Слайд 2
Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена.
С возникновением государства человечество пыталась дать общественным отношениям более
систематизированное толкование.
Ответом на этот интерес к познанию социального мира послужили работы французского социолога Огюста Конта , который является основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
Огюст Конт
(1798—1851)
Слайд 3
Формирование социология с объектом изучения новой науки –
общества современного (модерного) типа, связано это с тем, что
возникшее и первоначально развивавшееся в Европе :
совершенно не вписывалось в традиционные социально-философские построения и потому его становление не поддавалось рациональной трактовке, необходимому предвидению,
с возникновением индустриальной цивилизации изменились образ жизни и привычные связи между общественными группами,
произошло перераспределение власти и влияния,
коренным образом усложнилась система социального управления.
Слайд 4
Иными словами, социология возникала в претензии:
на изучение
общества как целостной системы;
изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом.
Слайд 5
Были поставлены вопросы
о личности и едином общественном
организме,
революционным образом переосмыслены принципы общественного строительства и воспроизводства.
Слайд 6
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими
изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе конце XVIII
века начало XIX века.
Общество мучительно переходило от средневекового сословно- монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни.
Рушились религиозные эталоны истины, добра и красоты. Изменение мировоззрения так или иначе фиксировалось в структуре философского знания.
Причины возникновения науки социологии
Слайд 7
ТЕОРЕТИКИ
Цель - теоретическое изучение и рассмотрение общества как
целостной системы
ПРИКЛАДНИКИ
Цель - научный анализ и верификация, т.е. практическое
подтверждение научных выводов
Слайд 8
ОБЩЕСТВОВЕДЫ
обоснованно считали, что предмет их изучения – «общество»
– больше и важнее «человека», оно определяет его путь
и судьбу, а не наоборот.
ГУМАНИСТЫ
рассматривали прагматическую ценность отдельного человека, как «важнейший ресурс» общественного (в том числе производственного, экономического) развития.
Слайд 9
МАКРОСОЦИОЛОГИЯ
теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества;
взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные
процессы
МИКРОСОЦИОЛОГИЯ
теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений
Слайд 10
КОНФЛИКТОЛОГИ
считали конфликт динамической силой, основой развития любого современного
общества, важнейшей проблемой социального взаимодействия на всех уровнях общественной
системы
ЭВОЛЮЦИОНИСТЫ
рассматривают, как устанавливаются функциональные соответствия, социальная системность, общественное согласие. В основе строения общества видят функциональное единство
Слайд 11
Органическая школа
рассматривала общество как аналог природного организма
и пытались объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических
закономерностей. Общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции.
О. Конт, Г. Спенсер
Слайд 12
О. Конт
занимался позитивными (научными) исследованиями - объективность, проверяемость,
доказательность
«Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальной
статики (структура общества, ее основные институты) и динамики (процессы социальных изменений)
общество - органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.
все общественные институты должны выполнять общественные функции (социальная интеграция, социальное «согласие», кооперация)
Слайд 13
Г. Спенсер
общество – это биологической организм, который
развивается на основе всеобщей эволюции
большое значение придавал разработке
темы социального контроля и его институтов (государства и церкви)
ввел в научный оборот термин «социальный институт»
социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, механизм самоорганизации совместной жизни людей которые и изучает социология
Слайд 14
Направление натурализма
объясняло общественную жизнь и поведение человека,
распространяя на них закономерности, установленные в физических науках или
пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора
Слайд 15
Психологическая тенденция
это попытка объяснить социальные процессы исключительно
психологическими качествами людей, так общественные процессы представители этого направления
объясняли действием психологического механизма подражания (Г. Тард), влиянием инстинктов (Мак-Дугалл), иррациональным массовым сознанием толпы (Г.Лебон)
Слайд 16
Ф. Тённис
фундаментом организации социальной жизни служат два типа
воли: воля сущности и ослабление социальной воли
все формы социальной
жизни делил на: социальные отношения; группы; корпорации или объединения
социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношении образует группу
корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов
Слайд 17
Материалистическое понимание
предлагает рассматривать общество как социальный организм,
как единую социальную систему, источник развития и формирования которой
заключается, прежде всего, в ней самой. Концепция общественной формации Карла Маркса и Фридриха Энгельса гласила, что главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ.
Слайд 18
Карл Маркс
общество – это социальный организм, единая
социальная система, источник развития и формирования которой заключается, прежде
всего, в ней самой
системный подход к анализу общества
создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества
историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов
Слайд 19
На рубеже XIX и XX столетий социологии осознают
ограниченность абстрактно-теоретических методов познания. Ставится вопрос о выделении социологии
в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.
Слайд 20
М. Вебер
суть всех форм социальной жизни составляет
тот субъективный смысл, которым мы их наделяем
методом изучения этого
субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности
Слайд 21
Э. Дюркгейм
социальная жизнь, возникала в процессе общения
и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации
общество -
духовная реальность, основанная на коллективных представлениях, имеет физическое и моральное превосходства над индивидами
разделение труда создает общество и способствует его сохранению, а также создает общественную связь в современном обществе
предмет социологии - социальные факты, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие («элементы социальной реальности и их совокупность есть общество»)
Слайд 22
Г. Зиммель
общество - это процесс социального взаимодействия
людей
наиболее устойчивыми формами взаимодействия между людьми являются мода, соревнование,
конфликт и т.д.
Слайд 23
Американские школы развили:
структурный функционализм Т. Парсонса и
Р. Мертона,
символический интеракционизм Дж. Г. Мида,
теории социального
обмена и социального конфликта,
феноменологию и этнометодологию.
Слайд 24
Т. Парсонс
выделял четыре основных функции социальной системы:
адаптация (экономика), целедостижение (политика), интеграция (правовые, обычаи) и воспроизводство
структуры (вера, мораль, образование, воспитание), которые обеспечиваются различными подсистемами общества
общество - система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности
целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм
Слайд 25
Р. Мертон
вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции,
и скрытых (латентных) функций
считал, что одни и те же
элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим
дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений
Слайд 26
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
возникает в результате классовой борьбы, которая
пронизывает всю историю, и ее обострение приводит к революционному
взрыву
К. Маркс считал, что социальное неравенство (экономическое положение делит на антагонистические классы), присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества (общие черты общества - господство, конфликт, подавление)
М. Вебер выделял три лини социального неравенства: богатстве, престиже и власти
Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими
Слайд 27
Появились теории, которые считали, что принцип функционирования общества
можно объяснить только через совокупность индивидуальных действий, через интеракцию,
взаимодействие индивидов
теория социального обмена (взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения, и наказания) Дж. Хоманса
теория справедливого обмена (придают особое значение справедливому характеру вознаграждения) Дж. Адамса, Дж. Уолтера
теория символического интеракционизма (люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а не на стимулы) Дж. Мидаи, Г. Блумера
теория этнометодологии (требует изучения принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей) Г. Горфинкель
Слайд 28
В 70-90-х годах в западную социологию приходит понимание
необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа, переход
от описательности фактов к аналитическим обобщениям.
Нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование. Примером такого синтезирования принято считать
-концепцию многомерности Дж. Александера,
-концепцию структурализации Э. Гидденса,
-теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса,
-теорию социального становления П. Штомпки.