Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Культуры Древней Месопотамии.

Содержание

Географическое положениеПериодизация истории Древнего МеждуречьяШумерШумер: ЯзыкШумер: ПисьменностьШумер: АрхитектураШумер: ЛитератураШумер: КостюмАккадАккад: АрхитектураАккад: СкульптураАккад: ГлиптикаАккад: РельефыАккад: Язык и письменностьАккад: ЛитератураУрУр: АрхитектураУр: Декоративное искусствоУр: МузыкаВавилонияВавилония: ВавилонВавилон: АрхитектураВавилон: ЛитератураВавилон: МузыкаВавилон: ЖивописьВавилон: МатематикаВавилон: АстрономияВавилон: КостюмМифы о ВавилонеСады СемирамидыЗаконы ХаммурапиАссирияАссирия: АрхитектураАссирия: ЖивописьАссирия:
Географическое положениеПериодизация истории Древнего МеждуречьяШумерШумер: ЯзыкШумер: ПисьменностьШумер: АрхитектураШумер: ЛитератураШумер: КостюмАккадАккад: АрхитектураАккад: СкульптураАккад: Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία, араб. بلاد الرافدين, Билад аль-Рафидайн‎‎, курд. مەزۆپۆتامیا, тур.Mezopotamya, арам. Географическое положение Периодизация истории Междуречья Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата Шумер Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не Шумер: Язык Клинопись — это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стило) В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые Дворец шумерШумер: Архитектура ЗиккуратШумер: Архитектура Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш».Шумер: Литература Основной одеждой мужчины были туника и набедренная повязка. Туника – рубашка без Шумерские женщины подстригали волосы до плеч.По длине женская туника доходила до колен, Акка́д — государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., Аккад Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её традиционные Раскопанный дворец Нарам-Суэна, нижняя южная часть.Аккад: Арихитектура Фасад дворца Нарамсина в Эшнунне. Реконструкция.Аккад: Архитектура Руины Эшнунна.Аккад: Архитектура До наших дней уцелело очень мало образцов аккадской скульптуры. Самые известные — Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена цилиндрическими печатями. Они изготовлялись Значительных успехов аккадские мастера достигли в изготовлении рельефов. Самые яркие памятники — Аккадское государство было двуязычным: и шумерский, и аккадский языки имели важное значение. Самые известные произведения назывались «гимнами к богине Инанне». Они использовались в школах Эн-хеду-Ана— аккадская принцесса и верховная жрица лунного бога Нанна в Уре. Самый Полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нем жрицы, совершающей обряд ритуального возлияния. У́р (шум. Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских городов-государств Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Зиккурат В Уре был призван служить нетолько храмом, но и общественным учреждением, Известны декоративные панели, обнаруженные раскопках при города Ур. На панели с изображением Ур: Декоративное искусствоФреска «Война» Фреска «Мир»Ур: Декоративное искусство Урские арфы — древнейшие струнные инструменты, известные исторической науке. Фрагменты трёх лир Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория современного Столица Вавилонии – Вавилон (аккадское бабилу, что означает “врата бога”)Вавилония: Вавилон Представление древних вавилонян о мироздании, положенное в основу плана Вавилона.Вавилон: Архитектура Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км.Вавилон: Архитектура Вавилон, План города1-дорога Процессий2-мост через Евфрат3-летний дворец 4-северный дворец 5-южныи дворец 6-форт; 7-зиккурат; 8-храм МардукаВавилон: Архитектура Вавилон, вид главных городских ворот Иштар и дороги Процессий. Реконструкция.Вавилон: Архитектура Вид Вавилона с севера.Вавилон: Архитектура Ворота богини Иштар. VII-VI вв. до н.э. Реконструкция. Ирак, Вавилон. Внешний вид.Вавилон: Архитекутра В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и Поэма об Атрахасисе, герое одного из первых в мире эпосов, записана клинописью Культовый космогонический эпос Из текстов «непрагматического» характера ранее всего стали фиксироваться образцы житейской мудрости – Писцы не только переписывали старые, но и сочиняли новые нравоучительные тексты. Возник В более поздних поэмах-диалогах (Вавилонская теодицея, Разговор господина с рабом) содержались мотивы, Как дидактическое можно рассматривать сочинение «Писец и его непутевый Сын», об ученике Интересна также сказка «Ниппурский бедняк» о проделках хитреца, который смог отомстить своему могущественному обидчику.Вавилон: Литература На этой табличке можно увидеть нотыдревних шумеров.Современная записьтой же мелодии приводится ниже.Вавилон: Музыка Симфо́ния— древний духовой музыкальный инструмент, времён Вавилонского царства при царе Навуходоносоре. На От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э., которые Декоративным целям служили, также и небольшие терракотовые пластинки, украшенные рельефными изображениями. На Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них видно, что вавилонская Жрецы Двуречья к середине I тысячелетия до нашей эры уже свели традиционную, Основная одежда вавилонян - рубашка с рукавами и плащ из шкур. Женская Вавилонская башняСогласно преданию, послеВсемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, Вавилонская блудницаПервоисточником образа Вавилонской блудницы являетсяОткровение Иоанна. Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, могут выступать:жрицы малоазийских храмовимператрица Висячие сады Амитис созданы в честь жены вавилонского царя Навуходоносора II.Предположительно располагались Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем Хаммурапи (букв. «Старший родич — целитель»)- царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 Свод законов Хаммурапи один из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде клинописной Асси́рия — (аккадский: Aššur, араб. أشور‎‎ Aššûr, ивр. אַשּׁוּר‎ Aššûr, арам. ܐܫܘܪ Ассирия Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденцийассирийских царей, Столицей Ассирии становится Ниневия, но судить о ее планировке невозможно, по-скольку в Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, украшенный сценами львинной охоты.Ассирия: Архитектура Живопись Ассирии представлена фрагментами фресок из дворца IX-VIII вв. до н. «Охота на льва»Ассирия: Живопись К ассирийской литература следует отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре, древнейший Справа: Ламассу. Ассирия, VIII в. до н.э.Снизу: Крылатый гений. Ассирия, VIII в. до н.э. Ассирия: Скульптура В Ассирии развивалось искусство глиптики (цилиндрические печати со сценами охоты, мифологическими и Ассирийские орнаментыАссирия: Прикладное искусство Основной мужской одеждой была канди - рубашка-юбка из шерсти, хлопка или льна, Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда.Придворные украшали канди пурпурной Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам Только царь имел право носить несколько одежд. Поверх длинного канди из белой Головной убор ассирийских царей из белого тонкого войлока — кидарис — украшали Для женской одежды использовалисьболее тонкие и легкие ткани. Их костюм почти не отличалсяот мужского. Ассирия: Костюм Пищу готовили в специальных печах –танурах.Танӯр - печь для выпечки лепёшек.Кухня Месопотамии Главными блюдами на его столе были хлеб, каша и рыба.Каши готовили из Хлебные лепёшки из ячменя и пшеницы пекли в небольших глиняных печах цилиндрической Основным хлебным продуктом был лаваш.Название “лаваш”, в основе которого корень “луаш” (месить, Чаще употребляли мясо домашней птицы или диких животных, добытых охотниками. Молоко, сыр Пищу обильно сдабривали маслом и пряностями. На десерт подавали орехи, мёд, финики, Пиво, а также похожий на него хмельной напиток сикеру потребляли постоянно и Кухня МесопотамииЧай и кофе — это постоянные и любимые напитки ассирийцев. Их Религиозные представленияжителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были: богиня земли Ки Религия Месопотамии а также их сыновья: бог воздуха  Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей.Религия Месопотамии Во II тысячелетии до Р. Х. начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона.Религия Месопотамии Религия МесопотамииНа место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель Вавилона Мардук. Шамаш(шумерский Уту) бог Солнца. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только богом Син (шумерский Нанна) бог Луны.Религия Месопотамии Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия, вечерней Особая роль среди месопотамских божеств принадлежит Ду'узу (Таммузу). Таммуз был богом весеннего солнца, Мифология. Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье распространения. В вавилонской литературе Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и храма. Практически каждое божество имело свой собственный праздник, который праздновался в городе, бывшем Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью и здоровыми зубами(для четкого Божества женского рода обслуживались жрицами. Это были т. н. Ландсбергер Бенно(1890-1968)Крупнейший ассириолог-лексикограф, религиовед, первый исследователь категорий шумерской религии.ГерманияИсследователи Месопотамии Ленорман Франсуа(1837-1883)Автор первой грамматики шумерского языка и первой истории Древнего Востока.ФранцияИсследователи Месопотамии Крамер Сэмюел Ной(1897-1990)Первый исследователь шумерской словесности и мифологии.СШАИсследователи Месопотамии Опперт Юлиус(1825-1905)Ассириолог. Открыл шумеров (1869).Германия, ФранцияИсследователи Месопотамии Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее Ладынин И. А. Древний Восток. — М.: Дрофа, 2009Ллойд С. Археология Месопотамии. Презентация выполненастуденткой ФФЧРГПУ им. ГерценаГук Дарьей-2012-
Слайды презентации

