Слайд 2
Тема роботы – „Концепт любви в творчестве А.
С. Пушкина”
Слайд 3
В данном исследовании мы анализируем один из глобальных
концептов творчества А.С. Пушкина - эмоциональный концепт «любовь». Пушкин
как истинный мастер слова сумел отразить всё его многообразие, богатство. Его любовной лирике присущи образность, метафоричность, красота и реализм описания переживания, что продолжает волновать сердца читателей. Любовь является универсальным концептом, это чувство понятно любому человеку и, вместе с тем, представляет собой наиболее трудный объект для описания. Любовь и поныне остаётся до конца непознанным явлением. Анализ именно этого концепта как раз и обуславливает актуальность темы научного исследования.
Слайд 4
Актуальность данной работы определяется следующими обстоятельствами:
возрастанием интереса современной
науки к проблеме определения концепта и, в частности, к
эмоциональным концептам;
отсутствием единого подхода к природе, определению концепта и к методам его анализа;
возможностью дальнейших исследований концептосферы А. С. Пушкина, создавшего “энциклопедию русской жизни” и непосредственно анализа важнейшего в его творчестве и в жизни каждого человека концепта “любовь”;
многогранностью определений, сложностью описання структуры многомерного и противоречивого эмоционального концепта “любовь”, вариативностью его выражения в разных языках.
Слайд 5
Целью работы является выявление семантико-ассоциативной структуры концепта «любовь»
в творчестве А.С. Пушкина, особенностей его функционирования и формирования
в рамках его идиостиля.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
рассмотреть понятия “концепт”,“концептуальная картина мира”;
представить методологические основы исследования концепта;
выявить значение художественного концепта, как проявления индивидуально-авторской картины мира.
определить понятие лексико-семантического поля в системе идиостиля писателя;
охарактеризовать смысловую структуру понятия «любовь» в русском языке, выявить условия его образования и функционирования;
изучить способы формирования концепта «любовь» и его составляющих в художественном аспекте вопроса;
выяснить особенности концептуализации любви в творчестве Александра Пушкина;
исследовать группы образных признаков концепта любви в произведениях поэта.
Слайд 6
Объектом научной работы есть непосредственно любовь, которая является
также универсальным концептом, это чувство понятно любому человеку, что
и делает ее такой востребованной для изучений.
Предметом работы постают средства языкового представления эмоционального концепта «любовь» в творчестве А.С. Пушкина на примере поэтических текстов.
Методы исследования. Как основной в работе использован описательный метод, совокупность приемов и методик которого сделали выделение единиц анализа, их разделения, классификацию и интерпретацию.
Слайд 7
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении специфики выражения
эмоционального концепта «Любовь» на материале произведений А.С. Пушкина. Результаты
работы могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по проблеме языкового представления эмоциональности, а также при сопоставительном исследовании концептов в идиолектах других писателей.
Практическая значимость определяется возможностями её использования в теоретических курсах лексикологии, стилистики, культурологии, языкознания, литературоведении, чтении ряда спецкурсов, в практике, при подготовке специалистов по лингвистике и многих других сферах.
Научная новизна исследования состоит в том, что изученный нами концепт «любовь» является, с одной стороны, эмоциональным, с другой стороны, художественным. Исследование в рамках идиостиля А.С. Пушкина позволяет определить смысловую многомерность концепта. Слои концепта будут особым образом реализовываться в текстах пушкинской поэзии. Кратность, осложнённость семантической стороны лирики являются её особенностью по сравнению с прозой. Исследование концепта «любви» в творчестве А.С. Пушкина позволяет открыть новые аспекты его смыслового наполнения, выявить его ассоциативные связи.
Слайд 8
РАЗДЕЛ i: ПОНЯТИЯ “КОНЦЕПТ” И “ЛЮБОВЬ” В ТРАКТОВАНИИ
СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1.Понятие концепта в области лингвистики. Его структура, свойства,
методы изучения.
В последнее время активно развивается понятие концепта. Термин концепт стал активно употребляться в лингвистической литературе с начала 90-х годов и закрепился в культурологии. В переводе с латинского conceptus означает "понятие”. Одним из первых в мировой лингвистике обратился к исследованию концептов Аскольдов С.А.
Категория концепта фигурирует в исследованиях философов, логиков и психологов, а также когнитивных лингвистов, для которых концепт – категория мыслительная, ненаблюдаемая, дающая большой простор для её толкования. По определению в словаре Вебстера «concept» - «мысленно представляемый образ». Таким образом, концепт – это «не совсем понятие…»
Исходя из нескольких определений "концепта", мы выдели некоторые его свойства:
концепт - это отражение ментального мира;
концепты - это идеальные образы;
концепт обязательно обозначается словом.
