Слайд 2
Календарь
Календа́рь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем
Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел
месяца) .
Календарь — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел:
Солнца — в солнечных календарях,
Луны — в лунных календарях;
Солнца и Луны - в лунно-солнечных календарях;
Солнца, Луны и Юпитера – в «юпитерном календаре».
Слайд 3
Способы датировки
исторических событий:
от сотворения мира (евреи, александрийцы);
от
основания города или государства (римляне начинали отсчёт от легендарного
основания Рима (753 год до н. э.).
от вступления на трон первого царя (парфяне, вифиняне и селевкиды)
с начала правления каждой следующей династии (египтяне).
Слайд 4
Календари религий
2012 год –
согласно византийскому календарю -7520 год
от Сотворения Мира (c 14 сентября 2011 года),
в
исламе — 1433 год Хиджры (c 27 ноября 2011 года),
по буддийскому календарю идёт 2555 год эры Нирвана.
Слайд 5
Солнечный календарь
Прообраз всех солнечных календарей Европы – древнеегипетский
календарь (4 тыс. до н.э.).
Начало года – первый день
первого месяца сезона наводнения.
Продолжительность года – 365 суток.
Слайд 6
Зороастри́йский календа́рь —
солнечный календарь,
используемый последователями зороастризма
в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена
последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахура-Мазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном Иране его преемником является иранский календарь.
Слайд 7
Славянский (русский народный) календарь
В основе Русского Народного Календаря
лежит смена времен года в течении годового обращения Земли
вокруг Солнца. Христианские праздники гармонично наложились на народные и подобно им повторяются каждый год в одинаковой последовательности, несмотря на то, что христианское время первоначально считалось линейным, а народное -цикличным. Православное учение Иоанна Дамаскина о четырех временах года: зиме, весне, лете и осени и, соответственно четырех стихиях: воде, воздуху, огню и земле совпадает с русскими народными представлениями о мироустройстве, вошедшими в Шестоднев и Палею Толковую.
Слайд 8
Юлианский календарь
Счёт года с 1 января был введён
в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н.
э. (юлианский календарь).
В 325 году юлианский календарь был принят Византией.
На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября.
Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.
Слайд 9
Введение григорианского календаря.
Барельеф на могиле папы Григория
XIII в Соборе Святого Петра в Риме
Современный календарь назван
(новый стиль). Он, состояла из двух частей:
Григорианский календарь
Введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля).
Слайд 10
Лунный календарь – самый древний из всех существующих
календарей. Первый лунный календарь был составлен в Древнем Египте
более шести тысячелетий назад.
Получил широкое распространение в Китае (с середины 2 тысячелетия до н. э. до 20 в.)
Лунный календарь
Слайд 11
Лунный календарь в Китае
.
Ещё в Древнем Китае
фазы луны были избраны в качестве основной единицы измерения
времени.
В китайском лунном календаре начало месяца совпадает с новолунием, а середина – с полнолунием. Также различают четверти фаз луны как кардинальные точки лунного месяца, которые имеют свои особенности. Двенадцать лунных месяцев образуют год
Слайд 12
КАЛЕНДАРЬ МУСУЛЬМАНСКИЙ
КАЛЕНДАРЬ МУСУЛЬМАНСКИЙ – система летосчисления, принятая
у мусульманских народов, преимущественно в ритуальной практике. В его
основе лежит лунный год длиной в 354 или 355 дней, состоящий из 12 месяцев. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, что составляет 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому месяцы состоят из 29 или 30 дней.
. В мусульманском календаре неделя семидневная, пятница (см. Джума) – праздничный день совместной молитвы, во многих исламских странах является выходным. Сутки начинаются после захода солнца.
Слайд 13
Лунно-солнечный календарь
(иудейский, тибетский, японский и др.)
Идейский календарь –
лунно-солнечный, то есть в среднем один год этого календаря
равен солнечному году, то есть периоду обращения Земли вокруг Солнца, а начало каждого месяца совпадает с новолунием. Длительность лунного (синодического) месяца, заложенная в иудейский календарь составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа. (1/1080 часть часа или "хелек" на иврите - это единица измерения, принятая в иудейских календарных рассчетах. ).
Первый раз в дошедших до нас источниках это число упоминается в Талмуде, т.е. было известно евреям в уже начале нашей эры.
Слайд 14
Юпитерный календарь
Тюркско-монгольский календарь 12 летнего животного цикла, основывается
на трех естественных показателях:
месячным обращении Луны вокруг Земли,
годичном обращении Земли вокруг Солнца,
120летний цикл обращения Юпитера вокруг Солнца:
30-летний цикл Сатурна
Слайд 15
Тенгрианский календарь
Создатели – кочевники Центральной Азии
Возраст – свыше
пяти тысяч лет
Религия – тенгрианство
Ареал распространения - Центральная и
Юго-Восточная Азия
Названия:
Календарь центрально-азиатских кочевников (по происхождению);
12-летний циклический животный календарь (по названиям годов);
Лунно-солнечный календарь стран Юго-Восточной Азии (по территории, где он официально действует и поныне);
Юпитерный календарь (по планете, которая дает отсчет 12-летнего цикла).
Слайд 16
Предпосылки создания
тенгрианского календаря
1. Постоянные передвижения больших масс
людей на гигантские расстояния.
