Слайд 2
Каков путь Государства Российского?
Одни отстаивают идею, что Россия
— это деформированная восточными влияниями часть Запада, поэтому она
обречена догонять его и пройдет в своем развитии все или почти все стадии, свойственные европейским странам.
Другие впадают в противоположную крайность, полагая, что Россия — плоть от плоти цивилизаций Востока, где и следует искать родственные ей политические режимы, идеи, союзников, а заимствование западных форм жизни возможно в крайне ограниченных пределах, и после цепи социальных катаклизмов прежние «почвенные» основания неизбежно будут возрождаться.
Наконец, сторонники третьей точки зрения утверждают, что Россия — это не Запад и не Восток, она — Евразия и является цивилизацией особого типа, специфика которой порождена ее своеобразным геополитическим положением и уникальной ролью в отношениях между западными и восточными цивилизациями.
Слайд 3
Экономико-географические особенности
Чрезвычайная пространность территории Государства Российского — это
важнейшая доминанта, прямо или косвенно воздействующая на все стороны
общественной жизни.
Она предопределяет экстенсивный путь развития экономики, этнокультурную чересполосицу, а главное — асинхронность в темпах и уровне развития различных регионов, народов, социальных слоев и т. п.
В таких условиях плавная эволюция чрезвычайно затруднена, и общество прогрессирует импульсивно, посредством циклично повторяющихся революционных скачков, когда за каждый шаг вперед приходится платить огромную социальную цену.
Слайд 4
Географические и, в частности, природно-климатические условия Восточной Европы,
Сибири и Дальнего Востока, последовательно составивших основную территорию России,
также многое предопределили в содержании социальных процессов, разворачивавшихся на ее просторах.
Необъятные лесистые территории и тундра, бесчисленные озера и реки давали возможность по-прежнему заниматься собирательством (охотой, рыболовством), дававшим немалый прибавочный продукт, в частности за счет экспорта. В нашей стране всегда предпочитали вывозить за границу сырье, а готовые изделия импортировать. Таким образом, уже с древности обнаружились экспортный характер значительных секторов отечественной экономики и их «сырьевая» направленность.
Слайд 5
Этнокультурные особенности
В суровых природно-климатических условиях, на равнинах, открытых
для вторжения кочевников, трудно было выжить в одиночку, отдельными
семьями. Поэтому люди привыкли дорожить коллективными формами существования, поддерживая устойчивость общины («жизнь с миром [общиной] и на миру»).
Консервативный по своей сути патриархальный уклад неизбежно отторгал все непривычное, новое, прогрессивное, а потому гибельное для него.
Таким образом закладывалась авторитарная традиция управления общественными делами. Ее корни уходили в глубь патриархальной общинной жизни, а плоды произрастали на древе отечественной государственности.
Слайд 6
Коллектив по необходимости должен был возобладать над личностью,
коллективный интерес — над индивидуальным. И наиболее мощным выразителем
этой общественной потребности стало государство и санкционированное им право.
С момента возникновения Российское государство всегда было многонациональным (полиэтническим): его населяло множество народов с разными культурой, верованиями, психологией, уровнем исторического развития, что, в частности, предопределило длительное сосуществование на территории страны несхожих правовых порядков.
Особую роль играл и играет ныне религиозно-культурный фактор.
Слайд 7
Принятие христианства способствовало культурной консолидации разделенных своеобычными языческими
верованиями восточноевропейских племен.
Однако заимствование христианства в его ортодоксальном
(византийском) варианте имело и негативные последствия: окраинное положение Руси–России по отношению к центрам передовой европейской культуры дополнилось культурно-религиозной обособленностью на грани самоизоляции. То идейное противостояние всему остальному миру, которое отличало Советскую Россию, несколькими веками ранее обнаруживается в истории Московской Руси с ее агрессивным изоляционизмом и мессианскими притязаниями («Москва — Третий Рим»).
Слайд 8
Христианство было распространено «сверху», государством, а не навязано
властям «снизу», как — хотя бы отчасти — случилось
в Римской империи или в варварских королевствах, возникших на ее землях. Поэтому изначально образовался теснейший союз православной церкви и государственной власти — идеологический и организационно-институциональный, в результате чего церковь оказалась инкорпорирована в государственный механизм.
