Слайд 3
Жостово – небольшая старинная деревня около Москвы. Именно
здесь производятся жостовские подносы, и само название деревни, Жостово,
укрепилось за всем промыслом. История возникновения производства подносов довольна интересна. Не все знают, что связана она с другим известным художественным промыслом – лаковой миниатюрой Федоскино. Еще в конце XVIII века в селе Федоскино Троицкой волости купец Лукутин организовал производство изделий из папье-маше, которые украшались лаковой миниатюрой – здесь образовалась целая мануфактура.
Слайд 4
Стиль Жостова.
Жостовские подносы расписываются вручную в основном это
пейзажи, тройки лошадей, и цветы. Самым распространенным видом росписи,
является букет. Чаще всего композиция такая: в центре крупный бутон, по бокам – мелкие. Самый любимый жостовский цветок – роза.
Слайд 6
Замалёвок
Тенёжка
Прокладка цветом
Бликовка
Чертёжка
Привязка
Слайд 7
Грунтовка.
Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают
лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон
- чёрный, но может быть и белым, синим, красным, бирюзовым.
Замалёвок.
Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом.
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Слайд 8
Бликовка.
Наложение бликов выявляет свет и объём. Бликовка
создает настроение и колорит.
Чертёжка.
Это заключительная часть работы над
букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса.
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 9
Галерея жостовских мастеров.
Слайд 17
Художественное слово о промысле.
Красно-алые бутоны
В
изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют
розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...