Слайд 2
Имидж и «лицо издания»
Имидж издания — образ, устойчивое
представление, которое складывается у читателя о его характере, позиции
и взглядах, особенностях содержания, оформления и других его признаках и чертах.
«лицо издания» - совокупность способов организации информации, присущий конкретным газете или журналу: от характеристик текстов издания до их расположения на полосе и графического оформления.
Слайд 3
Что определяет лицо издания?
Особенности задач, характерные качества аудитории,
для которой предназначена газета.
Традиционные для этого издания способы работы,
требования к работе журналистов и их материалам.
Характер редакционного коллектива.
Слайд 4
Принципы моделирования
стабильность основной тематики газеты;
стабильность графических средств оформления
газеты;
отображение в композиции и графике газеты особенностей типа издания,
к которому она принадлежит;
индивидуальность композиции и графики каждой отдельной газеты, что зависит от ее специфики, традиций, эстетичных увлечений дизайнеров и возможностей полиграфической базы.
Слайд 5
Типы моделей
Описательная модель — развернутое описание моделируемого объекта
или процесса, ряд правил, в которых закреплена система композиционных
и графических характеристик газеты.
Графическая модель – чертеж, рисунок, график, схема, на которых показаны основные элементы отображаемого объекта и связи между ними. Представляет собой макет номера.
Физическая модель - копия отображаемого объекта в измененном масштабе, позволяющая воспроизвести все его компоненты - также является системой композиционно-графических характеристик газеты, но закрепленной в графике публикации постоянных разделов, в расписании шрифтов и других графических элементов и комплектов стандартных макетов разных полос, на основе которых осуществляется выпуск газеты. Сравнительно с описательной, физическая модель имеет более жесткую конструкцию. Для ее разработки нужен детальный анализ свойств и закономерностей поведения моделированного объекта.
Слайд 7
Концепция издания
Определяет цели и задачи издания, содержание
его публикаций – главные тематические направления, направленность на определенную
аудиторию.
Слайд 8
Концепция издания
«Ставропольская правда» – газета формата А2, выходящая
пять дней в неделю со вторника по субботу на
4-х полосах, тиражом около 30 000 экз. Читательскую аудиторию прежде всего составляют: правительство края, местные чиновники, сельские и городские жители краевого центра – достаточно образованные обыватели, озабоченные проблемами региона, т.к. край граничит с Чечней, повседневными житейскими проблемами, но в то же время стремящиеся найти свое место в жизни – деловой, политической и т.д. Читатель «СП» – человек, считающий, что не только в Москве делается история, – но без провинциального снобизма и деполитизации. В крае открыто проявляется недовольство тем, что жизнь страны освещается средствами массовой информации лишь из Москвы, к тому же чувствуя усталость от того, что человек постоянно приносится в жертву идее; наконец большинство осознало: политика необходимая, но не главная, тем более не единственная, составляющая человеческого бытия.
Формулу газеты можно определить так: защита человека, личности, экология человека.
– Проблема выживания человека в трудных экономических условиях.
– Свобода человека и его личная ответственность за свободу.
– Обретение личного достоинства.
Исходя из этого, отдается предпочтение хронике событий, репортажу, интервью, ненавязчивому оперативному комментарию (максимальный объем материалов 4-5 страниц; материалы большого объема появляются на газетных полосах только после предварительного обсуждения на планерках, заседаниях редколлегии).
Слайд 9
Модель этапов подготовки и выпуска номера
Имеет форму
сетевого графика. В нем указывают основные параметры хода подготовки
издания – его номеров и комплекта – недельного, месячного и т.д. А именно: дату – число и день публикации материалов номера, их характер – разделы и рубрики, в которых они должны быть помещены, их размещение на его страницах, жанры и объем будущих публикаций, отделы или журналистов, ответственных за их подготовку.
Такой график имеет форму сетки, в заголовке которой обычно указывают даты и дни выхода номеров, а в боковике – тематические рубрики и полосы номера. В квадратах, образуемых сеткой, обозначают отделы редакции (условными индексами), объем материалов, их жанры и т.д.
Слайд 11
Содержательная модель
Она должна давать ответ на
вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие
стороны жизни общества отображать. Содержательная модель конкретизирует главные тематические направления, изложенные в концепции, описывает постоянные темы издания.
Слайд 12
Содержательная модель
Номер открывается публицистическим материалом, посвященным актуальным политическим
событиям. В каждом номере издания публикуются официальные документы, принятые
на текущей неделе администрацией г. Омска и Омским городским советом. Основной массив публикаций - жанры оперативной информации — заметка, репортаж, интервью, отчет, корреспонденция.