По мере территориального расширения России союз государства с Православной церковью перерос в союз с религией и духовенством вообще, что проявилось, например, в веротерпимости к исламу и другим влиятельным в регионах религиозным верованиям.
Слайд 9
Политические особенности
Изначально Русское государство имело более обширный круг
задач, и нередко они были более сложны, чем на
европейском Западе. Этим вызывалась неизбежная этатизация общественной жизни и, в частности, права. Государство стремилось контролировать все значимые социальные институты и отношения, лишая политической и гражданской автономии остальные элементы общества.
Большие расстояния приводили к географической изолированности локальных общностей населения, а значит, усиливали потребность в межрегиональной координации, которую приходилось осуществлять государству.
Слайд 10
Сцепляя «атомы» замкнутых, бесконечно разнообразных по культуре, религии,
этносу, языку, хозяйственному быту поселений и общин, государственная власть
неизбежно воздвигалась над обществом, нависала над ним в целом и над каждым его членом в отдельности. Пространственная протяженность государства вскармливала авторитарную политическую традицию.
Наше отечество по форме государственного устройства всегда было сложным, а не унитарным. С момента образования в IX в. и до начала XX в. оно являлось империей, т. е. насильственно созданным сложным государством с весьма различной степенью зависимости его составных частей от верховной власти.
Слайд 11
Наше отечество по форме государственного устройства всегда было
сложным, а не унитарным. С момента образования в IX в.
и до начала XX в. оно являлось империей, т. е. насильственно созданным сложным государством с весьма различной степенью зависимости его составных частей от верховной власти.
Многие земли включались в состав Руси–России в результате завоеваний, и только по мере развития общероссийского рынка в государстве установились тесные политические связи. Однако единого государственно-правового статуса у составных частей России никогда не было.
Слайд 12
Правовые особенности
Российское право представляет собой оригинальное явление в
мировой юриспруденции. По мере становления и развития (от древнего
права к феодальному и далее к социалистическому праву) оно приобретало все большее своеобразие.
Однако при всем разнообразии отдельных эпох и конкретно-исторических деталей можно выделить, по крайней мере, три наиболее характерные черты отечественного права, которые прослеживаются на протяжении всей его истории.
Слайд 13
Во-первых, нашему обществу свойственна неразвитость юридических традиций, зачастую
переходящая в откровенный правовой нигилизм населения, в отрицание самой
необходимости и ценности права. Из века в век проявляется в России неуважение к закону и суду, терпимость к произволу и насилию.
Предпосылки правового нигилизма сформировались в период Московского государства, после того как закон выдвигается на ведущую роль среди источников права и оттесняет юридический обычай.
Слайд 14
«Оптимальные» условия для развития правового нигилизма наступают с
начала XVIII столетия, когда нормативно-правовые акты стали ведущим источником права.
Преобразовательная деятельность Петра Великого, чуждая традиционному менталитету большей части русского народа (впрочем, как и деятельность большинства других российских реформаторов), усугубила развитие правового нигилизма в нашем Отечестве.
В советский период правовой нигилизм поддерживался и усугублялся несоответствием между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и правоприменительной практикой.
Слайд 15
Вторая черта — это подчинение права идеологии. Нехватка
права в реальной жизни восполнялась действием других нормативных регуляторов,
среди которых первое место издревле занимала религия. Государственная власть в России насаждала и поддерживала с помощью юридических средств господствующую идеологию, которая, в свою очередь, активно влияла на право. Девять веков преобладания православия и семьдесят лет диктата «марксистско-ленинского» мировоззрения прочно закрепили традицию следовать в правотворчестве идеологическим догмам в ущерб объективной общественной целесообразности.
Слайд 16
Третья черта — смешанный характер отечественной правовой культуры.
Географическое положение Российского государства и сосуществование многоплеменных культур разных
народов способствовали слиянию в ней воедино европейских и азиатских начал. Свойственные цивилизации Запада юридические формы неразрывно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной.
Все это сделало российскую культуру вообще, и ее правовую культуру в частности, чрезмерно восприимчивой к иноземным влияниям, которые не чужеродны ей независимо от того, исходят ли они с Запада или с Востока. Вместе с тем смешанная природа российской правовой системы всегда приводила к ее внутренней напряженности, потенциальной опасности конфликта между ее разнородными элементами.