Слайд 2
Введение:
Наше представление о мире стабильно. Наш мир состоит
из определенных материальных элементов: камень - это камень, дерево
- это дерево, кошка - это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.
Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определяемые нашими, человеческими, органами чувств. Речь идет об относительном образе, существенно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, дождевого червя, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других – из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т. е. у каждого вида свое собственное восприятие реальности.
Слайд 3
Ограничения, связанные с органами чувств
Окружающая среда в любой
момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых мы
можем уловить лишь очень небольшую часть. Действительно, способность наших органов чувств к возбуждению ограниченна и лучший из них может различить лишь малую долю сигналов, поступающих из окружающего мира.
Слайд 4
Роль предшествующего опыта
У детей органы чувств способны действовать
с самого рождения. Однако известно, что человеческий мозг обладает
механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия.
В любой момент раздражители воспринимаются нами соответственно тем категориям образов, которые постепенно устанавливаются после рождения. При этом некоторые сигналы, более привычные, чем другие, распознаются автоматически, почти тотчас же. Однако в других случаях, когда информация новая, неполная или неоднозначная, наш мозг действует путем гипотез, которые он одну за другой проверяет, чтобы принять ту, которая кажется ему наиболее правдоподобной или наиболее приемлемой.
Слайд 5
Организация наших восприятий
Феномены восприятия, в особенности объединение восприятии
по некоторым принципам в связные единства, лучше всего были
описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.
Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. Наш мозг действительно имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл, воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.
Слайд 6
Восприятие мира в трех измерениях
Слайд 8
Внимание и восприятие
Для того чтобы событие было воспринято,
нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит
нам «настроить» на него свои органы чувств. Без внимания восприятие невозможно.
Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят.