Слайд 2
Музыка и музы
Слово музыка произошло от имени богини
Музы (в пер. мыслящая), покровительницы искусств. Первоначально Муза была
единственной. Поэтому Гомер в «Одиссее» упоминает только одну музу:
Для всех людей земных певцы достойны
награды и чести, потому что муза обучила
их напевам, ибо возлюбила она племя певцов.
К единственной музе обращается и Пиндар: «О, владычица муза, мать наша».
Слайд 3
Музы
С течением времени муз стало девять. Согласно греческой
мифологии, они являются дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти).
В период классической Греции окончательно закрепились их функции:
Каллиопа – прекраснозвучная – муза эпической поэзии и знания, изображалась со свитком и палочкой для письма.
Клио – прославляющая – муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма.
Евтерпа – очаровательная – муза лирической поэзии (музыки), изображалась с флейтой и лирой в руках.
Слайд 4
Музы
Талия – цветущая – муза комедии, изображалась с
комической маской.
Мельпомена – поющая и танцующая – муза трагедии,
изображалась с трагической маской и венком из плюща.
Терпсихора – услаждающая хороводом – муза танца, изображалась с лирой и плектром.
Эрато – прелестная – муза лирической поэзии, изображалась с лирой в руках.
Полигимния – многопрославляющая – муза серьезной гимнической поэзии.
Урания – небесная – муза астрономии, изображалась с небесным сводом и циркулем в руках.
Слайд 7
Полигимния Терпсихора Урания
Слайд 8
Музы
Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют
те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и
должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
Слайд 9
Гесиод. Теогония
Блажен человек, если музы любят его:
Как приятен
из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой
овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Слайд 14
Аполлон
Покровителем муз считался бог Аполлон - в греческой
мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель
искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.
Слайд 16
Гомер
Рапсод (аэд) [< греч. rhapsōdos < rhaptō сшиваю
+ ōdē песнь] - странствующий певец, исполнявший под аккомпанемент
лиры эпические песни.
Слайд 17
«Илиада» и «Одиссея»
– первые дошедшие до нас памятники
греческой художественной литературы.
Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне.
Слайд 18
— стихотворный размер, в котором каждый стих состоит
из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких
слогов.
Гекзаметр
Гомер. «Одиссея»
Песнь девятая[РАССКАЗ ОДИССЕЯ О ЕГО ПРЕБЫВАНИИ В ЗЕМЛЕ ОДНОГЛАЗЫХ ЦИКЛОПОВ]
Дальше оттуда мы двинулись в путь с опечаленным сердцем.
Прибыли вскоре в страну мы не знающих правды циклопов,
Гордых и злых. На бессмертных надеясь богов, ни растений…
Слайд 19
Музыка
В 1883 году
в Малой Азии, недалеко от древнего города Трал была
найдена мраморная погребальная стела ([греч. stēlē столб] - каменная плита и столб с надписью или рельефным изображением в память о ком-чем-нибудь) с выгравированным на ней текстом эпитафии некоему Сикилу (приблизительно 2 в. до н.э.). Вместе с обычным текстом на ней были обнаружены знаки древнегреческой нотации.
Слайд 22
В 1892 году был обнаружен
небольшой нотный фрагмент из трагедии Еврипида «Орест»; в 1893
– отрывки нотных текстов двух гимнов Аполлону в афинской сокровищнице в храме Аполлона в Дельфах. И далее все новые находки пополняли арсенал сведений о греческой музыке - в 1918, 1955, 1959, 1965, 1972 (нотный отрывок из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде»). В настоящее время известно около 50 различных фрагментов древнегреческой музыки.
Слайд 25
Лирика
Термин "лирика" (от греч. lyrikos - произносимый под
звуки лиры) возник в эллинистический период. Его употребляли по
отношению к сольным и хоровым песням, которые исполнялись под аккомпанемент лиры. Разницы между стихотворением и песней не существовало, так как вся поэзия исполнялась нараспев. Существовала сольная лирика и хоровая лирика.
Слайд 26
Жанры сольной и хоровой лирики:
элегии, сколии (застольные песни),
эпиталамии (свадебные песни, исполнявшиеся перед дверями комнаты молодоженов),
гименеи
(свадебные песни, с которыми невесту провожали от дома родителей до дома жениха),
оды, эпиникии (победные песни, сопровождавшие въезд в город победителей),
гимны богам (дифирамб – гимн в честь бога Диониса, пеан – гимн в честь бога Аполлона),
трен (похоронный плач) и др.
