Слайд 2
"Плох тот народ, который не помнит,
Не ценит и
не любит своей истории".
А.С.Пушкин
Еще в недалеком прошлом в каждом
доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому.
К , сожалению, народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать историю народной игрушки. Нужно пытаться разнообразить и дополнить мир игрушек ребёнка настоящими исконно русскими тряпичными куклами. Основным достоинством тряпичной куклы является то, что когда ребенок сам (под руководством родителей, воспитателей) ее мастерит - кукла становится родной и дорогой. Она способствует развитию творческих способностей детей, у детей формируется чувство прекрасного, а также воспитывается усидчивость, организованность.
Слайд 4
К игровым куклам относятся - «Зайчик на пальчик»,
«Куклак», «Малышок голышек», «Сорока-Белобока», «Узелковая», «Бабочка», «Столбушка» и другие.
«Стригушку»
- делали из живых природных материалов - травы или соломы. Она являлась самой распространенной детской игровой куклой». Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы (зверобой, подорожник, пижму, клевер, ромашку, медуницу, мяту). А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Игровые народные куклы
Слайд 5
Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время
различных обрядов, без которых не возможно было осуществлять посевы,
сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды. К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка»,«Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», «Отдарок на подарок» и другие.
Отдарок на подарок - это простейшая тряпичная кукла, которую делали дети с 2-х лет, благодаря взрослых за подарок. Для куклы нужно - лоскуток-прямоугольник и немного ниток. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.
Слайд 6
Обереговые– это куклы которые создавались для того чтобы
оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой
в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов. К обереговым куклам относятся - «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня», «Малышок-голышек», «Десятиручка», «Узелковая» и многие другие.
Слайд 7
Кубышка-травница - эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку
необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется
травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка - травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешительница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.
Слайд 8
Многоручка - кукла-оберег для помощи в хозяйстве. Такую куколку
дарили на свадьбу невесте, чтобы став женой она все
успевала, чтобы все у неё ладилось. Чтобы рукоделие приносило хозяйке денежку, на пояске у куколки привязывают узелок-лакомник с зернышком и монеткой. Куколку с десятью ручками называли Десятиручкой и дарили девушкам, которые садились за приданное.
Слайд 9
Куколка на счастье - свое название она получила благодаря
своей длинной косе - символ женского начала. В русских
народных сказках, где герои идут за своим счастьем, упоминается эта куколка, как кукла помощница. И сейчас считается, что если носить такую куколку с собой - тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое счастье.
Слайд 10
Правила изготовления славянских оберегов:
1) Нельзя делать оберег для себя,
но можно для любого близкого человека. Более того -
обереги которые изготовлены кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми считаются самыми сильными. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.
2) Нельзя заставлять или вынуждать кого-либо делать оберег. Изготовление оберега возможно только на добровольных условиях.
3) При изготовлении оберега мастер должен быть спокоен и чист помыслами. Т. к. во время изготовления оберег запишет окружающую энергетику.
4) Необходимо осмысленно подойти к выбору материала из которого будет изготовлен оберег, ведь у серебра, золота, камня, дерева, или любого другого материала свойства различны.
5) Человек, изготавливающий оберег, должен осознавать, что он изготавливает, и какой эффект имеет данный оберег. Тщательно изготовленные опытным мастером обереги имеют более сильный эффект.
6) Обереги изготовляются в ручную, поштучно. Конвейерное производство и штамповка одинаковых изделий не допустимы.
Слайд 11
Особенности изготовления тряпичной куклы.
Кукол мастерили не торопясь, в
процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань
и нитки не резали, а отрывали.
Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается.
Часто нитки которые из ткани формировали основу куклы особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась.
Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание.
Слайд 12
Важной особенностью на которую нужно обращать внимание при
изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В
первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия. Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши и навредить ее владельцу. Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.
Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело сделанное во второй раз перечеркнет то что было сделано в первый.
Слайд 13
Использование тряпичной куклы, как средство развития речи.
Игрушка вызывает
положительные эмоции, желание высказаться. Она создает возможность закрепить и
активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Играя в тряпичные куклы, ребенок освобождается от болезненных психологических ощущений, становится коммуникативно-общительным, у него совершенствуются лексико-грамматический строй, звуковая культура речи.
В процессе изготовления русских народных кукол в наше время у детей развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений, формируется умение задавать вопросы, воспринимать полученную информацию, закрепляется умение решать различные проблемы при изготовлении куклы.
И наконец - обыгрывание куклы, а играть ею в тишине и в одиночестве совершенно невозможно. Каждому ребенку хочется похвалиться куклой, которую он сделал своими руками, хочется чтобы его похвалили и захотели играть с его куклой. Таким образом, у ребенка развитие коммуникативных способностей происходит в процессе придумывания сюжета, обсуждения его с партнерами по игру. У ребенка оттачивается интонационная выразительность, варьируется темп речи, звуки становятся отчетливыми и ясными.
Слайд 14
Изготовление куклы «Колокольчик»
Слайд 15
Изготовление куклы «Колокольчик»