В данном исследовании в качестве рабочего используется следующее понимание термина концепт. Концепт - это мыслительное образование структуры, объединяющее понятия, представления, образы, связанные с каким - либо явлением.
Слайд 9
Методы изучения концептов:
1.Метод определения буквального смысла или
внутренней формы.
Данный метод состоит в том, что по пережиткам,
которые сохранились в жизни общества "умозаключать” о том, чем они были и как действовали в те времена, когда были полностью нужными
2.Исторический метод
При исследовании концептов нужно обращаться к истории. Концепты надо изучать на основе данных, существовавших ранее и передававшихся из поколения в поколение. И здесь следует привести мнение одного из ученых: "Обращение к историческому прошлому слова может помочь в уяснении его смысла".
3.Социальный метод
Этот метод применяется к третьему слою концепта - активному слою. То есть, следует определить концепты с социальной стороны. Определение концептов складывается из исторически разных слоев, различных по времени образования, по происхождению, по семантике, а поэтому способ их суммирования в определении по самому существу дела является генетическим.
4.Экспериментальный метод
Экспериментальные методы - это методы познания концептов, при помощи которых это явление исследуется в условиях речевой практики. То есть, данные методы позволяют установить частотность употребления того или иного концепта в речи носителя языка.
Слайд 10
Область знаний, составленная из концептов как её единиц,
представляет собой концептосферу. Именно Д.С.Лихачев в своей статье формулирует
впервые это лингвистическое понятие. «Концептосфера» в его понимании это совокупность потенций, открываемых в словарном запасе как отдельного человека, так и всего языка в целом: «между концептами существует связь, определяемая уровнем культуры человека, его принадлежностью к определенному сообществу людей, его индивидуальностью».
В данной работе мы исследуем концептосферу слова «любовь», включающую в себя такие концепты как: «любовь», «дружба», «судьба», «вера», «надежда», «душа», «свобода», «ненависть». Представляется, что особое внимание, безусловно, следует уделить концепту «любовь», ибо все остальные в данной концептосфере могут рассматриваться только как сопутствующие ему. Указанные концепты семантически пересекаются с концептом «любовь», но он, несомненно, является ядром данной концептосферы.
Образ-концепт - это многоэлементный, комплексный фрагмент, частичная концептосфера языковой картины мира, включающая не только рациональные, но и эмотивные, образные, оценочные элементы, имеющая системный статус идеографического пространства.
Слайд 11
1.2.Становление смысловой структуры слова «любовь» в истории русского
литературного языка
Прежде всего, следует отметить, что понятие «любовь» концептуально
для любой языковой картины мира, потому мы можем говорить о присутствии концептосферы слова «любовь» в языковой картине русского языка.
«Любовь» - это категория, составляющая основу любого языкового сознания.
Любовь-это:
чувство глубокой привязанности к чему-либо или кому-либо;
чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола;
внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо;
В понимании современного русского языка любовь – это, прежде всего, дружеское расположение к ближнему, обходительность, учтивость (дружелюбие, любезность, любезничать)
Слайд 12
Этимологический анализ концепта "любовь"
По данным этимологического словаря глагол любить по
своему происхождению означает "вызывать в ком-то или чем-то соответствующие
чувства".
Историко-культурный анализ концепта "любовь"
О любви говорится в самых древних мифах Греции. Любовь ранней античности можно назвать античным эросом. Это как бы предлюбовь, в ней еще много обще природного, свойственного и животным. Тема любви выражается тогда в скульптуре, лирической поэзии, трагедии. Уже тогда любовь получает психологическую окраску, понятие любви в своей эволюции усложняется и сужается, любовь как чувство приобретает все большую ценность для человека и общества.
Слайд 13
Семантические особенности концепта "любовь
В толковом словаре С.И. Ожегова любовь определяется так:
чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечное влечение;
склонность, пристрастие
к чему-нибудь.
Словообразовательный словарь А.Н. Тихонова позволяет выделить этапы развития действия:
Начало: полюбить, влюбиться, влюбить, слюбиться, возлюбить
Течение: любить, любиться
Конец: разлюбить.
