нет мне не общий Тенибак
И не селедку череп пуля
О отрицательной сюжет
Самоубийцохоля
Москва. 1910.
Наездница
На фоне пьяных коней закатных
Сереброзбруйные гонцы
А вечер линий ароматных
Разивший длинные концы
Четвероногое созданье
Лизало белые черты
Ты как покинутое зданье
Укрыто в чёрные листы
Пылают светозарно маки
Над блеском распростёртых глаз
Чьи упоительные знаки
Как поколебленный алмаз.
На гривах чёрных улыбки розы
Раскрыли нежно свои листы
И зацалованные слёзы
Средь изумлённой высоты.
1908 г.