Слайд 2 Географическое положение
Периодизация истории Древнего Междуречья
Шумер
Шумер: Язык
Шумер: Письменность
Шумер: Архитектура
Шумер:

Географическое положениеПериодизация истории Древнего МеждуречьяШумерШумер: ЯзыкШумер: ПисьменностьШумер: АрхитектураШумер: ЛитератураШумер: КостюмАккадАккад: АрхитектураАккад:

Литература
Шумер: Костюм
Аккад
Аккад: Архитектура
Аккад: Скульптура
Аккад: Глиптика
Аккад: Рельефы
Аккад: Язык и письменность
Аккад:

Литература
Ур
Ур: Архитектура
Ур: Декоративное искусство
Ур: Музыка
Вавилония
Вавилония: Вавилон


Вавилон: Архитектура
Вавилон: Литература
Вавилон: Музыка
Вавилон: Живопись
Вавилон: Математика
Вавилон: Астрономия
Вавилон: Костюм
Мифы о Вавилоне
Сады Семирамиды
Законы Хаммурапи
Ассирия
Ассирия: Архитектура
Ассирия: Живопись
Ассирия: Литература
Ассирия: Скульптура
Ассирия: Прикладное искусство
Ассирия: Костюм
Кухня Месопотамии
Религия Месопотамии
Исследователи Месопотамии
Заключение
Источники

Содержание


Слайд 3 Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία, араб. بلاد الرافدين, Билад аль-Рафидайн‎‎,

Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία, араб. بلاد الرافدين, Билад аль-Рафидайн‎‎, курд. مەزۆپۆتامیا, тур.Mezopotamya,

курд. مەزۆپۆتامیا, тур.Mezopotamya, арам. ܒܝܬ ܢܗܪܝܢ, арм. Միջագետք, лат. Mesopotamia —

«Междуре́чье»), также Двуре́чье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива до Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

Географическое положение


Слайд 4 Географическое положение

Географическое положение

Слайд 5 Периодизация истории Междуречья


Периодизация истории Междуречья

Слайд 6 Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке

Шуме́р — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и

Междуречья Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н.

