Слайд 2
«Изначально образ архитектуры цирка в Астане был выбран
летающей тарелкой – кораблем пришельцев из космоса», - говорит
автор проекта Абильда Толеген
Слайд 3
АРХИТЕКТОР АБИЛЬДА ТОЛЕГЕН «ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»
Архитектура столичного цирка не многословна,
она точь в точь известный всему миру сверкающий серебристый
с окнами иллюминаторами космический корабль инопланетян, по-другому его никто и не представляет. Здание цирка построено по проспекту Кабанбай батыра 5, в секторе пересечения с улицей Когалжынтас и является одной из уникальных достопримечательностей Астаны. Здание цирка состоит в комплексе с 4-х этажной гостиницейна 113 мест, административно-хозяйственным блоком, в котором размещены администрация цирка, артистические уборные, тренировочный манеж, вольер для животных, мастерские и другие подсобно-вспомогательные помещения.
Слайд 4
«ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»
Примыкание двух объемов «тарелки» и гостиницы могло
зрительно уничтожить летящий эффект круглого диска, где расположились зрительный
зал с ареной, но автор предусмотрел и художественно отделил архитектуру «космического корабля» от остальных его частей здания. Архитектура «тарелки» - это сверкающий металлический диск и воспринимается он самостоятельным объектом, вне связи с остальной частью здания, потому что архитектура примыкающих к «тарелке» частей цирка трактована как привычная традиционная земная архитектура. Контрастное сочетание загадочного идеально - круглого объема с примыкающей знакомой архитектурой трехэтажной ее части - идея проекта - неземного происхождения летательный аппарат замер в знакомой земной окружающей среде.
Слайд 5
«ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»
Особенностью «летающих тарелок» является их способность замирать,
зависать в воздухе, что не могут делать летающие объекты
земного происхождения, поэтому здание цирка очень напоминает НЛО - неопознанный летающий объект, который приземлился в пространстве знакомого города. Зрительное восприятие объема тарелки в ночное и дневное время идеально подчеркивает одна из освещенных поверхностей диска «тарелки», вторая сторона объема «дорисовывается» в воображении, при этом сохраняется эффект оторванности от земли и свободного парения в воздухе. Автор безоговорочно и мастерски приблизился к образу «летающей тарелки», выполнив блестящую металлическую обшивку алюминиевыми листами, что окончательно завершило образ НЛО (алюминиевые листы толщиной в 2мм. продукция австрийского производства фирмы «Алкан»).
Слайд 8
«ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»
Разрез цирка показывает, что конструкция покрытия создает
острый угол металлической консоли в 11,5 метров, металлическая обшивка
по кромке острого угла выполнена в нехарактерной для архитектуры трактовке, которая выполнена без водостоков, без ограничивающих перил, словно это не край кровли. Движущиеся объекты, как автомобиль, самолет не нуждаются в организации сброса атмосферных осадков, где обтекаемые аэродинамические формы говорят сами за себя, вода не удерживаются формой, а движение способствует его сбросу. Чистая форма диска зрительного зала с ареной диаметром в 60 метров и высотой в 26 м. чрезвычайно динамична, а главное при ее габаритах очень легка и невесома. Аэродинамическая форма диска зрительного зала очень подвижна и хорошо воспринимается с движущегося транспорта - создается эффект, словно не вы, а диск облетает вокруг вас.
Слайд 11
АРХИТЕКТОР АБИЛЬДА ТОЛЕГЕН
«ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»
Фонари верхнего освещения цокольного
этажа, установлены строго по кругу на террасе, они как
кристаллы ромбовидного очертания создают эффект лучей прожекторов при приземлении летающего объекта. Круговое расположение фонарей издали воспринимается, как вспенившийся грунт техногенного происхождения, все детали архитектуры и ландшафтного окружения указывает на явления связанное с НЛО.
Образ летающей тарелки в архитектуре оказался не нов, авторами летающих тарелок оказались самые знаменитые архитекторы с мировыми именами, как Оскар Нимейер, Ричард Роджерс, Бернард Чуми, Норман Фостер, так что у Абильды Толегена автора цирка в Астане оказалась хорошая компания коллег-поклонников НЛО.