Слайд 13
Содержательная модель (продолжение)
Темы, проблемы
– Национальный вопрос (Граница)
– Село
–
Журналистское расследование
– Рынок (цены, комментарий экономиста, проблемные статьи)
– Политические,
экономические проблемы глазами читателя.
– Предпринимательство
– Статьи о деловых людях
– Социальный портрет
– Новые законы и постановления. Комментарии к ним
– Вера, мораль, быт, культура, образование
– Благотворительность
Слайд 14
Содержательная модель (продолжение)
Темы, проблемы
– Семья, дом, воспитание детей,
отдых
– Культура быта
– Вкус, этикет, культура, спорт
– Религия, религиозные
праздники.
– Театр (проблемы, спонсорство, жизнь актеров, режиссеров, самодеятельные театры)
– Музеи
– Школа, (в т.ч. альтернативные формы обучения)
– Книгоиздание и книжная торговля
– Художник и край
– Индустрия отдыха (цирк, видео, парки, стадионы, дома и дворцы культуры и т.д.)
– Кино (рецензирование всех знаменитых отечественных и зарубежных фильмов)
– Письма (диалог с читателями)
– Уголовная хроника.
Слайд 15
композиционная модель издания
Определяет организацию содержания газеты, ее основные
тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение
во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы.
Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указывается номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания.
Слайд 16
Рубрики
Тематические рубрики. «Политика», «Экономика», «Международная жизнь», «Спорт» и
т.д.
Служебные рубрики.
Жанровые рубрики – «Актуальное интервью», «Репортаж», «Спортивное
обозрение», «Факт и комментарий» и др.
Временные рубрики – «Пульс недели», «Сегодня» и др.
Региональная рубрика – «Вчера в нашем городе», «В России», «За рубежом» и др.
Аудиторные рубрики – «Для вас, книголюбы», «Советы садоводам» и т.п.
Рубрика, указывающая на источник информации, публикуемой в газете: «От наших собственных корреспондентов», «Информационные агентства сообщают» , «Письма наших читателей».
По частотности. С этой стороны все рубрики разделяются на постоянные, которые используют в каждом номере газеты, и периодические, появляющиеся на ее страницах с определенными интервалами, например, — через номер или в определенный день недели. Кроме того в газете применяют разовые или эпизодические рубрики, связанные лишь с каким-то определенным материалом и исчезающие после его публикации.
Слайд 17
Виды публикаций, входящих в номер
Публицистические материалы, т.е.
все журналистские произведения. Они представляют основное содержание большинства газет.
Документальные
и официальные материалы. Достаточно много места таким публикациям уделяют газеты, учредителями которых являются законодательные и представительные органы власти. Сюда также входят развернутые сообщения руководителей организаций и предприятий о результатах собраний акционеров, о планах и программах будущей деятельности и т.п.
Частные документы. Это воспроизведение удостоверений, паспортов, свидетельств о рождении или о смерти какого-либо лица и т.п. – полностью или фрагментами.
Статистические данные. Почти всегда их готовят вне редакции – в статистических органах и других государственных и негосударственных структурах – в форме отдельных текстов: цифровых таблиц, сопровождаемых минимальным комментарием.
Слайд 18
Виды публикаций, входящих в номер
Подготовка научных и
технических публикаций .В газетах регулярно печатают советы садоводам и
огородникам, консультации местных медицинских работников и др.
Литературно-художественные публикации (рассказы, повести, стихи).
Справочные материалы: телевизионные и радиопрограммы, репертуар местных театров, метеосводки, расписание авиарейсов и т.д. К справочным материалам также относятся небольшие тексты, сопровождающие корреспонденцию или статью, и публикуемые часто под заголовком «Справка».
Развлекательные публикации в газетах. Кроссворды и сканворды, шахматные и шашечные этюды, подборки исторических анекдотов и остроумных изречений и т.п.
Рекламные материалы.
Частные объявления.
Слайд 19
Композиционная модель издания
Темы
1-я полоса:Официальное сообщение; оперативная (политическая,
общественная, хозяйственная) информация - в том числе и фотоинформация.
2-я
полоса:Социальные проблемы; политика, экономика, экология, жизнь края, реклама.
3-я полоса:Социальные проблемы; культура, литература и искусство, наука.
Жанры: аналитические и художественно-публицистические (зарисовка, эссе, очерк).
4-я полоса: Память, краеведение, спорт, досуг, светская хроника, дайджест, справочная информация.
Рубрики
1-я полоса:Первая колонка «Зеркало дня», официоз, новость, событие недели, в стране и мире, мнение, комментарий, граница.