э

Шумер


Слайд 7 Шумер

Шумер

Слайд 8

Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи

Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время

в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд

гипотез.

Шумер: Язык


Слайд 9 Шумер: Язык

Шумер: Язык

Слайд 10 Клинопись — это система
письма, при которой
знаки

Клинопись — это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой

выдавливаются
тростниковой палочкой
(стило) на табличке из
сырой глины.



Клинопись распространилась
на всё Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до первого века нашей эры.

Шумер: Письменность


Слайд 11 В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были

строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка

и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания.

Шумер: Архитектура


Слайд 12 Дворец шумер

Шумер: Архитектура

Дворец шумерШумер: Архитектура

Слайд 13 Зиккурат

Шумер: Архитектура

ЗиккуратШумер: Архитектура

Слайд 14 Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше»

«Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд, позже переведённых

на Аккадский язык.

Шумер: Литература


Слайд 15 Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш».
Шумер: Литература

Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш».Шумер: Литература

Слайд 16 Основной одеждой мужчины были туника и набедренная повязка.

Основной одеждой мужчины были туника и набедренная повязка. Туника – рубашка


Туника – рубашка без рукавов,
в талию.
По длине она

обычно не
достигала колен.
Ворот мог быть гладким,
либо отделанным вышитым
кантом.

Шумер: Костюм


Слайд 17 Шумерские женщины подстригали
волосы до плеч.
По длине женская

Шумерские женщины подстригали волосы до плеч.По длине женская туника доходила до

туника доходила
до колен, иногда имела разрезы
сбоку. Была

известна также юбка,
сшитая из нескольких горизонтальных
полотнищ, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс.


Шумер: Костюм


Слайд 18 Акка́д — государство, существовавшее в XXIV — XXII

Акка́д — государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н.

веках до н. э., а также древняя область в

средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде (шумер. Агаде). Являлось крупнейшей державой своего времени.

Аккад


Слайд 19 Аккад

Аккад

Слайд 20

Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской

Архитектура аккадского периода развивалась в общем русле месопотамской архитектуры, сохраняя её

архитектуры, сохраняя её традиционные приемы, такие как горизонтальное членение

стен путем чередования выступов (пилястр) и ниш, сооружение храмов на искусственных возвышениях и т. д.

Аккад: Архитектура


Слайд 21 Раскопанный дворец Нарам-Суэна, нижняя южная часть.
Аккад: Арихитектура

Раскопанный дворец Нарам-Суэна, нижняя южная часть.Аккад: Арихитектура

Слайд 22 Фасад дворца Нарамсина в Эшнунне. Реконструкция.

Аккад: Архитектура

Фасад дворца Нарамсина в Эшнунне. Реконструкция.Аккад: Архитектура

Слайд 23 Руины Эшнунна.
Аккад: Архитектура

Руины Эшнунна.Аккад: Архитектура

Слайд 24 До наших дней уцелело очень мало образцов аккадской

До наших дней уцелело очень мало образцов аккадской скульптуры. Самые известные

скульптуры. Самые известные — это бронзовая голова аккадского правителя,

статуя
и чёрный обелиск Маништушу.

Аккад: Скульптура


Слайд 25 Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена

Глиптика Древней Месопотамии традиционно почти всегда была представлена цилиндрическими печатями. Они

цилиндрическими печатями. Они изготовлялись из цветных полудрагоценных камней, а

их оттиски передавали различные мифологические сцены.

Аккад: Глиптика


Слайд 26
Значительных успехов аккадские
мастера достигли в изготовлении
рельефов.

Значительных успехов аккадские мастера достигли в изготовлении рельефов. Самые яркие памятники

Самые яркие памятники
— каменные стелы царей Римуша
и

Нарам-Суэна.

Аккад: Рельефы


Слайд 27 Аккадское государство было двуязычным: и шумерский, и аккадский

Аккадское государство было двуязычным: и шумерский, и аккадский языки имели важное

языки имели важное значение.
Шумерский имел значение как язык

богослужений, литературы и храмового учёта.
Аккадский был распространён в форме староаккадского диалекта и применялся, главным образом, в канцелярии.

Аккад: Язык и письменность


Слайд 28
Самые известные
произведения назывались
«гимнами к богине Инанне».

Самые известные произведения назывались «гимнами к богине Инанне». Они использовались в


Они использовались в школах
для переписывания,
что свидетельствует об

их
популярности.

