Слайд 2
Основные понятия игровых технологий
Педагогическая
технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.
Игровые технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Развивающие возможности игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Слайд 3
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности
разрабатывали
К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С.
Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Слайд 4
Нормативные документы
ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании
в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от17
октября 2013 года №1155
ФЗ от 24.07.1998 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(с изменениями от 17 декабря 2009 года)
Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года)
Декларация о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассомблеи ООН от 20 декбря 1971 года)
Декларация о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года)
Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года)
Слайд 5
Требования ФГОС
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра
рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе.
С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:
Необходимость объяснения родителям значимости игры в дошкольном возрасте
Обеспечение безопасного пространства для игры
Наличие соответствующей развивающей предметно- пространственной среды, поддерживающей игру, отвечающей требованиям ФГОС
Слайд 6
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 7
Социально-коммуникативное развитие
Игровая технология включает в себя:
игровые тренинги;
сюжетно –
ролевые игры;
театрализованные игры.
Слайд 8
Познавательное развитие.
обучающие игры,
проблемные игровые ситуации и игровые
технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
Слайд 9
Речевое развитие
игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;
игровые технологии, направленные
на развитие артикуляционной моторики;
игровые технологии, направленные на развитие дыхания и
голоса.
Слайд 10
Художественно-эстетическое развитие
Игровые технологии, направленные на
развитие восприятия и
понимания произведений искусства, мира природы;
формирование элементарных представлений о
видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Слайд 11
Физическое развитие
включает игровые технологии, направленные на
развитие двигательной
деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д.
Слайд 12
Значение игровой технологии
активизирует воспитанников;
повышает познавательный интерес;
вызывает эмоциональный подъём;
способствует развитию творчества;
максимально концентрирует время
занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Слайд 13
Концептуальные основы игровой технологии:
Игровая форма совместной деятельности с
детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих
в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в определенной последовательности
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие те или иные качества ребенка, знания из образовательной области.
Слайд 14
Последовательность реализации педагогической игры
дидактическая цель ставится в форме
игровой задачи
образовательная деятельность подчиняется правилам игры
учебный материал используется в
качестве её средства
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Слайд 15
Функции игры:
социализации: включение в систему общественных отношений,
усвоение норм человеческого общежития;
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в
структуру личностных показателей;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
Слайд 16
Характеристика педагогической игры
чётко поставленная цель обучения;
управление ходом
игры;
учебно-познавательная направленность;
коррекционная направленность;
подведение итогов и оценивание;
соответствующий цели
педагогический результат;
Слайд 17
Виды педагогических игр :
Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности;
применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и
навыков;
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Слайд 18
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
Игровая
форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;
Учёт структуры дефекта;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учёт принципа смены видов деятельности;
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Слайд 19
Технологии для развития познавательной активности детей с ОВЗ
создание
ситуации успеха (А. С. Белкин)
технология проблемного обучения
технология развивающих игр (Б. П.
Никитин)
использование метода экспериментирования (О. В. Дыбина)
Технология «Марии Монтессори
Слайд 20
Использование современных ИКТ
Презентации, слайдовые шоу
Компьютерные адаптированные игры
(КИС):
Кукушкиной О.А. «Лента времени», «Развивающие игры в среде
ЛОГО»;
Горячев А.В. «Все по палочкам»;
Компания «Новый диск»: «Баба яга учиться считать», «Мой мир: скоров школу» и др.;
Кид-малыш: «Веселая учеба с самым умным котом на планете», «Гарфилд дошкольникам», «Смешарики»
Интеракивные мультфильмы компании Арт-студия.
Компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Игры для Тигры», «Перволога», «Дельфа 130», «Мир за твоим окном», «Грамотей» и др.)
Игровое пособие «Компьютер для дошколят»
Интерактивные панно
Слайд 21
Обучающие компьютерные программы
Игры для Тигры
Дельфа 130
«Видимая речь»
Слайд 22
Игровые технологии удовлетворяющие современным требованиям представлены в РППС
группы компенсирующей направленности в различных цетрах:
математики и сенсерного развития
речевого
развития
физического развития
Музыки
Логопедический мини - центр
Ознакомление с социальным окружением и предметным миром
Природы и познавательно исследовательской деятельности и др.
Слайд 23
Развитие зрительного восприятия
(восприятие цвета, формы, величины предметов,
восприятие
целостной картины мира)
Игровое оборудование: сенсорные кубики, тактильные дощечки, пирамидки,
домики с вкладышами, дидактические игры «Оденем Таню», «Уточки», «Цвета», «массажные мячики», «массажные дорожки» и др.
Слайд 24
Развитие слухового восприятия
Звучащие игрушки (шумовки, музыкальные инструменты, деревянные
кубики «День-ночь», сенсорные кубики и др.)
Слайд 25
Развитие кинестетического восприятия
(восприятие тактильно-двигательных ощущений, мелкой моторики)
Игровое оборудование:
игра «Тактильные дощечки», «Чудесный мешочек», сенсорные кубики, игры с
песком, водой, крупами и мелкими игрушками и др.)
Слайд 26
Развитие внимания
(зрительного, слухового,
моторно-двигательного)
Дидактические игры: «Предметы и контуры», «Рукавички», «Что для чего», «На что это похоже», «Найди различие», «Часть и целое», «Что звучало?», «Что есть что?», «Найди пару» и др.
Слайд 27
Развитие мышления
(операций анализа, синтеза, обобщения, классификации)
Игровые упражнения:
«Логика», «Что для чего?», «Часть и целое», «Кто в
домике живет», «Найди и угадай», «На каждую загадку- четыре отгадки», «Найди пару», «Логические таблицы», «Ассоциации», «Четвертый лишний» и др.
Слайд 28
Развитие сферы представлений
Дидактические игры: «Паровозик для зверят», «Профессии»,
предметные картинки (птицы, деревья, одежда, обувь, зимующие и перелетные
птицы, дикие и домашние животные, времена года, мебель, посуда и др.), «Собери картинки», «в мире животных», «Круглый год», «Назови одним словом» и др.
Слайд 29
Развитие памяти
Дидактические игры: «Парочки», «Мемо», «Цепочки», «Занимательные фигуры»,
«Что для чего?», «Найди пару», «Курочки» и др.
Слайд 30
Развитие речи
(развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, звукового анализа
и синтеза, автоматизация звукопроизношения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического
строя, связной речи)
Дидактические игры: «Делим слова на слоги», «Логопедическое лото», «Звуки», «Звонкий -глухой», «Игры с парными карточками». «Говори правильно Л, Р», дыхательные тренажеры и др.
Слайд 31
Достоинства игровой технологии
Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные
процессы детей – внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение.
Игра,
востребовав полученные знания, повышает их прочность.
Повышение интереса к изучаемому объекту.
По средствам игры задействуется зона ближайшего развития в обучении.
Игра способствует положительному психо - эмоциональному фону детей с ОВЗ.
В игре дети получают прочные и осознанные знания, которые им помогут адаптироваться к социуму.