2-я полоса.Приватизация, глубинка, резонанс, земля и воля, реформы, бизнес, нам пишут.
3-я полоса.Будем здоровы, еженедельная полоса «Глазами прессы», по пятницам телепрограмма и реклама, тематические подборки.
4-я полоса.Сад-огород, спорт, культура, хроника происшествий, кроссворд, юмор, реклама.
Тематические страницы и подборки.
Мы и мир, техника молодежи, позднее: 7 полоса (дайджест) тинэйджер, светлячок, ваше здоровье, почтовый дилижанс, литературная гостиная, автоклуб, клуб-ОК, абитуриент, тест, об отдыхе всерьез, сад-огород, неизвестная земля, четыре лапы и хвост, учительская, музейные раритеты.
Слайд 20
Графическая модель издания
фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания,
главные элементы его графической формы – особенности верстки, иллюстрирования,
основные текстовые и титульные шрифты и др. Размерные стереотипы фиксируют формат и объем издания, основной и дополнительный форматы набора, количество колонок и пробелы между ними. Стандартные операции набора закрепляют основной и дополнительный шрифты и кегли набора текста и заголовков, состав и принципы оформления постоянно встречающихся в номерах комплексов (заголовочный, титульный, служебный, иллюстративный и т. п.).
Эта модель также получает форму описания. Нередко, однако, она фиксируется и в виде макетов-стандартов каждой полосы издания.
Слайд 21
Графическая модель издания
Тип верстки
Шрифты
Комплекс первой полосы
Композиции заголовков
Средства
выделения
Иллюстрации
Реклама
Дополнительный цвет
Слайд 22
Графическая модель газеты «Ставропольская правда»
Постоянные элементы.
Заглавие включает
в себя логотип, герб края, слова «Общественно-политическая газета» прописным
на черном фоне, ниже слова «Газета издается с 7 декабря 1917 г. В 1967 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени» через пробел и черную точку - день недели, число, месяц и год, через точку номер выпуска и цена. В пятничном выпуске 8 полос, над логотипом крупно слово «Пятница» и рядом в 1-пунктовой рамке число, номер и цена номера.
Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.
Ширина колонки – 45 мм, 8 колонок на странице.
Шрифты.
Основной текстовой шрифт – «Прагматика» 8 кегль, 91%, дополнительный в «Зеркале дня» «Футурис» 8 кегль, п/ж.
Рубрики – «Таймс» п/ж , на прямоугольной выворотке или серой, прописным, сжатие до 70%, с черной подложкой.
Заголовки – «Прагматика», «Футурис», «Родео», «Компакт».
Слайд 23
Графическая модель газеты «Ставропольская правда»
Подпись к текстовкам
– Таймс п/ж, выключка вправо.
Вид верстки.
По конфигурации материалов –
прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга – перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, – асимметричная.
Линейки.
Используется 3 вида линеек – тонкая 1-пунктовая, 2-х и 4-х, материалы заключаются в рамочки, что придает полосе законченный вид.
Заголовки.
Выключка – влево. Набраны прописными и строчными буквами. Заголовки набираются на черном и сером фоне, а также сами буквы в заголовке могут быть черного и серого фона, с наложением друг на друга. Используется сжатие и растягивание букв. Заголовки в «Зеркале дня» с выключкой вправо и графика – черный квадрат.
Подложки.
Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении, так же при оформлении в подаче материала.
Иллюстрации.
Газета насыщенна иллюстрациями, использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры, заставки к тематическим полосам.
Слайд 24
Принципы композиции периодического издания
пропорции
равновесия
оптической иллюзии
контраста
Слайд 25
Свойства композиции
Целостность
стилевое единство всех элементов
постоянство и универсальность элементов
и средств композиции.
Слайд 26
методы формирования номера газеты
Систематизация - группировка материалов
по какому-то общему для них признаку — теме, жанру,
региону, времени описываемых событий, источнику информации, аудитории, которой они предназначены, и др.
Концентрация означает объединение этих материалов и их размещение в одной части номера, например, на какой-то одной его странице.
Выделение - распределение материалов по их значению и выделением главных из них — нестандартным шрифтом, форматом набора, версткой и другими полиграфическими средствами.
Слайд 27
За каждой из страниц газеты, имеющей композиционно-графическую модель,
закреплены определенные рубрики, разделы, жанры и т.д. Существуют и
определенные правила размещения материалов на полосе в зависимости от их важности, оперативности, актуальности («на открытие», «на закрытие», «чердаком», «подвалом» и др.)