Аккад: Литература


Слайд 29 Эн-хеду-Ана— аккадская принцесса и
верховная жрица лунного бога

Эн-хеду-Ана— аккадская принцесса и верховная жрица лунного бога Нанна в Уре.

Нанна
в Уре. Самый ранний автор,
известный по имени,

поскольку
её неозаглавленные религиозные
сочинения, обычно называемые «Гимны к Инанне» являются одним из древнейших примеров литературы в письменной истории.

Аккад: Литература


Слайд 30 Полупрозрачный алебастровый
диск с изображением на нем
жрицы,

Полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нем жрицы, совершающей обряд ритуального

совершающей обряд
ритуального возлияния.
На обратной стороне диска
сохранилась

клинописная
надпись: «…супруга Нанны дочь Саргона»

Аккад: Литература


Слайд 31 У́р (шум. Urim) (шумер. — Урим) — один

У́р (шум. Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских

из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья IV в.

до н. э.
“Ур халдеев” Библии, погребенный под холмом Мукаяр, и назван родиной Авраама.

Ур


Слайд 32
Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) — наиболее

Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) — наиболее сохранившийся храмовый комплекс

сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке

до н. э. (около 2047 до н. э.) в городе Уре местными царями Ур-Намму и Шульги, как и святилище Экишнугаль, в честь лунного божества Нанна.

Ур: Архитектура


Слайд 33
Зиккурат В Уре был
призван служить не
только храмом,

Зиккурат В Уре был призван служить нетолько храмом, но и общественным


но и общественным
учреждением, архивом
и царским дворцом.

Ур:

Архитектура

Слайд 34
Известны декоративные панели, обнаруженные раскопках при города Ур.

Известны декоративные панели, обнаруженные раскопках при города Ур. На панели с


На панели с изображением войны показана приграничная стычка с

участием шумерского войска.
На другой панели изображена сцена пиршества. Пирующих увеселяют игрой на арфе.

Ур: Декоративное искусство


Слайд 35 Ур: Декоративное искусство

Фреска «Война»

Ур: Декоративное искусствоФреска «Война»

Слайд 36 Фреска «Мир»
Ур: Декоративное искусство

Фреска «Мир»Ур: Декоративное искусство

Слайд 37 Урские арфы — древнейшие
струнные инструменты,
известные исторической

Урские арфы — древнейшие струнные инструменты, известные исторической науке. Фрагменты трёх


науке. Фрагменты трёх лир
и одной арфы были
обнаружены

при раскопках
в Уре.

Ур: Музыка


Слайд 38 Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на

Вавилония, или Вавилонское царство — древнее царство на юге Междуречья (территория

юге
Междуречья (территория
современного Ирака),
возникшее в начале
II

тысячелетия до н. э.
и утратившее независимость
в 539 году до н. э.

Вавилония


Слайд 39
Столица Вавилонии –
Вавилон
(аккадское бабилу,
что означает

Столица Вавилонии – Вавилон (аккадское бабилу, что означает “врата бога”)Вавилония: Вавилон

“врата бога”)
Вавилония: Вавилон


Слайд 40 Представление древних
вавилонян о мироздании,
положенное в основу

Представление древних вавилонян о мироздании, положенное в основу плана Вавилона.Вавилон: Архитектура

плана
Вавилона.

Вавилон: Архитектура


Слайд 41 Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую
20 км2

Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км.Вавилон: Архитектура

и
внешними
крепостными
стенами
протяженностью
18 км.
Вавилон: Архитектура


Слайд 42 Вавилон, План города
1-дорога Процессий
2-мост через Евфрат
3-летний дворец
4-северный

Вавилон, План города1-дорога Процессий2-мост через Евфрат3-летний дворец 4-северный дворец 5-южныи дворец 6-форт; 7-зиккурат; 8-храм МардукаВавилон: Архитектура

дворец
5-южныи дворец
6-форт;
7-зиккурат;
8-храм Мардука
Вавилон: Архитектура


Слайд 43 Вавилон, вид главных городских ворот Иштар и дороги

Вавилон, вид главных городских ворот Иштар и дороги Процессий. Реконструкция.Вавилон: Архитектура

Процессий. Реконструкция.

Вавилон: Архитектура


Слайд 44
Вид Вавилона с севера.
Вавилон: Архитектура

Вид Вавилона с севера.Вавилон: Архитектура

Слайд 45
Ворота богини Иштар.
VII-VI вв. до н.э.
Реконструкция.

Ворота богини Иштар. VII-VI вв. до н.э. Реконструкция. Ирак, Вавилон. Внешний вид.Вавилон: Архитекутра


Ирак, Вавилон.
Внешний вид.
Вавилон: Архитекутра


Слайд 46 В центре города располагался священный участок Эсагила, где

В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука

находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки, главным зданием Вавилона

считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли».

Вавилон: Архитектура


Слайд 47 Поэма об Атрахасисе,
герое одного из первых
в

Поэма об Атрахасисе, герое одного из первых в мире эпосов, записана

мире эпосов,
записана клинописью
на глиняной табличке
повествующая о

сотворении
человека и всемирном
потопе.

Вавилон: Литература


Слайд 48 Культовый космогонический эпос "Энума элиш" ("Когда вверху…").

