Слайд 2
Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец
Никколо Макиавелли (1469—1527).
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового
времени. Его политическое учение свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях об интересах и стремлениях участников политической жизни.
Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних.
Слайд 3
«Вот почему все вооружённые пророки победили, а все
безоружные погибли, ведь помимо всего прочего, народ обладает изменчивой
природой, его легко в чём-либо убедить, но трудно удержать в этом убеждении. Поэтому нужно быть готовым силой заставить верить тех, кто потерял веру».
Глава VI. О новой власти,
приобретаемой с помощью
собственного оружия и доблести
Слайд 4
«Поэтому мудрый государь всегда старается обойтись без таких
войск и опираться на собственные, предпочитая проиграть со своей
армией, чем победить с чужой, ибо победа, добытая чужим оружием, ненастоящая..»
Глава XIII. О союзных, смешанных и собственных войсках
Слайд 5
«..всякий государь должен стремиться к тому, чтобы его
считали милосердным, а не жестоким, тем не менее он
должен остерегаться, как бы не употребить это добронравие во зло..»
Глава XVII. О милосердии и жестокости и о том, что лучше: внушать скорее любовь, чем страх, или наоборот
Слайд 6
«По этому поводу может возникнуть спор, что лучше:
чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что
лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх».
ГЛАВА XVII
О ЖЕСТОКОСТИ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ: ВНУШАТЬ ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ
Слайд 7
«Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не
приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя
удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время».
ГЛАВА XVII
О ЖЕСТОКОСТИ И МИЛОСЕРДИИ И О ТОМ, ЧТО ЛУЧШЕ: ВНУШАТЬ ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ
Слайд 8
«..из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву
и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков,
следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана».
ГЛАВА XVIII. О ТОМ, КАК ГОСУДАРИ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ СЛОВО
Слайд 9
«Немалую важность имеет для государя выбор советников, а
каковы они будут, хороши или плохи, — зависит от
благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников».
ГЛАВА XXII. О СОВЕТНИКАХ ГОСУДАРЕЙ
Слайд 10
«Итак, государю всегда следует спрашивать совета, но когда
этого хочет он, а не другой. Более того, он
должен отбить у всякого охоту давать ему советы, когда не спрашивают, но в вопросах не следует себя ограничивать, а правдивые ответы нужно выслушивать терпеливо и даже, если собеседник из уважения к государю станет о чём-то умалчивать, видеть в этом повод для беспокойства».
Глава XXIII. Каким образом избегать льстецов