Слайд 28
Расположение материалов в номере
Постановка сообщения на какую-либо страницу,
в какое-то место на полосе уже говорит читателю, как
расценивает редакция значение того или иного материала. На первой странице располагается наиболее важная и оперативная информация. Поскольку первая страница своеобразное лицо номера, дизайнеры особое внимание уделяют оформлению логотипа. В идеале логотип может оказывать заметное влияние на всю графическую модель, на выбор текстовых и заголовочных шрифтов.
Способ чтения слева на право определил расположение, хотя и условное, сообщений по важности с первой на четвертую страницы.
Слайд 29
Формы подачи материалов в номере
Полоса – страница издания,
заполненная текстом и иллюстрациями.
Разделы и рубрики номера компонуются чаще
всего в форме подборок. Подборка - это комплекс материалов, сгруппированных по определенному общему признаку, которые имеют общую рубрику или заголовок. В подборку входят минимум две публикации. На одной полосе могут находиться несколько подборок различного масштаба и размера.
Слайд 30
принципы компонования подборок:
Тематический блок посвящен лишь одной
определенной теме, которая раскрывается в его материалах разносторонне, сравнительно
широко (”Командарм. История у нас одна”).
Жанровый предусматривает общий жанр для всех публикаций подборки (заметки, письма, интервью, отчеты и т.п.).
По времени (”Вчера в городе”, “Новости недели”, “Когда верстался номер”, 24 часа планеты”
По месту (географическим признакам): речь идет о событиях в одном регионе, городе (”Омская панорама”, “Сегодня в Москве”).
По автору (”Читатели сообщают”, “Колонка редактора”).
Слайд 31
графическое оформление подборки
рамка;
линейки и полиграфические украшения;
блок выделяют
другим шрифтом, а если это тематическая подборка, то важнейшие
публикации выдвигают вперед, вверх.
Чтобы подчеркнуть тематическую близость материалов, которые составляют блок, их нередко набирают одинаковым текстовым шрифтом, который отличается от шрифтов, которыми набраны другие материалы полосы.
структура подборки зависит от количества колонок. Если колонка одна, то заметки можно поставить только одна под одной, если две – то можно оформить их друг за другом.
“Свечка”
Нередко можно увидеть в газете блок из 4-5-6 приблизительно одинаковых по объемом небольших заметок, поставленных на один столбец вертикально. Такой вертикальный столбец носит название “свечкой”. Так может быть сверстан не только блок, а и любой сплошь единый текст.
Слайд 32
Врез
Кроме рубрики на тематическое единство подборки или полосы
часто указывает и врез.
Врез - это краткое изложение содержания
текста, который подается без заголовка. В нескольких строках он в лаконичной форме рассказывает, чему именно посвящена подборка или полосу, объясняет цель, причину публикации. Врез - это своеобразная немногословная аннотация, которая помогает читателю ориентироваться в предлагаемых редакцией материалах подборки или полосы.
Такую аннотацию - врез чаще всего верстают в левом верхнем уголку полосы на 2-3 колонки или же на центральных колонках.
Как правило, врез выделяют полужирным шрифтом, большей частью курсивом, иногда увеличенного формата и кегля, в рамке. Эффектно выглядит и такое оформление вреза: набор измененным форматом и установление слева вертикальной жирной или полужирной линейки. В этом случае врез к подборке может стоять только в левом углу полосы.
Слайд 33
Тематическая страница
Когда подборка охватывает всю полосу, она превращается
в тематическую страницу. Тематическая страница - это “газетный удар”.
ее применяют лишь тогда, когда возможностей обычной подборки не хватает для достижения цели, поставленной перед редакцией. Она дает возможность достаточно глубоко и детально осветить актуальную тему.
Оформление тематической страницы, как и подборки, зависит от роли и значения ее материалов: все они посвящены одной теме, но разрабатывают ее по-разному: одни сообщают о фактах, другие эти факты комментируют, еще некоторые их обобщают, строят заключения и т.п..
Рубрика накрывает все материалы тематической страницы. ее набирают большим ярким шрифтом кегля 66 или даже 72 на полосе формата А 2 и кегля 36 или 48 на полосе формата А 3. Мелкий шрифт рубрики - один из недостатков оформления такой страницы. Хорошо выглядит рубрика, соединенная с иллюстрацией, например, фотоснимком.
Тематическую страницу верстают чаще асимметрично - это позволяет динамичнее располагать материалы и лучше выделить важное. Но возможна и симметричная верстка такой страницы, скажем, как юбилейная.