Вавилон: Литература

Культовый космогонический эпос

Слайд 49 Из текстов «непрагматического»
характера ранее всего стали
фиксироваться

Из текстов «непрагматического» характера ранее всего стали фиксироваться образцы житейской мудрости

образцы житейской
мудрости – пословицы и афоризмы.
Таблички с

древнейшим вариантом
Поучения Шуруппака.

Вавилон: Литература


Слайд 50 Писцы не только
переписывали старые,
но и сочиняли

Писцы не только переписывали старые, но и сочиняли новые нравоучительные тексты.

новые
нравоучительные тексты.
Возник жанр литературы,
как диалог-спор.
Ранние

сочинения этого жанра
(Зима и лето, Пальма и
тамариск, Плуг и мотыга)
представляли собой
в основном состязания в
самовосхвалении.

Вавилон: Литература


Слайд 51 В более поздних поэмах-
диалогах
(Вавилонская теодицея,
Разговор господина

В более поздних поэмах-диалогах (Вавилонская теодицея, Разговор господина с рабом) содержались

с
рабом) содержались
мотивы, ставшие
предвосхищением
библейских Книги Иова


и Екклесиаста.

Вавилон: Литература


Слайд 52 Как дидактическое можно рассматривать сочинение «Писец и его

Как дидактическое можно рассматривать сочинение «Писец и его непутевый Сын», об

непутевый
Сын», об ученике и его
учителе, дающий
представление

о нравах.

Вавилон: Литература


Слайд 53 Интересна также сказка «Ниппурский бедняк» о проделках хитреца,

Интересна также сказка «Ниппурский бедняк» о проделках хитреца, который смог отомстить своему могущественному обидчику.Вавилон: Литература

который смог отомстить своему могущественному обидчику.

Вавилон: Литература


Слайд 54
На этой табличке
можно увидеть ноты
древних шумеров.
Современная запись
той

На этой табличке можно увидеть нотыдревних шумеров.Современная записьтой же мелодии приводится ниже.Вавилон: Музыка

же мелодии
приводится ниже.

Вавилон: Музыка


Слайд 55
Симфо́ния— древний духовой
музыкальный инструмент,
времён Вавилонского царства

Симфо́ния— древний духовой музыкальный инструмент, времён Вавилонского царства при царе Навуходоносоре.


при царе Навуходоносоре.
На сегодняшний день считается
разновидностью волынки.
Вавилон:

Музыка

Слайд 56 От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII

От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э.,

столетия до н.э., которые воспроизводят религиозные,
мифологические, а также


военные темы.

Вавилон: Живопись


Слайд 57 Декоративным целям
служили,
также и небольшие
терракотовые пластинки,

Декоративным целям служили, также и небольшие терракотовые пластинки, украшенные рельефными изображениями.


украшенные рельефными
изображениями.
На одной из них довольно
натурально

представлен
полунагой слуга, ведущий
на привязи большую собаку.

Вавилон: Живопись


Слайд 58 Вавилонские математические
тексты носят преимущественно
учебный характер. Из

Вавилонские математические тексты носят преимущественно учебный характер. Из них видно, что

них видно,
что вавилонская расчётная техника
была намного совершеннее

египетской,
а круг решаемых задач существенно шире.
Как и в египетских текстах, излагается только алгоритм решения (на конкретных примерах), без комментариев и доказательств

Вавилон: Математика


Слайд 59 Жрецы Двуречья к середине
I тысячелетия до нашей

Жрецы Двуречья к середине I тысячелетия до нашей эры уже свели

эры
уже свели традиционную,
чисто наблюдательную
астрономию глубокой
первобытности

к весьма
скромной роли.
Наблюдения вавилонских
жрецов восходят ко времени, отстоющему от нашего на 31 тысячу лет.

Вавилон: Астрономия


Слайд 60 Основная одежда вавилонян - рубашка с рукавами и

Основная одежда вавилонян - рубашка с рукавами и плащ из шкур.

плащ из шкур. Женская рубашка, облегавшая фигуру до бедер,

отличалась
пышными вверху и
узкими внизу
рукавами.
Ее поверхность
покрывалась
ромбовидными кусками.

Вавилон: Костюм


Слайд 61 Вавилонская башня
Согласно преданию, после
Всемирного потопа
человечество было
представлено

Вавилонская башняСогласно преданию, послеВсемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим

одним
народом, говорившим на
одном языке. С востока
люди

пришли на землю Сеннаар, где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».

Мифы о Вавилоне


Слайд 62 Строительство башни было
прервано Богом, который
создал новые

Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных

языки для
разных людей, из-за чего
они перестали понимать


друг друга, не могли
продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Мифы о Вавилоне


Слайд 63 Вавилонская блудница
Первоисточником образа
Вавилонской блудницы является
Откровение Иоанна.
Явившийся

Вавилонская блудницаПервоисточником образа Вавилонской блудницы являетсяОткровение Иоанна. Явившийся Иоанну Богослову ангел

Иоанну Богослову
ангел предлагает ему увидеть «суд над великою

блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр.17:1-2).

Мифы о Вавилоне


Слайд 64 В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна,

В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, могут выступать:жрицы малоазийских

могут выступать:
жрицы малоазийских храмов
императрица Мессалина, третья
жена императора Клавдия, внучатая
племянница

императора Августа.
Её распутство описано Тацитом и
Светонием.