Слайд 12
Жилой дом Chemosphere Лос-Анджелес
Железобетон, металл и дерево
1960 год американский архитектор Джон Лаутнер. Высота 9м S-200м
Слайд 13
«Chemosphere»
Одноэтажное восьмиугольное здание «Chemosphere» спроектировал американский архитектор Джон Лаутнер.
Оно построено в 1960 году на Голливудских холмах в Лос Анжелесе. Добраться до Chemosphere можно
только пешком или с помощью фуникулера, автомобильная дорога проходит далеко от Chemosphere, у подножья горы. Летающая тарелка опирается на бетонную трубу метровой ширины. В доме есть кухня, гостиная, спальня, ванная и прачечная. Канализационная система проложена внутри бетонной опоры. Такая конструкция стала практическим решением участка, который не годился под строительство традиционного дома, поскольку в этом месте угол естественного откоса достигал 45°. Образ «Chemosphere» достигался устройством тонкой опоры и легкой граненой сферы, возвышающейся над лесными массивами гористой местности Калифорнии.
Слайд 14
Институт научно-технической и эконом. Информации метро «Лыбидская»
Киев 1971 год Архитектор Флориан Юрьев Л.
Новиков Железобетон, металл, стекло
Слайд 15
Выставочный центр, бывшее здание Музея АЗЛК
Железобетон, металл 1975–1978
Юрий Регентов
Слайд 16
Конференц центр «Evoluon» в нидерландском городе Эйндховен Железобетон,металл
1966год Philips
Арх. Луи Кристиан Калф
Слайд 17
Evoluon
В 1966 году в городе Эйндховен(Нидерланды) появилось здание Эволюон (Evoluon)по форменапоминающая
летающую тарелку, построенная к 75-летнему юбилею корпорации Филипс (Philips). Проект
разработал архитектор Луи Кристиан Калф, но первоначально идея принадлежала человеку с фантазией Фрицу Филипсу, главе совета директоров того времени, который набросал эскиз на листочке бумаги. Здание Эволюон диаметром 77 метров вмещает 1200 человек при общей площади 2700кв.м., имеются конференц-зал, музей науки и техники. Конференц-залы носят названия планет и звезд, указывающие на происхождение здания и его связь с космосом. Опорой летающей тарелки является круглое основание диаметром в 30м. состоящее из 12 опор, установленных в центре здания так, что огромная консоль вылета тарелки свободно прорисовывает двояковыпуклую аэродинамичную поверхность, которая словно скользит над зеркалом воды. Очень эффектна картина ночного видас отражением в воде, где очень уместно сравнение его образа с летающей тарелкой. (см. таблицу 1)
Слайд 18
Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия,
Железобетон, металл, стекло1998год Оскар
Нимейер
Высота 16м Диаметр купола 50м Опора диаметр 9м
Слайд 19
1998год Оскар Нимейер
Круглое здание диаметром в 50 м.
на цилиндрической опоре диаметром в 9 метров, построил уже
в конце 20 века, в 1996г. бразильский архитектор Оскар Нимейер. Архитектор с мировым именем экспериментировал в начале 20 века с новым по тем временам материалом железобетоном и добился невозможного - создал легкий парящий эффект здания музея современного искусства в бразильском городе Нитероеиз тяжелого железобетонав образе летающей тарелки, создал его в сотрудничестве с инженером-конструктором Бруно Контарини.
Слайд 20
Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия,
Железобетон, металл, стекло1998год Оскар
Нимейер
Высота 16м Диаметр купола 50м Опора диаметр 9м
Слайд 22
1998год Оскар Нимейер
Музей скорее напоминает блюдце, так как
верхнее покрытие – почти плоский диск, практически, зрительно не
воспринимается, а нижняя конусовидная половина дополнена не иллюминаторами, как положено у НЛО, а выполнено легендарным непрерывным ленточным остеклением – одного из принципов Ле Корбюзье, что выдает приверженность автора к теоретическим доктринам модернизма. Выставочный зал музея вмещает 60 человек. Музей высотой 16 м воспринимается со всех сторон залива, возвышаясь на берегу озера. Легенду рождения образа летающей тарелки в своем воображении Оскар Нимейер выразил шуткой: «Когда-то давно пролетавшая над городом летающая тарелка восхитилась красотами этих мест и решила остаться здесь навсегда и, приземлившись на этом месте, положила начало музею современного искусства». Изумительный ландшафт буквально ожил с этим зданием в форме летающей тарелки, летающее блюдце О. Нимейера приземлилась, бросила круг тени на воде и замерла.
