Слайд 2
Импрессионизм: остановленное мгновение
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression - впечатление),
направление в искусстве последней трети 19 - начала 20
вв. Сложилось во французской живописи 1860-х - начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей).
Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды. Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров, цветными тенями.
Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь в России).
В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение "впечатления" - непосредственного, мимолетного, изменчивого - как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии импрессионизм Анненского, К. Бальмонта.
Современная энциклопедия. 2000.
Слайд 3
1. Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872
Слайд 4
2. Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869
Слайд 5
3. Клод Моне. Прибытие поезда. Вокзал Сен-Лазар. 1877
Слайд 6
4. Огюст Ренуар. Большие купальщицы. 1884–1887
Моне. Японский мостик и кувшинки 1899
Слайд 8
6. Клод Моне. Японский мостик. Ок. 1923
Слайд 9
основные достижения импрессионизма
Основа для художественных поисков будущей живописи
авангарда:
упрощение техники в соответствии с художественной задачей;
выход за пределы
соразмерных человеку временных промежутков;
превосходство авторского видения над точностью воспроизведения видимого;
развеществление натуры и движение в сторону абстракции.
Все эти характерные для ХХ века тенденции впервые проявились у импрессионистов.
Слайд 10
Постимпрессионизм: прорыв сквозь
визуальную реальность
7. Поль Гоген. Видение после
проповеди. 1887
Слайд 11
8. Поль Гоген. Христос в Гефсиманском саду. 1889
Слайд 13
10. Поль Гоген. Аве, Мария! 1891
Слайд 14
11. Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар. 1885–1895
Слайд 15
12. Поль Сезанн. Яблоки и апельсины. Ок. 1899
Слайд 16
13. Винсент Ван Гог. Персиковое дерево. 1888
Слайд 17
14. Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с кипарисами.
1889
Слайд 18
Художественные достижения постимпрессионизма
Растворение границ между реальным и художественным
мирами,
выход за пределы видимого,
поиски вневременных глубинных структур
реальности и мироздания, их разумных оснований,
акцент на индивидуальном восприятии и эмоциональной выразительности
– таковы особенности творчества постимпрессионистов, получившие в ХХ веке свое развитие в живописи авангарда.
Слайд 19
Модерн: декор картинной плоскости.
15. Михаил Врубель. Демон
сидящий. 1890
Слайд 20
Стиль модерн и связанный с ним символизм.
Морис Дени:
«Картина, прежде чем она стала боевым конем, обнаженной женщиной
или каким-либо анекдотом – есть прежде всего плоская поверхность, покрытая красками в определенном порядке».
Cтиль модерн позволял сознательные условности в изображении натуры и рассматривал картину как декоративно раскрашенную плоскость.
Художник в понимании символизма становится посредником между мирами, медиумом, проникающим в запредельное, за внешнюю оболочку мироздания.
Предмет изображения становится символом, то есть воплощением глубинной связи между материальным видимым миром и нематериальным сокровенным, постигаемым внечувственно, с помощью интуиции, озарения и тому подобных антинаучных (непозитивистских), но художественных методов.
Слайд 21
16. Эдвард Мунк. Танец жизни. 1900
Слайд 22
17. Поль Серюзье. Талисман. 1888
Слайд 23
Примитив: новая эстетика
18. Голова идола, Киклады. 2700–2300 до
н.э.
Важную роль в формировании новой эстетики сыграло и
обращение искусства к презираемым образцам, считавшимся наивными, несовершенными или попросту отсталыми. Продолжая поиски простоты, многие художники пришли к минимализму, и приучили публику к эстетике лаконизма.
Слайд 24
19. Анри Матисс. Красная комната. 1912
Слайд 25
Фовизм(от фр. fauve – дикий): сияние чистого света
Еще
одной составной частью нового искусства стали находки фовистов, ведомых
Матиссом, которому самому суждено было стать одной из величайших фигур живописи авангарда.
Фовисты разделяли мнение художников модерна о том, что живопись должна возбуждать эмоции с помощью цвета и формы, а не сюжета. «Для меня важнее всего выразительность», – писал Матисс, и уже само по себе это высказывание ведет нас в ХХ век (вспомните аналогичные выводы из творчества Ван Гога).
Но Матисс еще и добавлял: «я не делаю различий между моим ощущением жизни и тем, как я это выражаю... Главной задачей цвета должно быть содействие этому выражению – настолько хорошо, насколько возможно».
Слайд 26
20. Андре Дерен. Мост Чаринг-Кросс в Лондоне. 1906
Слайд 27
Выводы
Модерн и символизм совершили важный шаг к условному
изображению предмета на картинной плоскости, отказавшись от иллюзорного воспроизведения
трехмерного пространства и сделав упор на декоративные свойства красочной поверхности картины.
Обращение к искусству примитива обогатило живопись новыми канонами красоты.
Фовизм раскрыл богатые выразительные возможности чистого цвета.
В ХХ веке все эти находки были подхвачены и активно развиты мастерами авангарда.
Слайд 28
Практикум
1. Взгляните на живопись импрессионистов с точки зрения
потери предмета и развеществлению натуры. Внимательно рассмотрите картину Ренуара
«Качели» и обратите внимание на то, что и платье героини, и земная поверхность под ногами будто сотканы из одной эфемерной световоздушной живописной материи. Отметьте совпадение кремовых и синих тонов ткани с бантами с окраской солнечных бликов и теней на земле. Сравните развеществленную натуру «Качелей» с весомой телесностью поздних работ того же Ренуара, например «Больших купальщиц» (4). С той же точки зрения сравните два портрета Жанны Самари (1, 2).
2. Сравните яблоки Сезанна и Караваджо . Какое из этих яблок, что называется, просится в рот? Какой из двух художников копирует, воспроизводит реальность, а какой создает эквивалент натуры на холсте?
Слайд 29
Практикум
3. Вспомните, что христианская икона, как и символистская
картина, не изображает свой «предмет», а лишь символизирует его,
приоткрывает окно в духовный мир. Обратите внимание, что такая художественная задача неизбежно влечет за собой условность изображения. Найдите параллели между иконописцем и художником-медиумом у символистов.
4. Сравните картины Матисса «Обеденный стол» (1) и «Красная комната» (2). Отметьте полное сходство сюжетов (служанка накрывает на стол) и совпадение изображаемых объектов (стол, стул, окно, посуда, человек, столовые приборы). Обратите внимание на принципиальную разницу живописной манеры. Ранняя картина претендует на воспроизведение пространства и объемов, а также реальной окраски предметов в конкретных условиях освещения. Позднее полотно насыщенно декоративно, наполнено абстрактным чистым цветом, а изображение плоское, стол фактически сливается со стеной. Какая картина из двух тяготеет к изобразительности, а какая — к выразительности?
Слайд 30
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Почему импрессионисты отказались
от традиционной техники живописи?
Как импрессионизм и постимпрессионизм вышли за
пределы соразмерных человеку временны/х интервалов?
Что важнее: авторское видение живописца или точность воспроизведения натуры? Почему?
В чём состоит позитивистское мировосприятие? Почему
постимпрессионисты от него отказались?
Как художники пришли к плоскостному пониманию живописной поверхности?
Как символисты понимали отношения между материальным и нематериальным миром?
В чём состоит вклад примитивного искусств в формирование новых канонов красоты?
Почему фовисты изображали предметы не теми цветами, которыми они окрашены в реальности?