Мифы о Вавилоне


Слайд 65 Висячие сады Амитис созданы в честь жены вавилонского

Висячие сады Амитис созданы в честь жены вавилонского царя Навуходоносора II.Предположительно

царя Навуходоносора II.
Предположительно располагались возле
современного
города Хилла.

Вавилон: Сады

Семирамиды

Слайд 66 Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали

Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом,

ухаживать за садом, затем мощные наводнения
разрушили
фундамент колонн,


и все сооружение
рухнуло.

Вавилон: Сады Семирамиды


Слайд 67 Хаммурапи (букв. «Старший
родич — целитель»)- царь
Вавилона,

Хаммурапи (букв. «Старший родич — целитель»)- царь Вавилона, правил приблизительно в

правил приблизительно
в 1793 до н. э. — 1750

до н. э.,
из I Вавилонской династии.

Законы Хаммурапи


Слайд 68 Свод законов Хаммурапи один из
древнейших законодательных
памятников.

Свод законов Хаммурапи один из древнейших законодательных памятников. Сохранился в виде

Сохранился в виде
клинописной надписи на чёрной
диоритовой стеле.


Современные
издатели делят свод на 282 статьи .

Законы Хаммурапи


Слайд 69 Асси́рия — (аккадский: Aššur, араб. أشور‎‎ Aššûr, ивр.

Асси́рия — (аккадский: Aššur, араб. أشور‎‎ Aššûr, ивр. אַשּׁוּר‎ Aššûr, арам.

אַשּׁוּר‎ Aššûr, арам. ܐܫܘܪ Ašur, арам. ܐܬܘܪ Atur ассир.:

Атур) — древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака).

Ассирия


Слайд 70 Ассирия

Ассирия

Слайд 71 Характерный пример дворцового строительства Ассирии
представляет
Дур-Шаррукин

Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденцийассирийских

одна из
резиденций
ассирийских
царей, предпочитавщих в целях безопасности строить

себе изолированные от города цитадели.

Ассирия: Архитектура


Слайд 72 Столицей Ассирии становится
Ниневия, но судить о ее

Столицей Ассирии становится Ниневия, но судить о ее планировке невозможно, по-скольку


планировке невозможно,
по-скольку в 612 г. до н.э. она


была стерта с лица земли
царем Набопаласаром
из Вавилона.

Ассирия: Архитектура


Слайд 73 Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, украшенный

Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, украшенный сценами львинной охоты.Ассирия: Архитектура

сценами львинной охоты.
Ассирия: Архитектура


Слайд 74 Живопись Ассирии представлена фрагментами фресок из дворца

Живопись Ассирии представлена фрагментами фресок из дворца IX-VIII вв. до

IX-VIII вв. до н. э. в Тиль-Барсибе.

«Два ассирийских
сановника»

Ассирия: Живопись


Слайд 75

«Охота на льва»
Ассирия: Живопись

«Охота на льва»Ассирия: Живопись

Слайд 76 К ассирийской литература следует отнести известную арамейскую повесть

К ассирийской литература следует отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре,

о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас

в копии V в. до н.э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей
Синаххериба и Асархаддона.

Ассирия: Литература


Слайд 77 Справа: Ламассу. Ассирия, VIII в. до н.э.
Снизу: Крылатый

Справа: Ламассу. Ассирия, VIII в. до н.э.Снизу: Крылатый гений. Ассирия, VIII в. до н.э. Ассирия: Скульптура

гений.
Ассирия, VIII в. до н.э.
Ассирия: Скульптура


Слайд 78 В Ассирии развивалось искусство глиптики (цилиндрические печати со

В Ассирии развивалось искусство глиптики (цилиндрические печати со сценами охоты, мифологическими

сценами охоты, мифологическими и геральдическими композициями), художественное
ткачество, резьба

по кости и дереву,
обработка металла.

Ассирия: Прикладное искусство


Слайд 79 Ассирийские орнаменты

Ассирия: Прикладное искусство

Ассирийские орнаментыАссирия: Прикладное искусство

Слайд 80 Основной мужской одеждой
была канди - рубашка-юбка
из

Основной мужской одеждой была канди - рубашка-юбка из шерсти, хлопка или

шерсти, хлопка или льна,
с короткими рукавами.
Канди носили

мужчины всех
сословий.

Ассирия: Костюм


Слайд 81 Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его

Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда.Придворные украшали канди

одежда.
Придворные украшали канди
пурпурной бахромой и носили ее
без

пояса. Только приближенные
царя имели перевязь, обшитую
бахромой, которую повязывали
крестообразно или надевали через
одно плечо.

Ассирия: Костюм


Слайд 82 Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой

Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой кожи. К этим

кожи. К этим задникам крепились ремни,
которыми обувь
подвязывалась

к
ноге. Царь и знать
носили сандалии с
закрытыми
задниками.

Ассирия: Костюм


Слайд 83 Только царь имел право носить
несколько одежд. Поверх

Только царь имел право носить несколько одежд. Поверх длинного канди из

длинного
канди из белой тонкой ткани,
изготовленной из шерсти

белых
ягнят особой породы, надевался
узкий, не сшитый с боков пурпурный
плащ, или конас. Спереди внизу
конас был закруглен, сзади прямой, по краям обшит широкой золотой бахромой.