Слайд 23
Стадион «Sapporo Dome» Саппоро, Япония Металл, ЖелезобетонБетон2001г.Арх. ХиросиХара(41580
мест)2009 года реконструкция (53796 мест.)ОбщаяS- 98 000 м²Высота свыше 60м
Слайд 24
Один из крупнейших стадионов Японии «Sapporo Dome» (см. табл.1)
трудно сравнить по масштабам с летающей тарелкой, но супер
технологичный характер архитектуры придает ему фантастический вид похожий на космический корабль пришельцев. Гигантский купол вмещает трибуны на 40 000 зрителей, расположен на открытом участке площадью свыше 30 гектаров, в естественном ландшафте. Сооружение включает четыре надземных и два подземных этажа общей площадью более 98 000 м.
Слайд 25
Гостиница «Тарелка» Домбай, Россия, железобетон,
Стекло1979г.финский архитектор Матти Сууронена
Расположенна
на высоте 2250 метров над уровнем моря,
на склоне горы
Мусса-Ачитара
Слайд 26
Цирк Казань1890 год- дерево1967 Железобетон, металл
1967 годАрх. Г.
М. Пичуев, инж. О. И. Берим и Е. Ю.
Брудный. Высота- 23м Диаметр- 65м
Слайд 27
Станция метро “Горьковская” Сан - Петербург Металл, Железобетон
2009г. Реконструкция
Слайд 28
Дом летающая тарелка, Штат Теннеси, США Железобетон
металл1970гАрхитектор Куртис
Кинг
Слайд 29
Дом-памятник на горе Бузлуджа
железобетон 1980год Мемориальный памятник болгарским
коммунистам
Слайд 30
Ресторан Hesperia Tower в Барселоне Металл, стекло Солнечные панели Richard Rogers Partnership
и Alonso-Balaguer. Купол высота 7м Диаметр 22м Вес 42т Общая
высота 105м
Слайд 31
Richard Rogers
Всемирно известный архитектор Ричард Роджерс является автором космического
ресторана «Evo» в виде стеклянного геодезического купола расположенного на высоте
105 м.на крыше отеля Hesperia Tower в Барселоне. Купол высотой 7 м. имеет диаметр 22 м. и весит 42 тонны,установлен на тонких металлических трубах, представляет собой сетчатую металлическую конструкцию, на которой установлены солнечные панели. Сооружение было полностью построено на земле, а затем поднято на крышу отеля.
Слайд 32
Павильон Mercedes-BenzArena ЭКСПО-2010 в Шанхае,
Железобетон,Металл,Стекло 2010г.
«MANICA arhitectur»ОбщаяS-80 000 м
Слайд 33
Павильон Mercedes-BenzArena ЭКСПО-2010 в Шанхае
Для Всемирной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае, на берегу реки Хуанпу,
был построен комплекс «Shanghai World Expo Performing Arts Center» в виде
летающей тарелки. После окончания мероприятия сооружение стали называть по имени спонсора, компании Mercedes-Benz.Здание площадью 80 000 м² включает залы на 18 000 мест, 82 номера гостиницы, магазины, каток, шести экранный кинотеатр, бары, рестораны, ночные клубы и игровые комнаты. В Mercedes-BenzArena проводятся выставки, концерты и представления.
Слайд 34
Музей и научный центр Universum Bremen Бремен
металл Железобетон,2000г
архитектор
Томас Klumpp Общая S-4000м2
Слайд 35
Bremen Томас Klumpp
Огромный научный центр в виде
летающей тарелкипотерпел кораблекрушение в Бремене, который в результате падения
получил смещение одной сферы относительно другой – художественная концепция образа. Внутри расположен музей науки о человеке, земле и космосе.
Слайд 36
Центр искусства в Корнуэле, Швейцария.