Слайд 34
Обменная и объединенная страницы
Для обмена опытом или с
целью взаимной информации газеты печатают обменные страницы. Иногда такая
страница готовится редакцией одной газеты по просьбе другой, которая потом публикует ее под соответствующей рубрикой. В некоторых случаях редакции обмениваются страницами, которые потом появляются в обеих газетах.
Макет обменной страницы чаще всего разрабатывает та редакция, которая готовит материал. В начале обменной страницы часто воспроизводится название газеты, которая ее подготовила.
Сменная (или зональная) полоса представляет собой одну из страниц газетного номера, печатающуюся в нескольких вариантах. Каждый из них предназначается для определенной части того региона, который обслуживается данной газетой. Например, в газете «Аргументы и Факты» целых два вида сменных полос: «АиФ – Сибирь» и «АиФ – Омск».
Разновидностью обменной страницы является объединенная или совместная страница. Она посвящается теме, которая вызывает интерес в нескольких газет и готовится по плану, совместно разработанным редакциями. Их представители согласовывают единый макет такой страницы, который определяет особенности ее верстки и оформление. Объединенную страницу печатают одновременно во всех газетах, для которых она готовилась.
Слайд 35
Тематический номер
Номер полностью посвящается одной актуальной теме,
его материалы детально освещают разные ее аспекты.
Выпуск тематического номера
нуждается в специальной подготовке. В редакции с этой целью, как правило, создают группу для разработки плана номера. Потом к его подготовке привлекается весь коллектив.
Слайд 36
Целевой разворот
Есть два значения этого термина.
1. Две
сопредельные страницы с материалами разного характера.
2. Форма подачи
материалов на двух внутренних сопредельных полосах, где объединяют большим заголовком разножанровые публикации на какую-то одну широкую тему с совмещением двух смежных страниц, если требуется — со снятием разделяющего их чистого средника. Разворот без средника дает некоторый выигрыш полезной площади и широкие возможности варьировать формат текстовых колонок.
Очень удобен для использования в газетах, выходящих с форматом полос АЗ или А4. Он позволяет оформителям преодолевать недостатки малого формата.
В газетах встречаются два его вида - разнотемный и тематический.
Разнообразное иллюстрирование - важное средство для улучшения и оживления оформления разворота. Отсутствие или недостаток иллюстраций делает его серым. Но не следует перенасыщать разворот иллюстрациями, чтобы не превратить его в плакат.
Рубрика на развороте набирается большим шрифтом.
Слайд 37
спецвыпуск
Под спецвыпуском понимают несколько форм подачи материалов в
газете. Одна из них – дополнительный специальный выпуск газеты,
сообщающий о каком-либо сенсационном событии, произошедшем уже после выхода обычного номера. Другая форма спецвыпуска представляет собой целевую страницу, выходящую с определенной, известной его читателям, периодичностью под постоянным названием, например, «Студенческий меридиан» или «Пенсионер», со своим порядковым номером. Он обращается к какой-то части читательской аудитории газеты — возрастной, половой, профессиональной и т. п. Особенно часто спецвыпуски применяют в молодежных изданиях.
Оформление спецвыпусков определяется правилами оформления тематической страницы. Как правило, они выходят под особыми названиями, оформленными в виде постоянных рубрик, с известной читателям периодичностью.
Слайд 38
газета в газете
Иногда спецвыпуск приобретает форму газеты в
газете. Последние две страницы номера в таком случае оформляют
в виде отдельной газеты на четырех полосах малого формата со своей версткой и постоянным названием.
Она оформляется как отдельная, самостоятельная газета со своей заголовочной частью, особенностями верстки материалов и формата набора. Газету в газете часто выделяют дополнительным цветом. О ее выходе нужно сообщить “свистком” на первой странице.
Слайд 39
Приложение к газете
Приложение призвано увеличить аудиторию издания, включить
в нее новых читателей. Не случайно большинство приложений занимают
горизонтальные ниши какого-либо сегмента рынка периодических изданий. Каждое из них рассчитано на представителей определенной социальной группы. Так, приложение «Я - Молодой» к «Аргументам и фактам» нацелено на юношескую аудиторию, а приложение «Кот и пес» - на многочисленных любителей домашних животных. Другая еще более важная цель выпуска приложений к газете – расширение площади для публикации рекламы и строчных объявлений и тем самым обеспечение роста доходов редакции.
Приложения весьма разнообразны по типу, периодичности выхода, способу распространения и другим характеристикам. Периодичность их выхода колеблется в зависимости от типа и величины их аудитории – от недели до двух недель и месяца. Весьма популярны тематические приложения: «Банки», «Автомобиль», «Строительство» и т.п., выходящие по определенному графику или по мере накопления редакцией средств для их выпуска.