Ассирия: Костюм


Слайд 84 Головной убор ассирийских царей из
белого тонкого войлока

Головной убор ассирийских царей из белого тонкого войлока — кидарис —

— кидарис —
украшали золотые розетки
в виде солнца.

Ассирия:

Костюм

Слайд 85 Для женской одежды
использовались
более тонкие и легкие ткани.

Для женской одежды использовалисьболее тонкие и легкие ткани. Их костюм почти не отличалсяот мужского. Ассирия: Костюм


Их костюм почти
не отличался
от мужского.

Ассирия: Костюм


Слайд 86 Пищу готовили в
специальных печах –
танурах.
Танӯр - печь

Пищу готовили в специальных печах –танурах.Танӯр - печь для выпечки лепёшек.Кухня Месопотамии

для
выпечки лепёшек.



Кухня Месопотамии


Слайд 87 Главными блюдами на его столе были хлеб, каша

Главными блюдами на его столе были хлеб, каша и рыба.Каши готовили

и рыба.
Каши готовили из того же ячменя, пшена, а

также из бобов и чечевицы.


Кухня Месопотамии


Слайд 88 Хлебные лепёшки из ячменя и пшеницы пекли в

Хлебные лепёшки из ячменя и пшеницы пекли в небольших глиняных печах

небольших глиняных печах цилиндрической формы.
Из овощей на стол чаще

всего
подавались огурцы, репа и
тыква, а также дыня и арбуз.


Кухня Месопотамии


Слайд 89 Основным хлебным продуктом был лаваш.
Название “лаваш”,
в основе

Основным хлебным продуктом был лаваш.Название “лаваш”, в основе которого корень “луаш”

которого
корень “луаш”
(месить, замешивать),
отсюда “замес” “луйаша”
и

тесто “леша” —
ассирийского
происхождения.

Кухня Месопотамии


Слайд 90 Чаще употребляли мясо
домашней птицы или
диких животных,

Чаще употребляли мясо домашней птицы или диких животных, добытых охотниками. Молоко,

добытых
охотниками. Молоко, сыр и
простоквашу ели скорее по


праздникам.

Кухня Месопотамии


Слайд 91 Пищу обильно сдабривали маслом и пряностями. На десерт

Пищу обильно сдабривали маслом и пряностями. На десерт подавали орехи, мёд,

подавали орехи, мёд, финики, гранаты, инжир, виноград, сладкие пироги.




Кухня Месопотамии


Слайд 92 Пиво, а также похожий на него хмельной напиток

Пиво, а также похожий на него хмельной напиток сикеру потребляли постоянно

сикеру потребляли
постоянно и в больших
количествах – в

отличие
от дорогого привозного
вина.
Делали пиво также
из хлеба и винограда.

Кухня Месопотамии


Слайд 93 Кухня Месопотамии
Чай и кофе — это постоянные и

Кухня МесопотамииЧай и кофе — это постоянные и любимые напитки ассирийцев.

любимые напитки ассирийцев. Их пьют помногу, охотно и с

удовольствием.

Слайд 94 Религиозные представления
жителей Древнего Двуречья
являли собой довольно
сложную,

Религиозные представленияжителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований

многослойную
систему верований и культов.
Это было связано с
наличием

большого
количества самостоятельных
религиозных центров, каждый из которых был посвящен
своему местному божеству или нескольким божествам.

Религия Месопотамии


Слайд 95 Наиболее ранним единым
пантеоном богов следует
считать шумерский.

Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. Главными в нем были: Бог неба Ану Религия Месопотамии


Главными в нем были:
Бог неба Ану



Религия

Месопотамии

Слайд 96 богиня земли Ки


Религия Месопотамии

богиня земли Ки Религия Месопотамии

Слайд 97 а также их сыновья:
бог воздуха  Энлиль и
бог

а также их сыновья: бог воздуха  Энлиль и бог воды Эа, создавший первых людей.Религия Месопотамии

воды Эа, создавший
первых людей.


Религия Месопотамии


Слайд 98 Во II тысячелетии до Р. Х. начался расцвет

Во II тысячелетии до Р. Х. начался расцвет так называемого Второго, или Главного Пантеона.Религия Месопотамии

так называемого Второго, или Главного Пантеона.

Религия Месопотамии


Слайд 99 Религия Месопотамии
На место верховного бога
месопотамского пантеона
выдвинулся

Религия МесопотамииНа место верховного бога месопотамского пантеона выдвинулся бог-покровитель Вавилона Мардук.

бог-покровитель
Вавилона Мардук.


Слайд 100 Шамаш(шумерский Уту) бог Солнца.
Шамаш занимал исключительное
положение. Он

Шамаш(шумерский Уту) бог Солнца. Шамаш занимал исключительное положение. Он был не только

был не только богом
Солнца, но и верховным судьей


Земным и небесным, заботился
о бедных и обиженных и
Предсказывал будущее, наставляя и
защищая человечество

Религия Месопотамии


Слайд 101 Син (шумерский Нанна)
бог Луны.
Религия Месопотамии

Син (шумерский Нанна) бог Луны.Религия Месопотамии

Слайд 102 Самым почитаемым и
любимым божеством народов
Месопотамии была Иштар,

Самым почитаемым и любимым божеством народов Месопотамии была Иштар, богиня любви, плодородия,


богиня любви, плодородия,
вечерней звезды и смерти,
дочь бога

Ану или бога Сина.
Шумеры называли ее Инанна.