Корпус Карналя Института ЛеРозейЖелезобетон,
Металл,Стекло
2010 Бернар Чуми
Слайд 37
2010 Бернар Чуми
Новый учебный корпус элитной школы-интерната на
берегу Женевского озерастроит известный американский архитектор Бернард Чуми, который
напоминаетгигантскую сверкающую летающую тарелку. Корпус Карналя, назван в честь основателя учебного заведения ЛеРозей, включает в себя помещения для занятий различными искусствами. Этот корпус дополнит существующий ансамбль школы, состоящий из традиционных построек, сгруппированных вокруг главного двора, а новое сооружение замкнет это пространство. Новый корпус в форме летающей тарелки «ЛеРозей»расположен неподалеку от городка Ролль, на берегу Женевского озера.Округлый, приплюснутый объем постройки, напоминающий космический корабль, будет облицован зеркальными панелями из нержавеющей стали. Внутри постройки расположатся концертный зал на 800 мест, театр, конференц-залы, совмещенный с библиотекой учебный центр, классы для занятий музыкой.В этой школе учатся представители королевских семей и династий промышленных магнатов со всего мира, поэтому здесь имеются рестораны, кафе и другие пространства для отдыха и развлечений.
Слайд 38
Сталелитейная мастерская. 2003г
Алматы.
Диаметр 12м.
Железобетон,
металл
2004г
Виктор Ким,
Булат Юмакаев
Слайд 39
Цирк Астана. Железобетон, Металл, стекло 2003г.
архитектор Абильда Толеген
Диаметр 60 м
Слайд 40
Музей космонавтики в городе Хакуи префектуры Исикава Железобетон
металл
Слайд 41
Шанхай Ресторан на крыше бизнес-центра
Железобетон металл 2003г В
старом центре, рядом с пешеходной улицей Нанкинлу.
Слайд 42
Экзотический отель Treehotel, леса Швеции, Железобетон, деревометалл 2010г
Находится на высоте 7 метров Между деревьями D= 8м
Слайд 43
Строящееся здания Apple — Campus 2 Железобетон
металл кампус будет готов к 2015 году Норман Фостер
Слайд 44
АБИЛЬДА ТОЛЕГЕН
«ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»
Автор цирка в Астане просто
благополучно приземлил летающую тарелку, что делает её образ позитивно-реальным.
Архитектурно-планировочная организация цирка в Астане сложилась вследствие специфики происходящих в нем представлений, в центре расположена арена классического образца диаметром в 13 м. стандартная площадь цирковой арены в 670 кв.м., вокруг которой устроен крутой подъем мест, обеспечивающийхорошую видимость посредством подъема на 12см. каждого последующего ряда. Разрез цирка показывает, что конструктивное решение здания цирка достигается устройством металлических ферм с опорным кольцом в центре, где расположены колосниковые устройства для воздушных гимнастов.Характерной особенностью внутренней планировки цирка являются кольцевые коридоры, вдоль которых располагаются входы в партер и амфитеатр. Они разделены на ярусы и закулисную часть.
Слайд 45
АБИЛЬДА ТОЛЕГЕН
«ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА»
Слайд 46
АБИЛЬДА ТОЛЕГЕН
Цирк имеет зрительный зал вместимостью 2000 зрителей,
на нулевуюотметку посетители попадают через 6, сгруппированных по две
широкие двух маршевые лестницы на круглую террасу шириной в 15 м., которая зрительно воспринимается посадочной площадкой «летающей тарелки».Благодаря организации кругового просторного вестибюля вокруг зрительного зала и трехсторонней загрузки, организуется безопасная с высокойпропускной способностью, необходимая в зрелищных зданиях, эвакуация зрителей в экстренных случаях.На отметке -4м. по проекту был запланирован финтес-центр с тренажерными залами, не осуществлённый в виду характерного для Казахстана нецелевого назначения бюджетных средств.
Слайд 47
АБИЛЬДА ТОЛЕГЕН
Особенность планировки цирка это организация деятельности арены,
практически открытой для обозрения со всех сторон, за исключением
одного узкого выхода наподобие тоннеля для артистов и дрессированных животных, где они появляются и исчезают после представления. Современные цирковые шоу включают в свои представления мультимедийные элементы, которые сочетаются со старыми цирковыми жанрами.
Природно-климатические факторы Астаны характеризуются как самые суровые на Земле, где низкие зимние температуры на фоне активной ветровой деятельности, связанные со снежными заносами, с глубиной промерзания грунта до 2,4м. продиктовали свайные железобетонные фундаменты. Здание цирка состоит из трех отдельных павильонов – основного здания цирка - арены с манежем и трибунами решенное в каркасной системе, чашу арены перекрывают рамы, расположенные по кольцу в радиальном направлении, выполненное в стальных конструкциях.