Семантическое пространство концепта "любовь" представлено 7 группами, в которых отражены основные характеристики любви, актуальные, значимые в сознании и жизни человека:
Длительность (бесконечная, бессмертная, вечная - быстротечная, минутная);
Устойчивость (верная, крепкая, негасимая - легкокрылая, эфемерная);
Сила (безбрежная, горячая, исступленная, пламенная, страстная, великая);
Доля телесности (безгрешная, платоническая, чистая - грешная, плотская, порочная, телесная, чувственная);
Отношение к объекту любви (всепрощающая, жертвенная, благоговейная, восторженная - эгоистическая);
Эмоциональный фон (искренняя, настоящая, радостная, сладостная, счастливая, горькая, грустная, мучительная, трудная)
Слайд 14
Раздел ІІ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ЛЮБОВЬ В ИДИОСТИЛЕ А.
С. ПУШКИНА
2.1.Личная жизнь А.С. Пушкина, женщины в жизни поэта
Когда
мы слышим имя Пушкина, то вспоминаем знакомый облик- вьющиеся волосы, бакенбарды, живые глаза.
Как известно, Пушкин от природы не был красив. Осознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин мгновенно очаровывал, в разговорах с ними преображался.
Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими своими современниками. Женщины вдохновляли его на создание поэтических шедевров.
Существует много версий о том, кого можно считать первой любовью Александра Пушкина. Большинство исследователей склоняются к тому, что это была Екатерина Бакунина. Это дочь камергегера, которая была талантливой и популярной художницей. Пушкин был впервые пылко влюблен, задумчив, рассеян:
“В те дни… В те дни, когда впервые // Заметил я черты живые // Прелестной девы, и любовь // Младую взволновала кровь, // И я, тоскуя безнадежно, // Томясь обманом пылких снов, // Везде искал ее следов, // Об ней задумывался нежно, // Весь день минутной встречи ждал // И счастья тайных мук узнал…”
Слайд 15
1820-й год - новый этап в жизни Александра
Сергеевича. Ему должен исполнится 21 год, он сослан на
юг. Счастливый неожиданностью оказалось для Пушкина его путешествие с семьей Раевских по Крыму и Кавказу, где он и встретил Марию Раевскую:
“Как я завидовал волнам, // Бегущим бурной чередою // С любовью лечь к ее ногам! // Как желал тогда с волнами // Коснуться милых ног устами.”
Говоря о взаимоотношениях Пушкина с женщинами, нельзя не вспомнить Амалию Ризнич, чувство к которой было омрачено ревностью. На ее смерть Пушкин написал стихотворение: “Под небом голубым страны своей родной”.
Осенью того же года 1823 в Одессе Пушкин встретил Елизавету Воронцову. Воронцова сразу же привлекла внимание Александра. Вспыхнувшее к ней чувство было глубоким и ярким и не осталось безответным.
А вот еще одна страница из жизни поэта, связанная с чувством к прекрасной женщине: “Если в жизни поднебесной // Существует дух прелестной, // То тебе подобен он…”
Это писал Александр Сергеевич в альбом Анны Петровны Керн, той самой, которая и вызвала в жизни «Чудное мгновение». Свое стихотворение о любви «Я помню чудное мгновение» он посвятил именно ей.
Но только об одной женщине Пушкин сказал: “чистейшей прелести чистейший образец”. С Натальей Гончаровой связаны самые счастливые и трагические годы жизни поэта. Героиней всей его последующей любовной лирики, в основном, становится Наталья Николаевна Гончарова. Вскоре после свадьбы Пушкин писал другу: «Я женат – счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь».
По шутливому признанию самого Пушкина, Наталья Гончарова была его сто тринадцатой любовью. Через всю жизнь поэт пронес чистые и нежные чувства к тем, кто подарил ему светлую радость вдохновения:
Слайд 16
2.2. Особенности концептуализации любви в творчестве Александра Пушкина
(на примере группы образных признаков)
В настоящей работе предпринята попытка
выявить особенности концептуализации любви в индивидуально-авторских картинах мира Александра Сергеевича Пушкина.
Любовь в произведениях поэта представлена как человек, наделенный особым характером (робким, доверчивым, лукавым, коварным, хитрым, тщеславным):
“Достойны равного презрения // Его тщеславная любовь // И лицемерные гоненья” (А. С. Пушкин “Когда твои младые лета”).
В произведениях Пушкина любовь наделена ментальным качеством-мечтательностью и памятью:
“Замечу, кстати: все поэты- // Любви мечтательной друзья” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”)
Слайд 17
Признаки рождение, жизнь и смерть являются значимыми в
представлении любви как живого существа:
“Мы знаем: вечная любовь //
Живет едва ли три недели” (А. С. Пушкин “Кокетке”).