2. Длительность выращивания скота, основного продукта
животноводческого производства.
3. Необходимость долгосрочных прогнозов погоды в зоне неустойчивого резко континентального климата Центральной Азии.
Слайд 17
Казахские названия годов
(в скобках варианты других народов)
тышқан
(мышь, крыса);
сиыр (корова, бык, вол);
барыс (барс, тигр);
қоян (заяц, кот, кролик);
ұлу (улитка, дракон, крокодил);
жылан (змея); жылқы (лошадь);
жылқы (лошадь);
қой (овца, коза);
мешiн, маймыл (обезьяна);
тауық (курица, петух);
ит (собака);
доныз (кабан, свинья).
Слайд 18
60-летний круг
Циклы из 5 мушелей образуют 60-летний круг
- толык мушель (полный мушель) , который бесконечно повторяется.
180-летний
чон мушель
2160-летний эсирлик мушель (вселенский год).
Таким образом, мушель состоит из нескольких циклов: 12-ти, 60-ти (12х5), 180-ти (60х3) и 2160-ти (180х12) лет.
Слайд 19
Философия мушеля
Нет места «концу времени», а значит, и
«концу мира»
Всепроникающая, тотальная повторяемость вкупе с неизбежной вариантностью превращает
круги времени календаря кочевников в Эволюционную спираль, несущую вместе с повтором и развитие.
Единый ритм жизни Космоса, Природы, Человека с его хозяйственной деятельностью
Слайд 20
Если в авраамических религиях земное время – суетное,
бренное и стремится от начала к неизбежному концу, а
тот свет – священная божественная вечность, то кочевник живет в циклическом спиралевидном времени, едином и для Тенгри, и для аруахов, и для человека.
Совершенное зло или добро повторяется не буквально, а в вариациях. Именно поэтому любое добро и зло обязательно возвращается, пусть и в иной форме.
В тенгрианстве мир этот и мир иной тесно взаимодействуют. Малые циклы встроены в большие, между временем человека и аруахов (духов предков) нет разрыва. Аруахи и шаманы-баксы свободно перемещаются по времени и пространству Верхнего, Среднего и Нижнего миров.
Человек, живущий по тенгрианскому календарю, живет в бесконечности, состоящей из многовариантных самоповторов. Поэтому по-казахски человек не просто умирает, а возвращается, таков точный перевод слов «кайтыс болды».
Слайд 21
Время мушеля и
время культуры
Живое, качественно неоднородное
Тотально-цикличное
Иерархичное
Подобное
Безначально-бесконечное
Недуально-непрерывное
Вариантно-эволюционное
Слайд 22
Цикличность культуры казахов
строение традиционного общества;
жизненный цикл человека;
быт и
самосознание;
обряды и традиции;
строительство и скульптура;
орнамент;
Музыка.
Слайд 23
Строение традиционного казахского общества
Принципы иерархичности и подобия.
Иерархически соподчиненные
единицы общества – семья, род, жуз и народ.
Структурирование по
единому (подобному) возрастному принципу: страший – средний – младший.
Структурирование семьи.
Слайд 24
Ритуально-обрядовая практиа
Свадебный цикл: беташар – бата- арнау –
той бастар.
Ритуал весенней кочевки: ереул (пир перед новосельем).
Ритуал встречи
гостей.
Ритуал высказывания просьб.
Сообщения и смерти.
Непрерывность времени в приготовлении пищи.
Слайд 25
Мушель и жизненный цикл человека
Первый мушель
(1–12 лет)
– детство,
второй (13–24 года) – молодость,
третий и
четвертый
(25–36 лет, 37–48 лет) – зрелость,
пятый (49–63 года) – старость.
Слайд 26
Мушел жас = периоды перестройки гормональной системы человеческого
организма.
13 лет – начало периода полового созревания;
25
лет – прекращение выработки гормона роста,
48 лет – выключение функции воспроизводства.
Переходы мифологически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом.
Возраст, мушель, определял ценностный статус человека, его социальную роль, стиль поведения, характер общения со старшими, младшими и равными, обязанности по отношению к разным возрастным группам.
Слайд 27
Ценностный статус человека
Возраст, мушель, определял:
ценностный статус человека,
его социальную роль,
стиль поведения,
характер общения со старшими,
младшими и равными,
обязанности по отношению к разным возрастным группам.
Слайд 29
Мушель и скифский звериный стиль
барс,
заяц,
волк(собака),
змея,
лошадь,
коза,
кабан.
Слайд 30
Мушель и казахский орнамент
тышқан ізі (след мыши),
жолбарыс
тырнақ (коготь тигра),
Жылан (змея),
қошқар мұиіз (рог барана),
Тарақ (гребешок птицы),
құс
тұмсық (птичий клюв);
ит құйрық (хвост собаки),
тұйе табан (след верблюда).
Слайд 31
Принцип бифункциональности.
Сырмак: фон и орнамент
Слайд 32
Музицирование
Проявление принципов безначальности-бесконечности, непрерывности, совмещение концов и начал
различных циклов
Фазы перехода к музицированию:
рассказ легенды;
настройка инструмента;
во время
настройки – основные ритмы произведения;
их оформление в типизированные ладо-мелодические формулы
индивидуализированный музыкально-тематический материал
(А0), А1, А2, А3, А4, А5
В5, В4, В3, В2, В1, (В0)
А – художественное общение
В - бытовое