Поэзия, как один из жанров литературы,
является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.
Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям:
улавливать созвучность, мелодичность речи;
решает задачи формирования звуковой культуры речи-
помогает овладению средствами звуковой выразительности
(тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация),
способствует выработке четкой дикции.
Слайд 3
В стихотворении рассматривают две стороны
содержание художественного образа
поэтическую форму
(музыкальность, ритмичность)
Необходимо научить ребенка
понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.
Слайд 4
Особенности восприятия и запоминания стихов детьми
любовь детей к
звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность
к рифме облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений;
легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью;
воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание;
хорошо запоминаются стихи, в которых налицо
образность
предметность
лаконизм.
Слайд 5
Требования к стихотворениям
простота и четкость ритма;
краткость самого
стишка и отдельных строк;
простота и ясность знакомых детям
образов;
отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Слайд 6
Заучивание стихов
слушание
воспроизведение-
поэтического произведения чтение стихотворения наизусть
При заучивании с детьми стихов
перед педагогом стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Слайд 7
Методические требования к заучиванию стихов
1. Не рекомендуется
заучивать стихи хором .
2. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам
и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
3. Не следует требовать полного запоминания стихотворения сразу.
Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
4. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
5. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.
Слайд 8
Алгоритм организации деятельности по заучиванию стихотворения
1. Создание эмоционального
настроя, необходимо вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания
поэтического произведения. Заинтересовав детей и создав у них настроение, педагог называет жанр, автора.
2. Выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения.
3. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
4. Анализ стихотворения.
5. Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.
6. Воспроизведение стихотворения детьми.
7. Выразительное чтение воспитателя или детей.
Слайд 9
Приёмы, способствующие лучшему запоминанию
игровые;
досказывание детьми рифмующегося слова;
чтение по
ролям стихов, написанных в диалогической форме;
частичное воспроизведение текста всей
группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;
драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
Слайд 10
На формирование выразительности направлены следующие приемы
образец выразительного чтения;
пример
выразительного чтения ребенка;
оценка чтения;
подсказ нужной интонации;
напоминание о похожем случае
из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации;
чтение с разной интонацией и настроением.
Слайд 11
Особенности заучивания стихотворений
на разных возрастных этапах
Младший
дошкольный возраст
В младшем дошкольном возрасте легче запоминаются стихотворения,
которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные.
Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку.
Слайд 12
Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте
тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни
ребенка (природа, семья, детский сад).
Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.
Слайд 13
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте
увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства.
Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется.
Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения.
Слайд 14
Существует несколько методов заучивания стихов, и каждый из
них основан на особенностях памяти ребенка.
Три основных типа детей
Аудиалы
(те, кто легко запоминают информацию на слух);
Зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается);
Кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).
От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.
Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).
Для зоровиков обязательным является увидеть картинку в книге или нарисованную воспитателем (родителем).
Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
Слайд 15
Смотрю и запоминаю
Мнемотаблицы. Воспитатель подбирает «рисуемое» стихотворение и
на каждую строчку или маленькое словосочетание придумывает картинку (изображение,
символ); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. При этом необходимо отделить на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время заучивания. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Слайд 16
Мнемотаблицы
Медведь
Как под горкой –
Снег, снег.
И на горке
Снег, снег.
Как под елкой –
Снег, снег.
И на елке
Снег, снег.
А
под снегом
Спит медведь.
Тише! Тише!
Не шуметь!
(И. Токмакова)
Слайд 20
Двигаюсь и запоминаю
Существует прямая взаимосвязь развития речи с
уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук
и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Воспитатель предлагает ребенку взять толстую нитку или веревочку и «смотать клубок» из стихотворения. Ребенок читает стих и как бы ритмично наматывает строчку за строчкой на «катушку в голове». А затем читает еще раз и разматывает, а потом снова наматывает клубок: одна строка – один оборот. Такие действия дают ребенку, которому нужно не только послушать, посмотреть, но и потрогать, необходимую опору: он подкрепляет запоминание двигательным актом.
В качестве варианта ребенок может класть в блюдце горох (строчка – горошина, а затем вынимать по одной и снова класть).
Также можно использовать мяч: Вы говорите строчку и бросаете мяч ребенку. Он повторяет и бросает мяч вам обратно и т.д.
Когда ребенок познакомится со стихотворением, можно бросать мяч так - вы первую строчку он другую.
Слайд 22
Слушаю и запоминаю
Этот метод оптимален для ребенка с
ведущей слуховой памятью. Такому ребенку два вышеописанных способа заучивания не
только не помогают, но иногда даже мешают запоминать стихотворение.
Учить стихотворение с ребенком нужно начинать по следующей схеме: сначала он слушает вас, затем вы повторяете этот отрывок вместе. Потом он один повторяет, а за ним снова вы.
В данном случае малыш опирается не на строчку, как в двух предыдущих методах, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Происходит слухоречевая опора на рифму.
Так разучивается каждое четверостишие, а затем читается все стихотворение целиком.