Слайд 3
Платон (427-347 до н.э.)
Платон – ученик Сократа. Знать
– значит иметь ясное понятие о вещи.
В чувственном восприятии
нет истины. Истина познается только разумом.
Значит, истина принадлежит миру, отличному от материального – миру идей (или умопостигаемому миру).
В каждом предмете есть умопостигаемая сущность (идея) – именно ее и можно познать. Знание о чувственном – невозможно.
Слайд 4
Платон (427-347 до н.э.)
Идея – это сущность вещи,
ее бытие, ее идеал, а также истинное понятие о
ней.
Материя – это небытие (она текуча и неуловима разумом), источник изменчивости и несовершенства.
Все вещи причастны своим идеям, идеи причастны бытию, бытие – причастно благу. Идея Блага – высшая из всех идей. (Миф о пещере)
Слайд 5
Платон (427-347 до н.э.)
Знание – это припоминание бессмертной
души (душа проста и самодвижна – значит, бессмертна –
4 доказательства)
В душе есть три начала: разумное, волевое (яростное) и чувственное (вожделеющее). (Миф о колеснице).
Отсюда есть четыре познавательных способности: рассудок и разум (интеллектуальные способности), вера и уподобление (чувственные способности).
Слайд 6
Платон (427-347 до н.э.)
Идеальное государство – увеличенная картина
души.
Три рода людей – три класса в государстве.
Управлять должны
те, кому дорога истина, т.е. философы. Принцип управления – подчинение частного – общему.
Диалектика форм неидеального государства: тимократия – олигархия – демократия – тирания. «До тех пор, пока философы не начнут управлять, а государи – философствовать – не жди конца злу»
Слайд 7
Платон (427-347 до н.э.)
Космология (диалог «Тимей»):
Бог-демиург приводит все
из беспорядка в порядок согласно вечному образцу (идеям) и
идее блага.
Вначале творится мировая душа, без нее мир был бы несовершенен и неподвижен. Космос помещается внутри нее и получается «вечнодвижущийся живой мир», для которого творится «движущееся подобие вечности», т.е. время.
Телесный космос состоит из 4-х стихий. Атомы каждой из стихий – есть геометрические фигуры (гексаэдры, тетраэдры и т.д.) – пифагореизм.
Слайд 8
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Слайд 9
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Ученик Платона и
критик его философии.
Основные сочинения: «Органон», «Категории», «Физика», «Метафизика», «О
душе», «Никомахова этика» и др.
Классификация наук: практические (этика, экономика, политика), творческие (инженерное, врачебное или др. искусства), теоретические (метафизика – первая философия, физика – вторая философия, математика). Логика –всеобщий органон наук.
Слайд 10
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Теория
- созерцание
Теоретическое знание наиболее ценно, так как существует ради
себя самого, т.е. свободно «И так же как свободным называем такого человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя».
Слайд 11
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Всякое познание начинается
с единичного, но восходит к общему.
Если есть только единичные
вещи, то нет ничего, что постигалось бы умом.
Если умопостигаемое знание существует, должен быть и его предмет. Предмет всякой науки: общие, вечные сущности.
Но они не могут существовать самостоятельно, отдельно от предметов.
Слайд 12
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Критика теории идей
Платона:
Бесполезное удвоение мира
Неясность положения «быть причастным идее»
Парадоксы теории идей
(«третий человек», идея движения и т.п.)
Слайд 13
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Четыре причины бытия:
Материальная
Формальная
(сущностная)
Движущая
Целевая (то, ради чего).
Слайд 14
Materia prima – совершенно лишена формы, совершенно пассивна.
«Материя
же сама по себе не познается», поэтому близка к
небытию.
Однако, также, как и идея (форма) познается только разумом.
При этом и материя и форма – вечны («невозникшие»).
Слайд 15
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Материя не может
быть сущностью вещи, т.к. она непознаваема.
Общие категории (род вещи)
познаваемы, но не существуют самостоятельно, вне вещей.
Сущность вещи – это ее форма, или вид, но вид тоже не существует самостоятельно.
Есть два вида сущностей: первые – индивидуальные предметы (этот человек, эта лошадь), вторые – роды и виды (т.е. идеи вещей). Быть конкретным предметом – значит быть причастным своему роду или виду.
Слайд 16
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
«Сути бытия нет
у того, что не есть вид рода».
Познать сущность вещи
– значит дать ей родо-видовое определение.
Например: береза – вид дерева, человек – вид живого существа, стол – вид мебели и т.д.
Слайд 17
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Диалектика бытия и
небытия: Две важнейшие категории: возможность и действительность (потенциальность и
актуальность, «динамис» и «энергия»).
Материя – бытие в только возможности. Форма – актуальное бытие. «Энтелехия» – осуществившаяся форма.
Переход из возможности в действительность возможен благодаря движущей причине ( то есть какой-то уже осуществившейся форме). Движение возможно лишь в результате приложения силы.
Слайд 18
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Цепочка причин движения
не может уходить в бесконечность, т.к. бесконечности не существует
актуально, есть только потенциальная бесконечность.
Движущая причина всего мира – форма всех форм, вечный двигатель, чистый Ум, или Бог. «Он движет, не будучи приведен в движение. Он движет как предмет желания и мысли»
Слайд 19
Аристотель. Физика.
Вселенная неоднородна, иерархична («надлунный» и «подлунный» мир,
небесные сферы состоят из «пятого элемента» - эфира)
Теория «естественных
мест».
Космос конечен, Земля – в центре космоса.
Картина вселенной – качественна, а не количественна.
Движение возможно лишь в результате приложения силы
Слайд 20
Аристотель. Учение о душе
Душа – это форма тела,
т.е. сущность человека.
Три вида души: растительная, животная, разумная.
Только ум
– бессмертен.
Слайд 21
Аристотель. Этика.
Два вида добродетели: этические и дианоэтические
Этические –
результат воспитания. Главное – середина во всем.
Дианоэтические – добродетели
разумной части души: мудрость, способность к созерцанию («теории»).
«Насколько распространяется созерцание, настолько и счастье. И в ком больше способности созерцать, в том больше способности быть счастливым»
Слайд 22
Эпикур (342 – 271 до н.э.)
«Не надо бояться
богов.
Не надо бояться смерти.
Можно переносить страдания.
Можно достичь счастья».
Девиз: «Живи
незаметно!»
Слайд 23
Эпикур (342 – 271 до н.э.)
Вечность материи, состоящей
из атомов.
Возможность случайностей, как результат отклонения атомов от своей
траектории.
Цель жизни – познание. Только познав законы природы, можно встать на путь счастья, т.е. избавиться от страха перед богами и перед смертью.
Атараксия – невозмутимость, душевный покой, избавление от тревог.
Средство к этому: умеренность в отношении удовольствий, умение обходиться самым простым.