С живущим существом любовь сближается через общие признаки:
голос: “Подумай, и любви услышишь в сердце глас” (А. С. Пушкин “Анджело”);
движение: “Мгновенно сердце молодое // Горит и гаснет. // В нем любовь Проходит и приходит вновь” (А.С.Пушкин “Полтава”);
сон: “Он исчез, как наслажденье // Как веселый сон любви” (А.С.Пушкин “Гроб Анакреона”);
В индивидуально-авторской картине мира Пушкина любовь-это не просто существо, издающее звуки и движущееся, а также существо бодрствующее: “…не спит в тиши природы // Одна счастливая любовь…” (А.С.Пушкин “Письмо к Лиде”);
дышащее:“И в необдуманном письме // Любовь невинной девы дышит” (А.С.Пушкин “Евгений Онегин”);
осязающее:“…я б имел надежду // Любовью нежной тронуть ваше сердце” (А.С.Пушкин “Каменный гость”);
слышащее:“Зовешь, вверяясь им и дружбу, и любовь” (А.С.Пушкин “Л.Пушкину”);
и в то же время, не замечающее ничего вокруг себя - слепое:“Любовь, любовь ревнивая, слепая…” (А.С.Пушкин “Борис Годунов”).
Слайд 18
Для поэта характерно восприятие любви как высшей субстанции-божества,
что позволяет говорить о наличии теоморфных (божественных) признаков в
структуре исследуемого концепта. Пушкин наделяет ее божественными атрибутами:
любви молятся:“Любовь, любовь, // Внемли моленья: // Пошли мне вновь // Свои виденья…” (А. С. Пушкин “Пробужденье”),
ее восхваляют:“Хвала любви, хвала богам! // Вновь лиры сладостной раздался голос юный…” (А. С. Пушкин “Анджело”).
В творчестве Пушкина любовь, подобно божеству, имеет место, где ей поклоняются - храм или алтарь:“Все бросили Цитеру, // И мирных сел Венеру // По трепетным волнам // Несут они в пещеру - // Любви пустынной храм (А.С.Пушкин “Фавн и пастушка”);
и где совершались обряды жертвоприношений:“Но кто не жертвовал собою!” (А. С. Пушкин “Любовь одна - веселье жизни хладной”);
В индивидуально-авторском представлении Пушкина любовь, ниспосылая муки, наказывает людей:“Ах, если мученик любви // Страдает страстью безнадежно” (А. С. Пушкин “Руслан и Людмила”),
но за обращенные к ней мольбы вновь одаривает их своими талисманами:“Сохрани свой талисман // В нем таинственная сила! // Он тебе любовью дан” (А. С. Пушкин “Талисман”).
В данном изучении концепта любви в творчестве А.Пушкина рассмотрены следующие метаморфические модели: “любовь-человек”, “любовь-живое (живущее) существо ”, “любовь-растение”, “любовь-Бог”. Эти модели актуальны и значимы для произведений автора, и точно отображают индивидуально-авторскую концептуализацию.
Слайд 19
Выводы
Творчество А.С.Пушкина играет совершенно особую роль в культуре
и литературе русского народа, и тайна постижения глубине его
творчества долгое время привлекала и будет привлекать многих исследователей. В настоящем исследовании мы анализируем один из глобальных концептов творчества А.С.Пушкина эмоциональный концепт «любовь».
А. С. Пушкин, как истинный мастер слова, сумел отразить все ее многообразие и богатство. Его любовной лирике присущи образность, метаморфичность, красота и реализм описания переживания, что продолжает волновать сердца читателей.
Любовь - высшее благо и наслаждение, в то же самое время она - страдание и беспокойство. Она надолго запоминается, она недолговечна. Для счастливой любви нужна взаимность. Любовь бескорыстна. Любовь преобразует человека, она нуждается в красоте, но ценит человеческую личность.
Для науки любовь является универсальным концептом, это чувство понятно любому человеку, вместе с тем, наша задача экспликации содержания этого концепта - наиболее трудный объект научного исследования.
Исходя из изложенного, можем сделать вывод о том, что концепт представляет собой некую мыслительную сущность, которая формируется в сознании человека и может быть представлена языковыми средствами. Содержание концепта, свойственного тому или иному писателю определяется особенностями его авторской модальности, художественно-образного мировосприятия и индивидуально-авторской картины мира, таким образом, конкретное смысловое наполнение художественного концепта может быть выявлено в результате лексико-семантического анализа идиостиля художника слова. Конечно, о любви писали и до, и после Пушкина. Но никто не создавал в русской поэзии ничто подобного пушкинскому образу любви. Наверно, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно!