Слайд 2
тенденции в теоретическом осмыслении историко-культурного процесса
Концепция линейного развития
культуры
Концепция циклического развития культуры
Слайд 3
линейные представления о развитии культуры
К.Маркс и Ф.Энгельс: формационный
подход (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, коомунизам)
Л. Морган: «дикость, варварство,
цивилизация»
Д. Бэлл: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная (информационное общество) цивилизации
Слайд 4
Представители «циклического направления
А.Тойнби «Постижение истории»,
Н. Данилевский «Россия
и Европа»,
О. Шпенглер «Закат Европы»,
Н. Бердяев «Воля
к жизни, воля к культуре»
Л.Гумилев «Пассионарная теория этногенеза»
П.Сорокин «Социальная и культурная динамика»
Слайд 5
О́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер 1880-1936 гг.
изучал математику, естественные
науки и философию в Мюнхенском и Берлинском университетах
предмет философско-культурологических
исследований - «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур
основной труд – «Закат Европы» («Закат западного мира»)
Слайд 6
Основа воззрений О.Шпенглера
неприятие общепринятой периодизации истории на древний
мир, средние века, новое время
преодоление европоцентризма
отрицание единого поступательного развития
мировой истории
трактовка историко-культурного процесса как совокупности ряда независимых друг от друга культур
Слайд 7
Типы этнокультур
находящиеся как бы в «спящем» состоянии, «не
родившиеся» (первобытные племена)
погибшие в период своего развития и
не раскрывшие свой потенциал (персидская, хеттская и культура Кечуа).
«великие культуры», реализовавшие свой потенциал: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, византийско-арабская, западноевропейская, культура майя
Начало 20 в. – формирование русско-сибирской культуры - культуры будущего!
Слайд 8
Причины рождения культуры
Неясны, непостижимы, культуры возникают как живые
существа – как люди, как растения «возникают с возвышенной
бесцельностью, подобно цветам в поле, и столь же бесцельно уходят со сцены»
Слайд 9
Душа культуры –
коллективная душа народа
отражает мир переживаний,
мироощущение
психический первосимвол, из которого происходит все богатство культурных
форм
живет, чувствует, творит
Слайд 10
прасимволы
египетская и индийская культура – дорога, вечность бесконечность
византийско-арабская
– пещера, тайна, мистика
греческая (аполлоническая) – прекрасное тело,
природа, замкнутый мир ойкумены
западноевропейская (фаустовская) – беспокойство, стремление к неизведанному, к изменению мира
Слайд 11
Стадии развития культуры
Детство (мифо-символический период) - зарождение души,
руководствуется инстинктами, догмами, религиозными вероучениями
Юность – формирование души, ее
развитие, осознание своего предназначения
Взросление («золотой век»): накопление знаний, развитие науки и искусства, зарождение рациональности
Старость (период цивилизации): религия утрачивает свои позиции, духовное сменяется холодной рассудочностью, забывается героическое и романтическое, преклонение перед материальными ценностями, душа культуры гибнет
Слайд 12
Проблема взаимодействия культур с т.зр. О.Шпенглера
Уникальны, самобытны
Не взаимодействую
Не
наследуют друг другу
Диалог культур невозможен!
Слайд 13
культура
цивилизация
Проявляется в художественно-эстетической (творческой), философской, религиозной сферах
Душа культуры
живет
Начало 20 в. Россия – период культуры, рассвет, юность
Проявляется
в науке, техническом прогрессе, политике, спорте
Душа культуры гибнет
Начало 20 в. Европа – период цивилизации, закат, старость