Слайд 27
Поэты-мелики
Архилох с острова Парос (VII век до
н.э.) - первый греческий поэт, рассказавший в стихах о
себе и своих чувствах.
Алкей и Сафо (Сапфо) (VI век до н.э., о. Лесбос)
Анакреонт (вторая половина VI века)
Пиндар (ок. 518-442 или 438 до н. э.)
Слайд 33
Музыкальные инструменты
В Древней Греции самым популярным и доступным
инструментом была лира - струнный щипковый инструмент. Пение под
лиру – лиродия – было весьма распространено.
Слайд 38
Кифара
Кифара – инструмент, близкий лире, но более совершенный.
Если лиру можно считать инструментом для всех любителей музыки,
то кифара – инструмент профессионалов. Звуковой ящик был более крупным, звук – громче и по весу инструмент был тяжелее. Наиболее известным кифаредом был Терпандер из Антиссы (о. Лесбос, 1-я пол. 7 в. до н. э.).
Слайд 39
Авлос
Самым распространенным духовым инструментом в Древней Греции был
авлос – ( άύλόξ – греч. трубка). Согласно мифу,
авлос изобрела богиня Афина. Но когда она попробовала сыграть на нем и увидела в ручье отражение своего искаженного напряженного лица, то с негодованием отбросила инструмент, который был найден фригийцем Марсием. Овладев им в совершенстве, он вызвал на состязание самого Аполлона и был побежден богом. Исполнитель на авлосе именовался авлетом.
Слайд 44
Пифийский ном
Авлодия (пение с сопровождением авлоса) начинает развиваться
одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является
фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном. «Пифийский ном» состоял из нескольких частей:
испытание – вступление, в котором Аполлон проверяет, годится ли местность для сражения;
призыв – вызов дракона на поединок;
ямбикон – имитация сражения;
спондейон – религиозная мелодия, игравшаяся перед алтарем во время жертвоприношений;
финальный хоровод, смысл которого выражен в словах «бог танцует победные песни».
Слайд 45
Флейта Пана
Флейта Пана – сиринкс (сиринга, в пер.
с греч., свистеть) упоминается у Гомера как инструмент пастухов:
«пастухи, наслаждающиеся сирингой» («Илиада»). Конструкция представляла собой ряд тростниковых трубок различной длины, соединённых вместе (от 5 до 10). Верхние окончания трубок были одной длины, нижние образовывали собой изгиб, напоминающий, как пишет Поллукс, крыло птицы. Звук извлекался при помощи вдувания воздуха в отверстия трубок.
Слайд 46
Сальпинга
Сальпинга – древнегреческая труба, которая первоначально изготавливалась из
рогов животных и имела несколько загнутую форму. Есть свидетельства
об изготовлении сальпинг из слоновой кости. Однако чаще всего их делали из меди и железа. Сальпинга имела костяной мундштук. На ней извлекались звуки обертонового ряда. Она активно применялась в общественной, религиозной и особенно в воинской жизни в качестве сигнального инструмента.
Слайд 48
Ударные инструменты
Кимвалы – состоят из двух полых полусферических
металлических пластинок различных размеров (прообраз современных тарелок). Обычно использовались
в религиозных обрядах.
Тимпан (в пер. с греч., бить, ударять) представляет собой круглый обруч, обтянутый с обеих сторон мембраной, выделанной из шкуры животного.
Слайд 51
Ударные инструменты
Систр ( в пер.
с греч., дрожу, трясу) изготавливался в форме металлической подковы
с рукояткой и свободно прикрепленными к подкове металлическими колокольчиками. Звучание систра, когда его трясли, не было резким, так как, по словам Поллукса, систр служил игрушкой, с помощью которой убаюкивали детей.
Слайд 53
Гидравлос
Изобретение органа приписывается Ктесибию из Александрии (вторая треть
3 века до н.э.). К сожалению, образцов этих древних
инструментов практически не сохранилось. Есть изображения, описания (Витрувия - 1 век до н, э.) и упоминания в литературе, свидетельствующие о его популярности. Гидравлос состоял из клавиатуры, аппарата, нагнетающего воздух, который поступал в ряды труб через специальные отверстия.