Религия Месопотамии


Слайд 103 Особая роль среди месопотамских
божеств принадлежит Ду'узу
(Таммузу). Таммуз

Особая роль среди месопотамских божеств принадлежит Ду'узу (Таммузу). Таммуз был богом весеннего

был богом
весеннего солнца, ежегодно
теряющего свою силу от

действия
враждебных ему сил, и богом
весенней растительности,которая,
после полного развития своей
нежной, свежей красоты в его
месяце Таммузе, умирает от
действия летнего зноя.

Религия Месопотамии


Слайд 104 Мифология. Жрецы Междуречья
разработали сложную схему
устройства мира.

Мифология. Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям,

Согласно их
представлениям, Ану создал 
ануннаков (подземных духов),
злаки, скот. Боги

ели, пили, но
Не могли насытиться. Тогда Эа
посоветовал Энлилю создать
людей, которые приносили бы
богам жертвы.

Религия Месопотамии


Слайд 105 Вера в загробную жизнь не получила в
Междуречье

Вера в загробную жизнь не получила в Междуречье распространения. В вавилонской

распространения.
В вавилонской литературе мы
неоднократно встречаемся с мифами,


легендами и даже эпосом, в которых
основной идеей является идея поисков
бессмертия, вечной жизни (например,
Эпос о Гильгамеше).

Религия Месопотамии


Слайд 106 Культовая практика месопотамской
религии сводилась главным образом к

Культовая практика месопотамской религии сводилась главным образом к обслуживанию идола и


обслуживанию идола и храма.
Жрецы регулярно приносили жертвы
богу

и воспевали его в гимнах. 

Религия Месопотамии


Слайд 107 Практически каждое
божество имело свой
собственный праздник,
который

Практически каждое божество имело свой собственный праздник, который праздновался в городе,

праздновался в
городе, бывшем центром
почитания этого
божества. 
Религия Месопотамии


Слайд 108 Жрец должен был обладать высоким ростом,
представительной внешностью

Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью и здоровыми зубами(для

и здоровыми зубами
(для четкого произнесения священных формул).
Позднее появились разные

категории жрецов.

Религия Месопотамии


Слайд 109 Божества женского рода
обслуживались жрицами.
Это были т.

Божества женского рода обслуживались жрицами. Это были т. н.

н. "святые девы" –
затворницы, посвятившие
себя божеству и

"священные
блудницы", отдававшие доход
от проституции храму.

Религия Месопотамии


Слайд 110 Ландсбергер Бенно
(1890-1968)

Крупнейший
ассириолог-лексикограф,
религиовед, первый
исследователь категорий
шумерской

Ландсбергер Бенно(1890-1968)Крупнейший ассириолог-лексикограф, религиовед, первый исследователь категорий шумерской религии.ГерманияИсследователи Месопотамии

религии.

Германия
Исследователи Месопотамии


Слайд 111 Ленорман Франсуа
(1837-1883)

Автор первой грамматики
шумерского языка и первой

Ленорман Франсуа(1837-1883)Автор первой грамматики шумерского языка и первой истории Древнего Востока.ФранцияИсследователи Месопотамии


истории Древнего Востока.

Франция
Исследователи Месопотамии


Слайд 112 Крамер Сэмюел Ной
(1897-1990)

Первый исследователь
шумерской словесности и
мифологии.

США
Исследователи

Крамер Сэмюел Ной(1897-1990)Первый исследователь шумерской словесности и мифологии.СШАИсследователи Месопотамии

Месопотамии


Слайд 113 Опперт Юлиус
(1825-1905)

Ассириолог.
Открыл шумеров (1869).

Германия, Франция
Исследователи Месопотамии

Опперт Юлиус(1825-1905)Ассириолог. Открыл шумеров (1869).Германия, ФранцияИсследователи Месопотамии

Слайд 114
Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов,

Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население.

составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в

основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.

Заключение


Слайд 115 Ладынин И. А. Древний Восток. — М.: Дрофа,

Ладынин И. А. Древний Восток. — М.: Дрофа, 2009Ллойд С. Археология

2009
Ллойд С. Археология Месопотамии. — М.: Наука, 1984
Оппенхейм А.

Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. — М.: Наука, 1990
Бертман С. Месопотамия: Энциклопедический справочник. — М.: Вече, 2007
Дьяконов И. М. Люди города Ура. — М.: Наука, 1990
Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. — Смоленск: Русич, 2001
Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. — М.: Центрполиграф, 2004
http://www.louvre.fr/ - официальный сайт Лувра
http://www.britishmuseum.org/ - официальный сайт Британского музея
http://www.hermitagemuseum.org – официальный сайт Эрмитажа
http://www.metmuseum.org/ - официальный сайт музея Метрополитен Нью-Йорк
http://mesopotamia.nm.ru – сайт о Древней Месопотамии




Источники


  • Имя файла: kultury-drevney-mesopotamii.pptx
  • Количество просмотров: 139
  • Количество скачиваний: 2